Мотивация к развитию познавательного интереса при изучении физики в 7-9 классах. Шустова Людмила Филипповна

Мотивация к развитию познавательного интереса
при изучении физики в 7-9 классах
Шустова Людмила Филипповна,
учитель физики МБОУ Ножовской СОШ
Частинского района

Во всем мне хочется дойти до самой сути.   Б. Пастернак

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, владеющего УУД, способного к непрерывному развитию-саморазвитию, повышения его творческой активности.
Традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, не даёт возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационно-рецептурный подход, адресованный к памяти ученика, и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.
Главное, сейчас - вооружая УУД, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию и саморазвитию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед современным учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность через мотивацию познавательного интереса.
Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.
Ученический класс даже в самой успешной школе - это совокупность отдельных личностей, каждая из которых имеет свою мотивацию обучения всем или отдельным предметным дисциплинам в школе. Для одних процесс обучения достаточно прост и понятен, другим приходится тратить большую часть своего свободного времени на выполнение домашнего задания, третьи совсем не утруждают себя подготовкой к занятиям. Как же сформировать у детей устойчивый познавательный интерес к предмету, преподносить уроки так, чтобы процесс постижения новых знаний захватил учеников и даже доставил удовольствие.
Наверное, обходимо сделать акцент на необходимость создания такой творческой среды, в которой могут учиться дети разной подготовленности и мотивации к обучению. Другими словами, необходимо организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных черт каждого ученика. Арсенал моих методических приёмов повышения познавательного интереса охватывает все элементы процесса обучения физике от выбора оптимальной формы организации урока до использования уроков с применением информационно-коммуникативных технологий.
В мою систему работы входят:
- изучение учебных возможностей учащихся.
-изучение интересов учащихся.
-использование нового содержания образования (автор УМК по физике Пурышева Н.С.), организованного на межпредметных связях.
-включение учащихся в активные формы обучения.
-использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.
-создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.
Своей целью ставлю - заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используя для этого:
-индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении и контроле знаний;
-эмоционально окрашенный фон занятий;
-включение эффектных опытов;
-знакомство учащихся с предметом через познавательные ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, введение фронтальных экспериментальных заданий;
-всемерное использование наглядных пособий развивающего типа (обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы, таблицы, ИКТ ).
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.
Образовательный процесс стараюсь строить так, чтобы он был направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи с химией, биологией, экологией, географией, ОБЖ, физической культурой, математикой, технологией и другими, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира.
Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности.
Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.
Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:
-ему интересно.
-он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).
-его заставляют, принуждают (родители, учителя) - механическое учение.
-ему нравится личность учителя.
Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.
На уроках дети из простых ''наблюдателей'' становятся ''творцами'', принимают участие в проведении экспериментов, щедро ''делятся своим опытом'' практического применения физики.
Тестирование как одна из форм контроля знаний прочно вошло в практику моей работы. В УМК имеется рабочая тетрадь с тестами по каждой теме в каждом классе (7-9 кл.). Помимо тестирования на своих уроках обеспечиваю систематический и разноуровневый контроль знаний учащихся (базовый, повышенный, высокий): индивидуальный, фронтальный и комбинированный опросы.
Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы обязательно работаем с формулами, необходимыми для решения задач, выписываем их на доску, учимся находить неизвестные величины (из 4 вариантов работы прорешиваем 2 с учителем).
Совершенствование учебно-воспитательного процесса тесно связано с дифференциацией обучения. Возникают вопросы: как ее осуществлять в обычных, не специализированных классах, как там учитывать индивидуальные возможности школьников. Ведь это важно: ученики имеют разные уровни знаний и умений, разные склонности, у одних учебные навыки формируются быстро, у других - медленно. Поэтому необходимо предлагать им разной сложности задания по одной учебной проблеме:
Первый вариант (облегченный) представляет собой задание, направленное на воспроизведение или усвоение учащимися основных понятий, факторов, формул, законов и т.п. Он рассчитан на тех, кто обладает невысоким уровнем знаний и умений, представляет собой, как правило, алгоритм действия вкупе с текстом учебника и простейшими изучаемыми по программе приборами;
Второй вариант (средний по трудности) состоит из заданий более сложных: на сравнение, постановку эксперимента, проведение самостоятельного анализа изучаемых фактов и явлений. Он рассчитан на учащихся со средним уровнем подготовленности;
Третий вариант (наиболее трудный) содержит задания, требующие от ученика творческой работы мысли: самостоятельного поиска и отбора необходимых фактов из дополнительной литературы, составления проекта, самостоятельного выполнения исследования, анализа эксперимента и др. Он предназначен учащимся, проявляющим повышенный интерес к физике и обладающим сравнительно высоким уровнем знаний в случае быстрого выполнения работы этим ученикам предлагают дополнительное задание: например, собранный фактический материал или сделанные выводы представить в виде таблицы (форму таблицы учащийся выбирает сам); это способствует развитию умения обобщать, классифицировать факты, делать выводы в сжатой, наглядной форме.
Учащиеся сами выбирают себе вариант задания, что вырабатывает критический подход к оценке своих возможностей. Вопросы, входящие в состав заданий каждого варианта, тоже дифференцированы по сложности: средняя возрастает от первого вопроса к третьему, что позволяет ученику постепенно, плавно входить в работу, а учителю индивидуализировать их деятельность. Ребята, выбравшие один и тот же вариант, образуют группы. Внутри группы каждый может, если хочет, учиться друг у друга, получить помощь от более сильного. По истечении отведенного времени (15-20 мин) представители из каждой группы выступают с ответами на свои вопросы. Учитель же в учетной тетради записывает, в какой группе ученик работал, его выбор варианта сложности и каковы результаты, и степень самостоятельности его действий.

Для учащихся подбираю посильные задания, связанные с жизнью. Разноуровневые задачи дополняют и развивают школьников по физике. Ученик может переходить с одного уровня знаний на другой.
Многие учащиеся испытывают затруднения при решении задач. Чтобы избежать этого поступаем так: сначала знакомим всех с алгоритмом решения типовых задач по изучаемой теме; затем предлагаем для решения номера задач в порядке возрастания сложности уровня. Более подготовленные ученики выбирают задачи посложнее; слабые – попроще.
Домашняя работа - это тоже самостоятельная работа. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, нужно вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам и давать возможность убедиться в этом при проверке.
Известно, что некоторые ребята выполняют домашнее задания не систематически. Это связанно с тем, что для одних (слабых) задания трудны, у других (сильных) отсутствует интерес, так как они слишком легки. Это можно преодолеть индивидуализацией содержания домашних работ, чтобы как-то сохранить интерес к предмету.
Я не могу сказать, что все мои ученики отличаются высоким показателем знаний, высокой познавательной активностью.
Но есть учащиеся, которые усваивают материал на ''4'' и ''5'' , среди учеников есть победители школьной и районной олимпиад по физике, победители в конкурсах учебно-исследовательских работ, региональных и российских олимпиадах «Физический чемпионат», «Олимпус», «Енот – знаток естественных наук».
В своей работе я пытаюсь не ограничивать уроки физики только учебным материалом, а использую их как повод для свободного общения. Стараюсь показать ребятам богатство не только человеческих знаний, но и отношений, чувств. Даю им пережить радость собственных открытий, какой - либо истины, факта, закона. Приобщаю культурным ценностям, развиваю любознательность и творчество. Я глубоко убеждена, что главное в работе учителя – это не то, что он расскажет и покажет, какие даст задания и как проконтролирует их выполнение, а то, как он учит умениям и навыкам рационально учиться, развивает предметные компетенции. Учить других чему-нибудь – значит, показать им то, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат. И поэтому я на своих уроках стараюсь и пытаюсь научить каждого ученика добывать знания разными способами осмысленно. Знания можно добыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком.

В обучении нет мелочей. Важно не только то, ЧТО говорим мы, но и КАК мы это говорим. Мы всем своим видом и поведением стараемся показывать крайнюю заинтересованность в изучаемом явлении, в наблюдении опытов, их анализе, вместе с учащимися удивляемся полученному несоответствию, показываем свою «озадаченность», побуждать их к раскрытию «тайны» природы. Без такого эмоционального отношения к изучаемому вопросу проблемное обучение может не состояться.
Приведу примеры.
При поиске метода измерения физической величины: «Как определить массу деревянного шарика, имея в распоряжении только мензурку с водой?» Ранее массу тела определяли при помощи рычажных весов, а здесь надо использовать закон Архимеда. Или: «Как определить массу кирпича, имея в наличии только линейку?»
При изучении способов теплопередачи: «Почему лёд тает, если пробирку с водой и льдом нагревают снизу, ведь вода плохой проводник тепла? Почему металл кажется холоднее дерева, хотя они имеют одинаковую температуру?»
Роль и место эксперимента в преподавании физики исключительно велика. Эксперимент является источником знания. Могучим методом физических исследований, критерием истинности знаний о мире. Методика включения эксперимента в канву урока может быть самой различной. Эксперимент можно успешно использовать и для постановки учебной проблемы благодаря его особенности привлекать. Порой буквально приковывать к себе внимание школьников.
Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. При этом в одних случаях полезно предложить учащимся внимательно наблюдать за происходящим. В других - попробовать предсказать заранее результат опыта.
Очевидно. Вторым приемом полезно воспользоваться тогда, когда можно ожидать заведомо ошибочных предсказаний, после чего демонстрация вызовет еще больший интерес.
Например, постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Начало «открытия» нового знания.

Давление жидкостей, газов и твердых тел
Таблица
Состояние вещества
Как передается давление
Формула расчета
Единица измерения
Способы измерения
Применение

Твердое
По направлению действия силы
p=F / S
Па (паскаль)
Косвенным методом по формуле
Ножницы, пила, игла, трактор и т.д.

Жидкое
По всем направлениям одинаково (Закон Паскаля)
p=q g h
Па
Манометром
Гидравлический пресс, гидравлический тормоз, домкрат, другие

Газообразное
По всем направлениям одинаково (Закон Паскаля)
p=q g h
Па
Манометром, барометром
Отбойный молоток, пневматический тормоз, при изготовлении бутылок, ваз, фужеров и др.


Опорный конспект Шаталова В.Ф. использую

Продукт урока. Новое знание в системе знаний по теме:
Проводники
Диэлектрики
Полупроводники
Другое
















- Оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:  1.Мне удалось   2.Меня удивило   3.Мне понравилось   4.Я порадовался за   5.Я могу похвалить себя за   6.Мне было бы интересно ещё узнать


Уровни усвоения

Базовый
Повышенный
Высокий

1. Умение объяснять различие в проводимости проводников, непроводников,
полупроводников.
2. Знать их определения.
3. Безопасные условия при электризации.
1.Электронная теория проводников, непроводников,
полупроводников.
2. Напряженность электрического поля проводников, непроводников.
3. Объяснение электризации в быту и на производстве.

1.Электростатическая защита.
2. Электростатическая индукция.
3. Полярные и неполярные диэлектрики.
4. Поляризация диэлектриков.
5. Примесные полупроводники.


Список используемой литературы
1. Шахмаев Н.М. «Физический материал в средней школе». М.: «Просвещение», 1998
2. Зотов Ю.Б. «Организация современного урока». М.: «Просвещение», 1984
3. Иванова Л.А. «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении физики». М.: «Просвещение», 1992
4. Малафеев Р.И. «Проблемное обучение по физике в средней школе», М.: «Просвещение», 1993.






Приложение
Диагностика
Развитие познавательного интереса уч-ся 8 класса (29 чел) –
октябрь 2012 г. – май 2013
1. Любят физику больше других предметов - 11 чел/ 13
2. Нравится слушать объяснение учителя - 26/ 28
3. Нравится читать учебник - 12 /11
4. Нравится выполнять опыты самостоятельно (в классе) - 29 /29
5. Нравится проводить наблюдения явлений природы и выполнять опыты (дома) - 14/18
6. Интересно обсуждать результаты опытов (в классе) – 28 / 29
Уровни развития познавательного интереса (29 чел.)
1. Любопытство -6 чел / 4
2. Любознательность – 14/ 18
3. Учебный интерес – 20 /21
4. Теоретический интерес – 12 /14
5. Творческий интерес - 11 / 16 .
Систематизируя полученные результаты, можно утверждать, что выполнение экспериментальных заданий практической направленности способствует реализации целей развития познавательного интереса учащихся.
Экспериментальные задания творческого характера выполняются учащимися, которые обнаруживают устойчивый интерес к физике. При этом происходит самоутверждение личности, возникает особая духовная потребность к познанию, дающая ученику веру в свои силы и порождающая творческую активность.











Познавательный интерес

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания - теоретическим и экспериментальным, приближающимся в старших классах к методам науки.

Можно предположить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному  знанию и научному поиску. 
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность

Основная цель в моей работе с учащимися состоит в том, чтобы  систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках физики.

Притча Плутарха о тачке.
 Писатель встретил на дороге трех людей, с большим усилием везущих   тяжело груженые камнями тачки, и задал им один и тот же вопрос:   «Что ты делаешь?»
     - «Везу проклятую тачку», - ответил первый.
 - «3арабатываю себе на жизнь», - сказал второй.
 - «Строю прекрасный храм», - воскликнул третий.
     Все это открывает новые и эффективные возможности для более убедительной мотивации изучения физики.
Список литературы: 1. Л.А.Иванова «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики» - Москва: Просвещение, 1983. 2. Н.М.Зверева «Активизация мышления учащихся на уроках физики» - Москва: Просвещение, 1980. 3. А.В.Усова «Методика преподавания физики» в 7-8 классах средней школы – Москва: Просвещение, 1990. 4. А.В.Перышкин «Физика» в 7-8 классах средней школы. 5. Ресурсы интернет.










13PAGE 15


13PAGE 14815




15