Формирование ключевых компетенций обучающихся в системе образования


МОУ «Гимназия г. Козьмодемьянска»
Доклад
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовил: Калашников А.И.
Козьмодемьянск 2011
"Кто не думает о далёком будущем, тот его не имеет" – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования. В ней позиционируются следующие положения:
– школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела;
– образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям.
Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
В Региональной концепции компетентностно-ориентированного образования, под компетентностью понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В этой связи мне хотелось бы начать с определения различий между понятиями «компетенция» и «компетентность».
Компетенция (от лат. "Competeo" – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён.
Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
Таким образом, компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской, который представил их в 4-х основных группах:
– ценностно-смысловые компетенции;
– общекультурные;
– учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые;
– компетенции личностного самосовершенствования.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Он определяет наличие в содержании знаний, средств актуализации, личностных ценностей и смыслов. Личностный компонент может быть представлен в содержании изучаемого материала таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, актуализировать личностные структуры сознания. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, но что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний, вот чему необходимо учить наших ребят. “Мы просто обречены на компетентсностный подход. Если он не состоится, школу никто не будет “покупать” и она сама собой свернется, как институция”, - утверждал на конференции ученый Анатолий Пинский. Новые стандарты российского образования создавались с позиции компетентностного подхода. Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решения, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать посощь другим, умение обучаться и многое другое.
Концепция “ключевые компетенции” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат. В ней содержится указание на то, что для общеобразовательной школы актуальным для школьника становится наличие общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Это:
– развитие когнитивных качеств (умение чувствовать окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать информацию);
– развитие креативности (гибкость ума, творчество, чуткость к противоречиям);
– оргдеятельностные качества (способности осознания целей, умения их пояснить, организовывать их достижение);
– коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающей природы и его информационными потоками;
– мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки, его способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение являются:
– технология проблемного обучения;
– технология проектного обучения;
– технология развития критического мышления;
– технология когнитивного обучения;
– технология обучения в глобальном информационном сообществе;
– технология решения изобретательских задач.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.
Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способно ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.