Творческая работа по географии Использование технологии развития критического мышления для формирования деятельности учащихся на уроках географии


Министерство образования и наук Республики Казахстан
КГУ «Городской лицей»
Использование технологии развитие критического мышления для формирования деятельности учащихся на уроках географии
Учитель географии: Кубаева Г.Р.
Атырау 2017 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Технология развития критического мышления …………………………5
Стадии критического мышления …………………………………………8
Приемы и стратегии технологии критического мышления, применяемые на уроках географии ……………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………23

Введение
«Результатом обучения школьников должно
стать овладение ими критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого
анализа информации»
Н.А. Назарбаев
В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования и востребованности педагогического опыта в практике, средняя школа должна готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями самообразования, адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющим принимать решения. Базой для формирования компетенций обучающихся является предмет география как основополагающая область, которая вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира и как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире.
Столкнувшись с трудностями, которые возникают у обучающихся при изучении географии, а именно, недостаточное умение работать самостоятельно с учебной и научной информацией, недостаточное умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике, я решила, что наиболее удачной технологией в преподавании предмета может стать технология развития критического мышления.На уроках и во внеурочной деятельности я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации познавательной деятельности.
Целью доклада является научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, научить работе с текстом, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом.
Задачи поставленные для достижения цели:
исследовать вопросы теории критического мышления;
разработать критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников;
исследовать учебную мотивация школьников, скорость протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного мышления;
научить обучающихся самостоятельно работать с учебными текстами, понимать информацию, применять умения на практике.
Эти ориентиры обусловили мою внутреннюю, профессиональную потребность, стремление найти для себя наиболее эффективные подходы к преподаванию географии, продуктивные современные педагогические технологии. В процессе своей пока ещё непродолжительной педагогической деятельности я пришла к убеждению, что именно технология развития критического мышления позволит решить ряд задач, касающихся обновления содержания образования в целом и географического в частности.
Использование в процессе обучения географии технологии развития критического мышления на уроках географии позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспечивать учёт индивидуальных особенностей школьников. Использование технологии позволит развивать умения сотрудничать и работать в группе, самостоятельно систематизировать информацию.
В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Технология развития критического мышления
«Критическое мышление, есть принятие
обдуманных решений о том, как следует
поступать и во что верить».
Роберт ЭннисВ своем выступлении в Казахском Национальном университете имени Аль-Фараби Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал: «…первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках…». «Все педагоги должны использовать критическое мышление в своей практической деятельности. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане», - говорится в программе Кембриджского университета. Критическое мышление рассматривается в Программе как развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у учителей. Критическое мышление развивается, когда новая информация имеет связь с личным, жизненным опытом ребенка, его можно считать отправной точкой для развития творческого мышления.
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями XXI века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
Д. Клустер выделяет пять пунктов в определении, что такое критическое мышление.
1. Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, — или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» современная «надпредметная» технология. Она решает следующие задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Любой ли человек может мыслить критически? Жан Пиаже писал, что от 11-12 лет к 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. С 11 лет до 14 резко возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка.
Таблица 1.
Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением
Критическое мышление Обыденное мышление
Оценивающие суждения Взвешенное суждение Личное предпочтение
Классификация Группирование
Допущение Верование
Формулирование выводов на основе логических умозаключений Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл»
Понимание принципов Случайные ассоциации
Построение гипотезы Предположение
(без достаточных оснований)
Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов
Формирование суждений на основе критериев Формирование суждений на основе опыта и примеров
Технология критического мышления формирует навыки работы с информацией по географии через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл.

2.2. Стадии критического мышления.
Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
Вторая фаза (реализация смысла) - главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов. Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.
Таблица 2.
Три фазы развития критического мышления
Стадия
(фаза) Деятельность учителя,
задачи данной фазы Деятельность
учащихся Возможные приемы и методы
Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию, до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные, неверные утверждения;
- перепутанные цепочки и т. д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах.Стадия осмысления (реализации). Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает, (слушает) текст, использую предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «V», «+», «-»,
«?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах
Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе;
- исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д., изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах- группах.
Первая фаза – фаза Вызова
На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:
- самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.
- пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.
- самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления.
Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления).
На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:
- организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.
- самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.
Третья фаза – фаза рефлексии.
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:
- самостоятельно систематизировать новый материал.
- определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит).
Таблица 3.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия
Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
2.3. Приемы и стратегии технологии критического мышления, применяемые на уроках
1. Прием «Представление информации в кластерах»
Кластеры (блоки идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала. Делая какие – то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Рисунок. Графическое представление размещения информации в кластере.

Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. расположены в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: Это наша тема. Вокруг нее – планеты, т. е крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, или на стадии рефлексии.
2. Прием ЗХУ
Данный прием был разработан Донной Огл. Чаще всего я использую его, когда ориентирую обучающегося на выполнение самостоятельной работы. Данная работа представляется в виде таблицы.
Таблица 4.
«Знаем – хотим узнать – узнали»
Знаю (что мы знаем) Хочу узнать (что мы хотим узнать) Узнал (что мы узнали и что нам осталось узнать)
Категории информации (категории информации, которыми мы намерены пользоваться) Источники информации (источники, из которых мы намерены получить информацию) Для эффективного использования данного приема необходимо помнить некоторые рекомендации автора:
Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.
Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.
Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.
Познакомьтесь с текстом (фильмом, послушайте рассказ преподавателя).
Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.
Посмотрите, нельзя ли расширить список «категорий информации», включите в него новые категории (после работы с новой информацией), запишите это.
Поработайте с третьей частью таблицы. В ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Запишите новую и интересную информации, которую вы получили на занятии.
Если текст не дал Вам исчерпывающей информации и возникли новые вопросы, таблица может выглядеть так:                                         
Таблица 5.
Знаю Хочу узнать Узнал Хочу узнать (новые вопросы) Узнал
(новые источники информации)
3. Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой.
В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.
ИНСЕРТ
I - interactive       самоактивизирующая     « V » - уже знал
N - noting             системная разметка        « + » - новое
S - system            для эффективного          « - » - думал  иначе
E - effective          чтения и размышления              « ? » - не понял, есть
R - reading and                                                                      вопросы
T - thinkingПри работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам:
1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» ,  «v»,
«-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
После заполнения таблицы, информация представленная в ней может стать предметом обсуждения на уроке, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально. При заполнении таблицы дети часто пишут в таблицу не ключевые слова, а целые предложения, так как не научены правильно представлять информацию. И здесь я должна их научить выбирать наиболее значимые слова и фразы. Кроме того у моих обучающихся разный темп чтения, поэтому вполне допустимо, что ребенок заполнит только какую-то часть таблицы, например «не понял, есть вопросы».
4. Прием «Фишбон» (Fish bon).  
Для того, чтобы учащиеся в процессе чтения текста смогли четко сформулировать проблему, обозначить направления поиска ее решения, можно воспользоваться приемом Фишбон. Представим, что ученики изучают тему «Антропогенное воздействие». После работы на этапе вызова, они читают текст, из учебника.
В процессе чтения, учащиеся работают со схемой Фишбон, что в переводе означает «рыбный скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние «косточки». На верхних «отростках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (кстати, эти записи они могут сделать и на фазе вызова, до чтения текста в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних «косточек» есть нижние отростки, на которых обучающиеся по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие существование сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
5. Синквейн   Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________Действия__________________________________________________________ Чувство (фраза)_____________________________________________________
Повторение сути____________________________________________________
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:
Африка
Жаркая, сухая.
манит, пугает, интересует.
Ну почему этот материк от нас так далеко!
Материк.
6. Стратегия решения проблем Дж. БрэмсфордаЧасто, в тексте автор ставит перед читателем различные проблемы. Это прекрасный повод для задействования навыков критического мышления. Читатель задумывается о том, как бы он сам решил эту проблему. Иногда его метод отличается от того, который предложен автором текста.
В данном пособии предлагается одна из возможных стратегий решения проблем при чтении текста. Дж. Брэмсфорд разработал способ, который может помочь учащимся «идеально» подойти к решению проблемы», и который называется IDEAL.
Стратегия IDEAL
I — Выделите в тексте проблему.
D — Опишите ее (выявите ее суть).
Е — Определите варианты подходов к решению проблемы.
А — Действуйте (решайте).
L — Сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.
Я зачитываю отрывок текста, в котором описана проблема, требующая решения.
После того, как ученики прослушали отрывок из текста, им предлагается решить поставленную автором проблему, которую необходимо сформулировать самостоятельно. Для работы в данном режиме предлагается следующая таблица:
Таблица  6.                                
Лист для решения проблем
1. Какую главную проблему должны решить герои? 2. Какой важной информацией снабдил Вас автор?
3. Что еще Вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4. Каковы три главных способа решения проблемы?
5. Какой из выбранных Вами способов наилучший? Почему? Ученики работают в парах, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы.
После окончания данной работы преподаватель просит высказаться каждую пару. При этом он заполняет сводную таблицу на доске. Далее, классу необходимо выбрать два способа из всего разнообразия возможных решений проблемы в процессе дискуссии «Совместный поиск», отмечая при этом все плюсы и минусы этих способов.
В заключительной части модельного урока можно сравнить выбранные учениками способы решения проблемы с тем, который предложил сам автор текста. Преподаватель читает текст до конца.
7. Таблица ПИМ
Автор Эдуард Боно для чтения не эмоционально окрашенных текстов.
1. Прежде, чем учащиеся начнут читать текст, предложить им нарисовать таблицу из трех граф:
Таблица 7.
«+» «-» «?»
1. «Плюс» - сюда записываются те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего»? (для ученика, для взрослых, для человечества, для государства)
2. «Минус» - в нее записываются те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» (для кого бы то ни было)
3. «Интересно» обозначается «?»- предназначена для записи различных интересных фактов, мыслей, предположений. Даже если будет одна запись это прекрасно. По моим наблюдениям, такой вид таблицы подходит для сложных, неинтересных текстов.
8. "Тонкие и толстые вопросы"
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Таблица 8.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
Толстые ?Тонкие ?   Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?   Почему Вы думаете ...?   Почему Вы считаете ...?   В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?   Что, если ... ?   Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: В каком году Христофор Колумб открыл Америку?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. Например, в чем различие климата материков Африка и Южная Америка?
Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.
9.Стратегия «ПРИМА».
Дети работают в группах по 3 или 4 человека, можно организовать работу в парах. На каждый этап отводится строго дозированное время. На каждом этапе идёт заполнение таблицы. Совместно, сражаясь с проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Например, тема «Вулканы».
Таблица 9.
Задание Комментарии
П- поколдуем
Представьте, что вы в силах изменить ситуацию, помочь городу и людям, до извержения вулкана.
Как вы это сделаете, что вы сделаете, ваши действия. 1. Сообщение по радио, телевидению, в газетах
2. Эвакуация людей.
3. Оповещение на машинах
Р- решим проблемы
Предположите, с какими проблемами вы столкнётесь, реализуя свой план помощи 1. Непонимание людей
2. Паника.
3. Нежелание уехать из города
4. Спрятались
5. Грабёж,  варварство
И
- иной взгляд На третьем этапе каждая группа составляет историю, рассказанную от лица вулкана (друг другу рассказывают)
М
- может случиться
Представьте ситуацию не удалось исправить и ….. что может произойти.
Допишите финал этой истории. (члены группы выполняют задание индивидуально) 1. Пожар
2. Гибель людей
3. Гибель города (разрушение)
А
- а что дальше
Всё уже случилось, что мы можем сделать после этого, на будущее
1. Оповещение людей
2. Срочная эвакуация
3. Убеждать, что это опасно
Приём используется на стадии осмысления. На этапе вызова, когда идут первые минуты урока,  детей нужно увлечь или подкинуть им какую либо проблему.                            
10. Верите ли, вы …
Например. Урок по теме «Антарктида»
1) что Антарктида – самый холодный материк?                                                   
2) что в Антарктиде есть львы и леопарды?
3) что Антарктида принадлежит России?
4) что в Антарктиде нет постоянного населения?
5) что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?
По опыту знаю 50% и более ответов – не верю. В конце урока или по ходу – дети корректируют свои знания.
Предлагается таблица .В начале урока №1 №2 №3 №4 №5
«верю» «не верю» В конце урока «верю» «не верю» 11. «Верные и неверные утверждения».   
Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.   
Таблица 10     
Утверждения До чтения (слушания) После изучения материала
Коренные жители Ю. Америки – индейцы.
В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.
На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.
Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты. 12.Прием «Ключевые слова».
Детям предлагается записать за 1-3 минуты всё, что приходит им в голову, например,  о климате Африки (7 класс). Затем даю поразмыслить над написанным, с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит. Один-два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них слова есть, каких нет. Слова, которые пишут ученики: температура, давление, ветер, облака, рельеф, горы и равнины, атмосфера. Второй вариант: предлагаются ключевые слова, я сама их записываю на доске. Организуется групповая или работа в парах: учащиеся составляют небольшой рассказ, используя эти слова. А затем на стадии осмысления ищут подтверждения своим предположениям.
Пример 7 класс. Тема «Природные зоны Африки». Задание на стадии вызова: составьте рассказ с написанными на доске словами; на стадии осмысления: прочитав параграф учебника, внесите изменения или дополнения в свой рассказ. Ключевые слова: экваториальный лес, саванны, пустыни, львы, бегемоты, лианы, ярусы, ночной образ жизни, жираф, верблюд.Возможно, прием ключевые слова сочетать с приемом «Вопросительные слова».
Например, «Крупные формы рельефа» 7 класс.
Таблица 11.
Вопросительные слова Ключевые слова темы
Что?
Для чего?
Какие?
Из чего?
Как?
Где? горы,  равнины, местность, горные породы, приборы, коричневый цвет на карте, неровности земной поверхности, литосфера, земная кораДети составили вопросы:
- Что такое рельеф?
- Какие горы есть в нашей стране?
- Из чего состоит земная кора?
- Для чего на карте коричневый цвет?
- Как в горах образуются горные породы?
- Где находятся равнины? и другие.
Далее работа осуществляется в группе. Выбирают 2-3 вопроса, самые интересные, на которые хотели бы получить ответ в первую очередь. В итоговом списке остаётся два вопроса. Для того, чтобы с новой темой ученики знакомились последовательно-логично, необходимо обсудить, на какие из вопросов следует ответить в первую очередь, на какие потом. Каждому вопросу на доске присваиваем номер. Согласно этой последовательности ученики и будут делиться своими открытиями в группе.
13. «Перепутанные логические цепочки»
Обучающимся предлагаются перепутанные логические цепочки процессов и явлений, они должны расставить в правильной последовательности. Например, в теме «Природные зоны Евразии» я предлагаю такое задание правильно расположить природные зоны с севера на юг. «Тундра, тайга, арктическая пустыня, степь, пустыня, смешанный, широколиственный лес, жестколистные вечнозеленые леса, экваториальный лес».14. Концептуальная таблица
Таблица 12.
Объект сравнения ЮАР Сомали Марокко
Линия сравнения Площадь страны Природа Население Такую таблицу, я предлагаю использовать, когда надо сравнить три и более объекта. При такой работе дети самостоятельно находят отличительные черты, проводят сравнение объектов.
16. Прием «Эссе» (пятичастное), семь предложений.
1. Введение (это актуальность)
2. Тезисы (главная идея)
3. Три аргумента, доказательства тезиса
4. Перефразировка тезиса
5. Вывод (перспектива).
Я должна заметить, это сложный вид работы и удается он не каждому ребенку. Пример эссе по теме «Природные зоны Африки» письмо путешественника из экваториального леса. «Экваториальный лес для меня всегда был очень загадочен, поэтому я приехал сюда. Здесь я узнал, что это «легкие» планеты, в нем живут 3000 видов растений и животных, деревья растут ярусами, всегда влажно и жарко.
Легкими планеты лес называют за большое количество кислорода, который вырабатывают зеленые растения. Многочисленным животным здесь много еды и убежища, деревья тянутся к свету и растут ярусами.
Экваториальный лес, это уникальное место на Земле. Мы все должны понимать его значение и люди на земле должны охранять его».
Прием обучения написания эссе можно применять на факультативных занятиях, при подготовке к исследовательской работе.   
17. «Мозговая атака»
Мозговая атака – очень быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которые служат основой для серьезного поиска решений. Так как диапазон мнений разнообразен, то мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления. Как показала практика, использование данного приема очень эффективно: из множества предложенных идей всегда можно выбрать наиболее подходящий, остроумный способ решения данной проблемы. Например, по теме «Африка» я сообщила учащимся, что европейцы назвали Африку в 16 веке «черным континентом», но у ни тогда было мало знаний, а иначе они должны были бы назвать ее совсем другим материком. Каким? Предположения: жарким, сухим, горячим, пустынным, богатым. Ребята, а если бы они видели ее из космоса? Желтым и зеленым. Почему? Потому, что есть леса и пустыни.
18. Прием «Автобусная остановка»
По изученной теме на стадии рефлексии предлагается обучающимся записать на листочке, какие вопросы остались не выясненными. Что не понял? Далее учащиеся помещают эти вопросы на доске в виде «вагонов поезда» друг за другом. С этих вопросов начинается следующий урок.

Заключение
Работа над данной темой показала, что большинство учащихся испытывает интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. Учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом, работу в парах, группах, взаимопроверку, работу с текстом.
Применение технологии критического мышления на уроках географии:
•Активизирует познавательную деятельность обучающихся, направляет их усилия на целенаправленный поиск решения учебных программ, способствует развитию творческого потенциала личности обучаемого.
•Способствует развитию творческого потенциала самого учителя. Изменяется стиль работы учителя в плане усиления и демократизации образования.
•Помогает подготовить современному обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, обладающим чувством ответственности за свою страну.
И в заключении хочется сказать, что приемы технологии развития критического мышления действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана говорится: «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». Становится очевидным, что применение даже некоторых приемов технологии развития критического мышления даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся.
Считаю, что не только учащиеся могут достигнуть высоких результатов в своём развитии. Развитие критического мышления – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Е.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо.-2010.
Клустер Д.Н. Что такое критическое мышление.//Подборки «Первое сентября».
Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. 2003/http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014г.// Газета Казахстанская правда. – 2014.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс – Дельта, 2003г.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Методика обучения географии в школе: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997 – С.10-16.
Интернет-ресурс «Critical Thinking».-http://www.criticalthinking.org/
Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям [Текст]/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.