Обобщение опыта на тему: Формирование познавательного интереса в изучении истории средствами ИКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
ЗАТО г. Радужный Владимирской области








Обобщение опыта по теме:

Формирование познавательного интереса в изучении истории средствами ИКТ











Автор: учитель истории
Шумилова Светлана Васильевна















2015 г.


Содержание



1. Наименование опыта.
2. Условия возникновения и становления опыта.
3. Актуальность, перспективность опыта.
4. Теоретическая база.
5. Новизна опыта.
6. Ведущая педагогическая идея.
7. Технология опыта.
8. Результативность
9.Адресная направленность.
Литература

















1. Наименование опыта
Формирование познавательного интереса в изучении истории средствами ИКТ.

2. Условия возникновения и становления опыта

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. И обеспечить на уроке такую деятельность. Этому способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Поэтому, основная идея данного опыта – это разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника, что стало возможным при использовании ИКТ.

3.Актуальность и перспективность опыта
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества. Одна из задач школьной истории и обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последнее время наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Применение информационных технологий на уроках истории». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются: несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, направили свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование компьютерных информационных технологий.
Цель:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Формирование познавательного интереса в изучении истории средствами ИКТ»
Задачи:
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков в совершенствовании коммуникативной компетенции.
Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Применять на уроках и учить обучающихся использовать интернет в своей жизни не только для игр и развлечений, но и для обучения (получения знаний).
Поэтому я вижу свою основную задачу в создании таких условий, чтобы каждый учащийся сумел реализовать себя в учебной деятельности.


4.Теоретическая база опыта

Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса, предметом которого является познание окружающего мира, а следствием развития – формирование личностных отношений (миропонимание, мировоззрение, мироощущение) и активной жизненной позиции. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, а познавательная деятельность – продуктом усвоения социального опыта. Для того чтобы ученик учился, надо, чтобы он хотел учиться и мог это делать.
Особенности формирования познавательной деятельности у школьников не как самоцели, а как способа самореализации и общественной реализации творческой личности описаны Н.Ф.Талызиной, а проблемы формирования познавательного интереса во взаимосвязи с процессом становления личности современного школьника подробно изучены Щукиной Г.И..
Выделяются 4 стадии развития познавательного интереса: любопытство,
любознательность,
познавательный интерес,
теоретический интерес.
При этом особенностями познавательного интереса выступают возрастные особенности и индивидуальное своеобразие, т.к. формируется на базе активности и самостоятельности учащихся и имеет избирательную основу характера учения, что позволяет предвидеть перспективы в развитии ребенка.
Познавательный интерес имеет три проявления:
как средство обучения («Смертный грех учителя – быть скучным» И.Ф. Гербарт), поэтому обучение должно быть занимательным, эмоционально окрашенным, базирующимся на социальном опыте учеников;
как мотив учебной деятельности;
как устойчивое качество личности.
Среди источников и факторов формирования познавательного интереса выделяются: содержание и виды учебной деятельности (в т.ч. общение), практический аспект знаний, личностный успех в учении и педагогический оптимизм, и творчество учителя.
Выделив основные методы исследования познавательного интереса (анкетирование, сочинение, экспериментальные задания, интервью, наблюдение, педагогический эксперимент, лабораторный эксперимент, монографическое изучение учащихся), автор приходит к следующим выводам по исследованию познавательного интереса учеников:
его избирательный характер;
приоритет свободного выбора над внешне мотивационным;
более высокая степень обнаружения при поисковой, творческой, а не репродуктивной деятельности;
познавательный интерес как стимул при решении проблемных ситуаций, напряжения мыслительной деятельности;
эмоционально благоприятный характер процесса деятельности при сформированном познавательном интересе (ученик не боится, не озлобляется и т.д.);
распространение предметной направленности интереса учащихся с учебной на вне учебную деятельность и его влияние на расширение кругозора.

В соответствии с требованиями ФГОС учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направлены на формирование и оценку ИКТ компетентности обучающихся 1, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ 2 в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а так же собственно навыков использования ИКТ.
Компьютерные технологии в образовании являются реальной частью образовательной культуры и внедрять эти технологии в современной школе необходимо, но чего сможет достичь воспитанник в современном информационном обществе, если учитель на уроке не владеет ИКТ – компетентностью 3? Для использования ИКТ на уроке требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
1 ИКТ-компетентность учебная (для обучающегося) умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.
2 ИКТ информационные и коммуникационные технологии современные средства об-работки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.
3 ИКТ-компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) умение, способность и готовность решать профессиональные задачи используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

Попробуем более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:
повышают и стимулируют интерес обучающихся благодаря мультимедийным технологиям, активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности,
позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (от моделирования опасных физических явлений до экономических моделей);
позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся;
позволяют организовывать дистанционное обучение и для учеников, пропускающих занятия по болезни;
предоставляют ученикам через информационную деятельность4 возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов;
предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы, многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации

4 Информационная деятельность поиск, запись, сбор, анализ, организация, представле-ние, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком; информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео.



5.Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что познавательный интерес формируется посредством ИКТ на уроках истории через создание презентаций, виртуальных экскурсий, тестов, игр
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по стране, окунуться в исторические события не покидая учебного кабинет, собственной квартиры.
Методические разработки, используемые мною на уроках способствуют складыванию познавательного интереса.
(Например [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - путешествие по острову Кижи)

6. Ведущая педагогическая идея.
Возможности школьного курса истории (на базовом уровне) в формировании познавательного интереса возрастают, если учитель оптимально использует ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, при работе с учащимися с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении. Также важен подбор ИКТ-технологий используемых для подготовки детьми домашнего задания.

7.Технология опыта
В своей работе использую основную способность обучения- диалоговое обучение, при котором диалог строится на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.
На уроках истории, этому способствуют, использование основных форм работы с ИКТ технологиями:
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.(
Считаю, что уроки с использованием ИКТ технологий имеют ряд преимуществ:
Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТА, осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок). Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки мотивации ученика.
Без дополнительных затрат времени учитель может включить в урок – презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.
С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.
С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников, например, археологические памятники и летописи. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.
Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.
Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации.
Содержание задания на слайде предлагаются в различных формах:
- прослушай фрагмент лекции и ответь на вопросы...,
- по рисунку на слайде опиши «»,
- в тексте документа (на слайде) найди «...», сравни как это описано в твоем учебнике, - продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений «...» (логическая цепочка на слайде), - просмотри и прослушай, как происходило сражение, используя план сражения на слайде, расскажи о сражении (или отдельном этапе сражения), - на основе фрагмента из фильма, рисунка на слайде и текста учебника составь план сражения. - создай свой слайд, (презентацию) по теме «...». В этом случае учитель должен позаботиться о публичности работы ученика.
Наиболее действенное – включить слайд (или презентацию) ученика в урок. ( Приложение №1)
С помощью заданий на слайде можно активизировать познавательную деятельность учащихся.
Использование авторских презентаций повышает активность учащихся. Ребенок, проработавший материал, пропустил через себя информацию, заинтересованность в освещении её очень велика. Задача в повышении познавательного интереса осуществляется постепенно. Возможны и другие формы организации деятельности учащихся. ( Приложение №2)
В работе используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word; Microsoft Excel; Microsoft Power Point; Windows Movie Maker – фирменный редактор видео от Microsoft и другие.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе и дома. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. Электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.
Вторая форма работы – это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Уделяю внимание учебно-исследовательской и проектной работе с учащимися: а) в учебном процессе; б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения истории и актуален при изучении краеведческого материала. Этапами исследовательской деятельности является: Знакомство со статистическими данными. Обсуждение социальных проблем. Социологический опрос населения по данной проблеме. Обработка полученных результатов и их анализ.
Составление компьютерной презентации. Публичное самостоятельное представление результатов работы.
Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:
междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний
оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, цифровой фотоаппарат) и с ними интересно работать;
завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий, виртуальных экскурсий и т.д.) используется небольшим кругом учеников дома.
На уроках и во внеклассной работе использую свои тематические презентации, презентации уроков, использую готовые цифровые образовательные ресурсы. Пользуюсь Интернет-ресурсами, Мультимедийным пособием по истории России для 6-9 классов; энциклопедиями; ЦОРами; обучающими видеофильмами (Приложение №9)
Использование информационных технологий позволяет мне осуществлять: подготовку к урокам и внеклассным мероприятиям; проводить учебные занятия; вести индивидуальную работу с учащимися, работу с классом, группой учащихся (непосредственное использование электронных и печатных материалов на предметных уроках в соответствии с учебной программой),
Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения.
При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала.
Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса.
(Отправиться на виртуальную экскурсию в ту местность и к народу, проживающему там).
Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п. Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. ( Приложение №3)
Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы города или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. (Приложение №4)

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Таким образом, можно, например, обойти весь музей изнутри и даже осмотреть его снаружи или совершить виртуальное путешествие по экзотическому острову, не покидая собственной квартиры. Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Благодаря высокой степени наглядности и эффекту присутствия виртуальные экскурсии вызывают небывалый интерес у пользователей сети Интернет. (подбор виртуальных экскурсий Приложение №5) Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты исторических объектов! Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны. За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, городов, стран. Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы учащихся. Помогает организовать деятельность учеников по овладению научными знаниями. Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. В ходе экскурсии ученики не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по пройденной теме.
Существует множество ресурсов, например, энциклопедии: « Кирилла и Мефодия», «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Святая Русь», «Храмы Санкт-Петербурга», «Золотое кольцо России», «Россия», «Московский Кремль». «Эрмитаж» и других. В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. Набор таких ЦОРов: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага», «Генералиссимус Суворов», «Наполеон и Александр» и другие может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - «Биографии: Россия», «Классика. История России» для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОР - ах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОР - ах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету.
Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОР ах этот навык не формируется.
Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это - вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, (Приложение №6) который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. (Приложение №7)
Вместе с тем, у имеющихся ЦОРов по истории есть и недостатки. Содержащиеся на ЦОРах материалы не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Фрагментарность видна в том, что, например, вопросы экономической истории России практически не представлены, крайне сложно обнаружить интересные материалы по истории Отечества советского периода.
В заключение хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентировано на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровье сберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.

8.Результативность
На уроках и во внеклассной работе использую свои тематические презентации, презентации уроков, использую готовые цифровые образовательные ресурсы. Пользуюсь Интернет - ресурсами.
В результате деятельности создалась коллекция разработок уроков и мероприятий, в создании которой, участие принимают и учащиеся.
(Приложение №8)
Ребята с удовольствием участвуют в олимпиадах разного уровня, очных и заочных. Уровень освоения государственного образовательного стандарта составляет 100%.
Результативность участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников:
Всероссийский открытый конкурс «Интеллект Экспресс» 1 место 2015год Наумова Соня (5 класс)
Всероссийская предметная олимпиада школьников (муниципальный уровень) 2014 год: Огородникова Ольга(7В) – победитель; Васильева Александра (9В)– победитель; Савченко Александра (6В)– призёр; Шелленбергер Александр(7А) – призёр; Просветов Николай (9В)– призёр; Андреяшкина Мария (6В) – призёр; Романова Екатерина (7Б) – призёр; Глизница Нина (9В); 2013год: Шелленбергер А. (6А) – победитель.
Результативность участия обучающихся в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах:
- Международный уровень: Международная олимпиада по основам наук - история «Высшая лига» 2012г. диплом 1 степени – Васильева Александра; 2011г. диплом 1 степени - Хватков Е. (9 класс); дипломы 2 степени – Задорожная Анастасия (8 класс), Коновалов Дмитрий (9 класс), дипломы 3 степени: Просветов Николай (6 класс), Глизница Нина (6 класс), Морозова Ирина (9 класс);
- Всероссийский уровень: Всероссийская игра-конкурс «Золотое Руно» - 2012 год – Романова Екатерина. (5Б) - 1место в России, 1место в регионе; Всероссийский молодежный предметный чемпионат: 2014г. - 1 место в регионе - Васильева Александра (9В), 1 место в городе – Огродникова Ольга (7В), 2 место в городе - Просветов Николай (9В);
- Региональный уровень: Молодежный конкурс творческих работ к 75-летию со дня рождения В.С.Высоцкого, номинация «Коллективное исполнение песен В.С Высоцкого» - 1 место; Региональная сетевая викторина «Любимая наша страна»- лауреат муниципального уровня - М. Епринцев;
- Муниципальный уровень: городском конкурсе «Отчизны славные сыны» посвященному единому дню краеведения: 2012г. - команда учащихся 8В класса, 2 место; Городской конкурс «Я знаю о нашем городе все!»: 2012г.- команда учащихся 5В класса, 1 место; Городской конкурс проектов «Отечественная война 1812 года»: 2012 г.- команда 5В класса, 2 место; Городской конкурс краеведов «Отечественная война 1812 года. Багратион»: 2012 г. – команда 8В класса, 2 место; Городской конкурс «Юные исследователи» в номинации «Художественно- изобразительное творчество»: 2012г. – команда 5В класса, 3 место.

Учащиеся сами желают создать работу, опережающую домашнее задание; тестовые задания. (Приложение №8 )
Результаты качества по параллелям классов за 2 года
Учебный год
Качество по параллелям классов ( в %)
Итого


5
6
7
8
9


2012-2013
5В – 64%
6А – 46%
6Б – 75%
6В – 41%

8В – 48%

55%

2013-2014
5А – 84%
5Б – 63%
5В – 93%
5Г – 60%
6В – 62%
7А -48%
7Б – 50%
7В – 16%

9В – 65%
60%


При планировании своей работы я использую основную способность интерактивного обучения - диалоговое обучение, при котором диалог строится на линиях « ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д.

Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

9.Адресная направленность
Данный опыт может быть использован учителями истории, обществознания, литературы, географии, МХК, музыки, ИЗО, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.



Список источников и литературы:
Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.
Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.
Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.
Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.
Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
Педсовет.org. 13-й Всероссийский интернет-педсовет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки истории ХХ век. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационные технологии в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Школа успешного учителя
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современный учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Заголовок 115