Консультацмя для родителей Моя педагогическая философия


Информация о педагогическом опыте
инструктора по физическому воспитанию
Потаповой И.В.
г.Севастополь
НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА.
"Коррекционно-оздоровительная работа в ГБДОУ, используемая при организации двигательной активности дошкольников с целью профилактики плоскостопия и коррекции осанки у детей".
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре проводим и оздоровительно-профилактические.
Большое внимание с раннего возраста уделяем формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств, а также привитию культурно-гигиенических навыков, и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
Стабилизация стопы и коррекция осанки у детей - одна из ключевых задач, т.к. это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Актуальность проблемы, её неизученность, подтолкнули меня к комплексной работе по профилактике плоскостопия у детей.
Коррекционно-оздоровительная работа дошкольных педагогов (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы дыхательных упражнений) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Ведущее место среди отклонений, выявляемых у детей при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социальных факторов.
На формирование осанки и изменение свода стопы негативно влияют следующие факторы:
несовершенство мебели (несоответствие её росту детей), что влияет наискривление позвоночника;
нерациональная обувь, которую носят наши дети (без каблуков, безсупинаторов, воздухонепроницаемая). К сожалению, родители на этот фактмало обращают внимания;
низкая физическая активность.
Во всех образовательных учреждениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей, в объеме не менее 1-2 часов, в неделю - 5-6 часов.
Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:
-физкультурные занятия;
утренняя гимнастика;
музыкальные занятия;
физкультурные минутки;
подвижные игры на прогулке;
физические упражнения на прогулке и после дневного сна;
самостоятельная двигательная активность;
индивидуальная работа.
Совместно с воспитателями разработали и выполняем графики двигательной активности детей в каждой возрастной группе.
Мною накапливаются разработки, которые использую в работе с детьми, также использую их в индивидуальных беседах с родителями, на консультациях для воспитателей.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается:
- в определении целей и результатов;
- в определении актуальной проблемы, стоящей перед ребенком.
- в нахождении, использовании и создании условий, являющихся средствомдостижения целей (методика и содержание работы с детьми, воспитателями,родителями, различные материалы и пособия);
- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Исходя из результатов диагностики, появилась необходимость найти, отобрать материал по коррекции, который был бы доступен для детей разного возраста и мог использоваться педагогическими работниками и родителями. Этот материал изменялся, дополнялся, становился более доступным для использования, сохраняя своё конечное предназначение.
В дальнейшем, работа по реализации целей данного опыта строится так:
совместно с воспитателями стараемся уделять внимание каждому ребенку,создавая у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызываем желаниезаниматься интересной, полезной деятельностью, обеспечивая для этогоусловия;
дифференцированно подходим к нагрузке детей физическими упражнениями, к выбору способов оздоровительной работы;
развиваем заинтересованность ребенка в своем физическом развитии,здоровом образе жизни;
вместе с этим преобразовывается развивающая среда окружения, создаемразличное нестандартное оборудование, с помощью которого ребеноксможет заниматься самостоятельно, решать свои проблемы, связанные сфизическим развитием.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
Сформированность у дошкольников осознанной потребности в укреплении своего здоровья, в поддержании бодрого жизнерадостного настроения, понимания значимости занятий ФК, которые способствуют профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Во всех группах детского сада работу по развитию физических качеств дошкольников проводим согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.В.Васильевой и Т.С.Комаровой. При этом учитываем моторную плотность назанятиях, дифференцированно подходим к нагрузке для каждого ребенка, подбираем варианты игр и упражнений, некоторые из которых проводим нетрадиционно, включая элементы музыкально-ритмических движений, включая игровой и тематический материал; рационально используем пространство, используем спортивное, в том числе нетрадиционное оборудование. С детьми, имеющими отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, проводим специальную коррекционную гимнастику.
ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ:
Плоскостопие и искривление осанки болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью.
Передо мной возникла задача сделать научную информацию из специальной литературы доступной для детей и их родителей.
На основе этого разработала план мероприятий, который стал основой программы оздоровления дошкольников "Забочусь о своем здоровье".
Она включила в себя следующие разделы:
организация двигательной активности;
лечебно-профилактическая работа;
закаливание детей;
Выполнение этой программы достигается за счет разнообразных методов
и приемов.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Цель: Использование в педагогическом процессе по развитию физических качеств методик, способствующих профилактике плоскостопия и коррекции осанки.
Основной формой реализации педагогического опыта являются специально организованные занятия, состоящие из общеукрепляющих упражнений и служащих фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы и осанки. Для таких занятий подбирается и специальное оборудование.
Так как формирование свода стопы начинается у детей с 4-х лет, работу по профилактике плоскостопия нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием - с рождения. В связи с этим проводятся беседы, консультации с родителями, анкетирование. Материалы этих исследований легли в основу при составлении комплексов упражнений, занятий.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
ФизинструкторДети Родители

- типовые занятия - общение друг с другом - питание
-ФК - занятия, связанные с- соблюдение
- подвижные игры другими видами санитарно-
-труд деятельности гигиенических норм
- консультации - самоконтроль - создание условий для- беседы - самостоятельная самостоятельной
- анкетирование активная деятельность активной деятельности
- специальное - двигательная Оборудование активность - диагностика РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Результаты работы по развитию движений, коррекции осанки, дают возможность сделать следующий вывод: число больных плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата будет меньше при выполнении ряда условий:
-при правильно организованной двигательной активности в течение дня,недели;
-при выполнении детьми, родителями, воспитателями социально-педагогических и медицинских требований, связанных с профилактикойданных заболеваний;
при разработке и выполнении комплекса специальных упражнений для стоп и осанки как в саду, так и дома;
при условии знания педагогами, медицинскими работниками, родителямидиагностических тл профилактических методик и технологий, связанных с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Опыт может быть использован:
инструктором по физической культуре и воспитателями детского сада;
руководителями спортивных кружков для старших дошкольников;
родителями.