Программа межпредметного элективного курса по информатике для 8-го класса по теме «Помощь компьютера при изучении географии»

Программа межпредметного элективного курса по информатике для 8-го класса по теме
«Помощь компьютера при изучении географии»

Элективный курс «Помощь компьютера при изучении географии» рассчитан на учащихся 8 класса и носит интегрированный междисциплинарный характер. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами несомненно пригодится в дальнейшей жизни обучающихся, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса помогут повысить квалификацию работника.
Курс основан на программах базовых курсов «Информатика и ИКТ» и естественных дисциплин, рассчитан на один год обучения, 0,5 часа в неделю (всего 17 часов). Данный элективный курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.
Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства с возможностями компьютерных программ и получения навыков их использования при изучении естественных наук.
Целями курса также являются:
формирование у учащихся информационной компетенции;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории,
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
формирование у обучаемых творческого мышления;
развитие коммуникативных качеств учащихся;
воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать ее в различные формы;
формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;
овладение практическими навыками работы в прикладных программах;

Задачи решаются посредством:
проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;
выбора различных заданий для самостоятельной работы;
использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);
выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий.
Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от запросов учащихся можно выстраивать различные траектории, как групповой, так и самостоятельной работы. Отводится время для публичной презентации итогов самостоятельной и коллективной работ учащихся.
В плане приведены темы информатики.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Участие в проектной деятельности.
Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийные ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей.
Оценивание своих учебных достижений.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
Учащиеся должны знать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Содержание программы
Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств графического редактора при выполнении практических заданий на контурных картах.
Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении тем естественных наук.
Приложение Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при обобщении полученной информации.
Создание информационного комплекса средствами Microsoft Publisher (листовка, буклет, сайты) по экологии.
Тематическое планирование курса

модуля
Информатика

Практич. работа

Сам. работа

Общее
кол-во часов


Технология обработки графической информации
1
0
1


Технология обработки текстовой информации (Word)
2
3
5


Технология обработки текстовой информации (Publisher)
1
1
2


Технология обработки числовой информации.
2
3
5


Технология создания мультимедийной информации
1
2
3


Итог
0
1
1


Методы преподавания
Занятия включают лекционную и практическую части. В процессе обучения учитель кратко объясняет новый материал ставит задачи, а затем консультирует учащихся в процессе решения этих задач.
Тема практического и самостоятельного заданий определяется приобретаемыми навыками.
В каждом модуле занятия построены следующим образом:
Изучение различных технологий обработки информации.
Выполнение практической работы для получения основных навыков работы (роль преподавателя консультирующая).
Выполнение самостоятельной работы.
Отчет по самостоятельной работе.
Задания предлагаются разного уровня сложности, что позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Формы и методы обучения:
практические занятия для разбора типовых приемов работы;
создание индивидуальных и групповых проектов.
Формы контроля:
Цель контроля в данном элективном курсе – не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.
Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным работам, оценка работ с учетом их участия в конкурсах и конференциях. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и публичную защиту, включающую: 1) рассказ о технологии создания данного продукта, 2) анализ теоретического материала данной темы.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.
Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».
Литература
Информатика 7-9 класс, под ред. Профессора Макаровой Н.В.. – Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск: Питер, 2001.

Левин А. Самоучитель работы на компьютере, 6-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Нолидж, 2001.

Леонтьев В., Новейший самоучитель работы на компьютере. – М.: «Олма-пресс образование», 2005.

Семакин И.Г.. Хенер Е.К., Информатика. Задачник практикум в 2 т. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
 







Наименование раздела
программы.
Тема занятия
Количество
часов
Элементы содержания
Требования
к уровню
подготовки
обучающихся.
Учащийся должен:
Дата проведения







по плану
по факту


Технология обработки графической информации
Создание (раскраска) изображений с помощью инструментов растрового редактора
1
Работа в растровом редакторе с контурными картами
Учащиеся должны знать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

уметь:
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.





Технология обработки текстовой информации (Word)
Документы различного назначения
1
Создание комплексного документа в виде гипертекста по темам естествознания, выбор темы проекта






Гипертекст
1








Создание комплексного информационного объекта в виде реферата
1







Вставка различных объектов в документ
1







Оформление документа в виде гипертекста
1






Технология обработки текстовой информации (Publisher)
Создание комплексного информационного объекта в виде буклета
1
Знакомство с программой Publisher, создание буклета






Создание буклета на экологическую тему
1






Технология обработки числовой информации
Построение геоинформационной модели в электронных таблицах
1
геоинформационная модель по теме естествознания и ее исследование, оформление в виде текстового документа






Исследование геоинформационной модели
1







Создание геоинформационной модели
1








Исследование геоинформационной модели
1








Вставка результатов исследования в текстовый документ
1







Технология создания мультимедийной информации
Дизайн презентации и макеты слайдов
1
Оформление защиты проекта в виде презентации






Создание и обработка комплексного информационного документа в виде презентации
1







Вставка в презентацию видеоролика, звука
1






Итоговый
Защита проекта
1







15