РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛ ЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛ ЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПовышение качества профессионального образования и уровня подготовки компетентных, творческих и высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям социального заказа общества, является в настоящее время одной из актуальных проблем не только для России, но и для других стран ближнего и дальнего зарубежья. Решение этой проблемы напрямую зависит от проведения реформирования и модернизации не только содержания, но и форм, методов всей системы профессионального образования, в том числе и среднего профессионального образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно же, переосмысления цели и результата подготовки современных специалистов во всех системах профессионального образования: начального, среднего и высшего.Чтобы говорить о современном состоянии и перспективах развития системы профессионального образования, видимо, потребуется в очередной раз уточнить само понятие «образование», поскольку содержание его в учебной и научной литературе трактуется не всегда однозначно.
Действительно, образование — это и социальный институт, призванный обеспечить трансляцию знаний от поколения к поколению, это и «общественно организуемый процесс передачи предшествующими поколениями социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальными программами», это и «результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния потребителей продукции образовательной сферы - государства, общества, каждого человека, всей цивилизации в целом».
В настоящее время, в период нарастания интеграционных процессов в мире, как никогда остро встают вопросы переосмысления существующих основ и базовых компонентов современного образования, образовательной политики страны в целом. Новая миссия образования все чаще и чаще формулируется как спасительная. Общество будущего часто определяется как «общество человеческих качеств», «общество человека», «общество гуманизма». Поэтому в новой системе человеческих взаимоотношений, в рамках диалога культур взаимопроникновения и взаимодействия различных поликультурных систем образование может характеризоваться такими основными признаками, как:
гуманизация образования, определяющая приоритетную необходимость изучения междисциплинарных тем, затрагивающих глобальные проблемы человечества на современном этапе развития и раскрывающих взаимосвязанность между нациями и народами, а также тем, включающих моральные, гражданские, культурные аспекты международного воспитания личности, ориентацию в стратегии образования на развитие культурно и духовно богатой личности как необходимой предпосылки для всестороннего развития всех социумов на Земле;межкультурная интеграция содержания образования, которая предполагает усиление функции образовательных систем как средства передачи универсальных и национальных культурных ценностей на основе сравнительного изучения цивилизации и культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе развития общечеловеческой культуры. При этом конструирование социокультурного образования предполагает в дальнейшем целенаправленную работу по осознанию каждой личностью проблем взаимодействия социумов друге другом, начиная с вопросов исследования уникальности каждого из них и заканчивая вопросами зависимости жизнедеятельности каждого из социумов от толерантного отношения друг к другу;компетентностное образование, детерминированное повышенными требованиями общества к личностным и профессиональным качествам специалиста, повышением его социальной ценности и самооценки. В таком обществе формируется устойчивый и долговременный запрос на личность яркую и свободную, инициативную и профессиональную. В связи с этим образование как социокультурный феномен должно быть нацелено не на формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами и уровнем подготовленности, а на создание условий для полноценного развития творческого потенциала человека, на реализацию его потребностей, выражающихся в формировании и проявлении его компетенций и компетентностей;
непрерывность образования, предполагающая преемственность ведущих направлений современного образования, реализацию его характерных признаков для данного периода времени на всех этапах становления й развития личности.
Компетентностный подход к системе СПО предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Среди них можно выделить некоторые ключевые принципы, наиболее актуальные на современном этапе, например, такие как:
современное СПО направлено на развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся;эффективность образовательного процесса в системе СПО достигается путем создания условий формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения организационных, познавательных, нравственных, коммуникативных и иных задач, составляющих содержание профессионального образования в конкретной сфере (направлении).Отмечая, что компетенции — это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей, и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Обозначим сначала круг этих основных компетенций, имея в виду их дальнейшие проявления как компетентностей.
Мы выделяем десять основных компетенций, объединенных в три группы, наиболее значимые, по нашему мнению, для реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе СПО:
Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека:
познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности:
планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
информационно-коммуникационным технологиям: прием, хранение,
переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение интернет-технологиями.
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:
здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни
(опасности курения, алкоголизма, наркомании, иных вредных привычек);
знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры
(живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства, истории цивилизаций, своей страны, религии;интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация
знаний, расширение, приращение накопленных знаний;
гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и
предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие, языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранными языками.
3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого мнения, мироощущения (раса,национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;общения: устное / письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровнивоздействия на реципиента.Исходя из этого обеспечение целостности процесса подготовки обучающихся в системе СПО обусловливает необходимость соблюдения единого подхода к разработке основных образовательных программ (ООП). Эти программы должны проектироваться на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей, наиболее востребованных со стороны будущей среды трудоустройства и будущего работодателя. Следовательно, при создании ООП необходимо иное ранжирование приоритетов: на первое место должны выноситься характеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаться способы их формирования и становления, далее целесообразен тщательный отбор той учебной информации, которая способствует решению конкретных задач профессиональной подготовки и развитию ключевых компетентностей.
Если ООП следует данной логике, то ее необходимыми составляющими являются, во-первых, контекстное включение обучающихся в содержаниепрофессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в результате обмена суждениями и развиваетне только когнитивную компетентность студентов, но и их социальную и языковую компетентности, что в целом формирует общую профессиональную компетентность.
Каждая компетенция выпускника системы СПО должна обеспечиваться определенным набором учебных дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей полностью соответствовать уровню компетенций, приобретаемых обучающимся. Именно поэтому важно, чтобы к выявлению общих и специальных компетенций будущих специалистов наряду с академическим сообществом привлекались работодатели и выпускники последних лет. В результате система СПО сможет более оперативно реагировать на запросы рынка труда и значительно повысит вероятность трудоустройства своих выпускников.
При формировании профессиональных компетенций следует обратить особое внимание на практико- ориентированное образование. Оно предполагает изучение традиционных для системы СПО фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, необходимых для устойчивого развития общества.
В основе практико-ориентированного СПО лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки обучающихся. В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы уже предпринимаются конкретные шаги, в частности:
разработаны законопроекты в части предоставления права
представителям объединений работодателей участвовать в прогнозировании и
мониторинге рынка труда, формировании перечней специальностей и направлений
подготовки; участвовать в процедуре контроля качества профессионального
образования путем формирования специальных общественно- профессиональных
институтов (таковой, например, является созданная в июне 2006 г. Гильдия сертифицированных экспертов России);
предпринимаются меры по достижению привлекательности системы
профессионального образования для корпоративных и частных инвесторов путем повышения самостоятельности, прозрачности образовательных учреждений и предоставления налоговых преференций предприятиям в части средств, направляемых на повышение и переподготовку либо инвестируемых в образовательные учреждения;
предоставляются льготы по налогообложению работодателям,
участвующим в создании и функционировании на базе образовательныхучреждений технопарков, бизнес-инкубаторов, научно-технических центров и т.д.
Конечно же, в идеале подготовку будущего специалиста следует начинать сошкольной скамьи. Основная идея обновления средней ступени школы состоит в том, что общее образование приобретает профессионально ориентированное содержание. Ставится задача создания системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и интеграции средней ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования |3; 4; 9]. Переход к профильному обучению направлен на реализацию одновременно принципов личностно ориентированного и практико- ориентированного образования, поэтому он преследует широкие образовательные и развивающие цели, среди которых наиболее значимыми для продолжения обучения выпускника школы в системах среднего и высшего профессионального образования являются:
обеспечение углубленного изучения отдельных школьных предметов;
создание условий для дифференциации содержания обучения
старшеклассников с широкими возможностями для построения индивидуальных образовательных траекторий;
обеспечение равного доступа к полноценному образованию разныхкатегорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными наклонностями, способностями и интересами;
расширение возможностей социализации учащихся
общеобразовательных школ, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ СПО и В.ПО.
Таким образом, необходимость создания практико- ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем.
Введение понятия компетентности как «умения мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем» (термин Ж.-Ф. Перре) позволяет рассматривать компетентность (в том числе интеллектуальную компетентность) как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования вообще и СПО в частности. Больше всего этому способствует деятельностно- компетентностный подход. Его применение к усвоению учебных курсов обучающимися в системе СПО предполагает:
«прозрачность» целей учебного курса;
конкретизацию способа описания учебных результатов на языке ключевых компетенций;
разработку адекватных объектам контроля инструментов оценивания;
согласованность целей и процедур оценивания в конкретном учебном курсе.
В связи с тем, что при деятельностно- компетентностном подходе опыт деятельности приобретает смысл дидактической единицы, а содержание деятельности постоянно трансформируется, возникает необходимость разработки множества способов оценивания |3; 11]. Это объясняется еще и тем, что в характеризуемом подходе ставятся сложные и многомерные цели, выходящие за рамки традиционной парадигмы образования; процесс учения / научения рассматривается как интегративный процесс, требующий разработки новых форм контроля. Качество усвоения фундаментальных дисциплин при этом может быть проверено в ходе устного экзамена или интернет- экзаменов (тестирования). Проверка уровня усвоения прикладных технологических или социальных знаний возможна на основе специально разработанных тестов. Совершенно новым для системы СПО является определение уровня компетентности или некомпетентности студента путем определения у него наличия или отсутствия опыта профессиональной или социальной деятельности в будущей производственной, социальной или иной сфере.
Многообразие способов оценивания требует разработки принципиально новых учебных заданий, инициирующих качественное усвоение разнообразных видов учебно-профессиональной деятельности обучающихся колледжа или техникума.
Для отечественного СПО чрезвычайно актуальна задача освоения этого разнообразия способов и форм оценивания. Деятельностно-компетентностный подход предполагает переход от оценивания преподавателем учебных достижений обучающихся к их сооцениванию при участии самих студентов. Сегодня очень важно изменение статуса самооценки учебно-профессиональной деятельности обучающихся колледжа, превращение ее в постоянно используемое в образовательном процессе действие, например, включение самооцениваемых работ в накопительную систему по курсу. Когда система оценивания становится прозрачной и критериальной, то деятельностно-компетентностный подход может служить и эффективным средством активизации самого процесса приобретения профессионально и социально значимых компетенций обучающимися всистеме СПО.