Внеурочная деятельность Юный краевед (3 кл.)


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Юный краевед»
(социальное направление)
Фарышева Галина Федоровна,
педагог-библиотекарь МАОУ СОШ № 42 г. Томска
3-и классы. Для детей 9-10 лет
Общее количество часов - 34
Количество часов в неделю - 1
Пояснительная записка
Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 3-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный краевед» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история г. Томска. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Основной задачей внеурочной деятельности является предоставление ребёнку возможностей удовлетворения его интеллектуальных потребностей, расширения его кругозора, развития общеучебных умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации. Деятельность детей в системе внеурочной деятельности способствует развитию интереса к различным отраслям знаний, к мировой и отечественной культуре и искусству.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 лет, интересующихся историей родного края.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 3-х классах.
Цель программы:
- развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные задачи:
- ознакомление с историей малой родины;  
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;  - овладение начальными навыками исследовательской работы.
Основные принципы реализации программы:
- доступность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- занимательность;
- индивидуальный подход к учащимся.
Виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- патриотическая (историко-творческая) деятельность;
- художественное творчество.
Формы внеурочной деятельности:
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Проведение теоретических занятий педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические - это встречи, викторины, практикумы в библиотеке, работа с документами, работа с компьютером. Предполагаются задания и упражнения и занимательного характера для развития образного мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической
и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
Приобретение учащимися знаний об истории, культуре города Томска, топонимики.
Иметь представление о растительном и животном мире родного края.
Охранять природу своего микрорайона.
Наблюдать и выделять характерные особенности природы.
Знать представителей Красной книги Томской области.
Знать основные народные и современные праздники.
Иметь представление о жанрах русского народного творчества.
Знать свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек.
Выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах.
Уметь рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей.
Знать творчество писателей и поэтов Томской области.
Содержание программы
Город, в котором я живу. (5 ч.) «Большая» и «малая» родина. История города. Его достопримечательности. Улицы города. История названия моей улицы.
Что нас окружает? (3 ч.) Природа Томской области. Чем богата область. Учимся беречь природу.
Понятие о народной культуре. Культура Сибири. (4 ч.) Устное народное творчество Сибири. Знакомство с сибирским фольклором. Детские рисунки «В мире сказки».
Традиционные и народные праздники, народные забавы. (5 ч.) Учимся и играем в старинные и современные детские игры. Рождественский сочельник, колядки, ряженые. Масленица. Ждем весну. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне.
Моя семья, мои близкие. (5 ч.) Моя семья. Рисуем свою семью. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа.
Растительный мир области. (4 ч.) Разнообразие растительности области. Кустарники, деревья наших лесов и парков. Красная книга Томской области. Экскурсия в парк.
Животный мир области. (5 ч.) Заочная экскурсия по лесам области. Красная книга Томской области.
Фотовыставка «Такой разный город». (2 ч.) Оформление фотовыставки учащихся.
Резервный урок. (1 ч.)
Календарно-тематический план
№ п/пСодержание программы Всего часов Теория Практика Дата
Город, в котором я живу. «Большая» и «малая» родина. История города. Его достопримечательности.
Улицы города. 5 3 2 Что нас окружает?
Природа Томской области. Чем богата область. Учимся беречь природу. 3 2 1 Понятие о народной культуре. Культура Сибири.
Устное народное творчество Сибири. Знакомство с сибирским фольклором. Детские рисунки «В мире сказки». 4 2 2 Традиционные и народные праздники, народные забавы.
Учимся и играем в старинные и современные детские игры.
Рождественский сочельник, колядки, ряженые. Масленица. Ждем весну. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне. 5 2 3 Моя семья, мои близкие. Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Рисуем свою семью. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа. 5 1 4 Растительный мир области. Разнообразие растительности области Кустарники, деревья наших лесов и парков. Красная книга Томской области. Экскурсия в парк. 4 2 2 Животный мир области. Заочная экскурсия по лесам области. Красная книга Томской области. 5 2 3 10. Фотовыставка «Такой разный город». 2 1 1 27. Резервный урок. 1 1 Всего 34 16 18 Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема Количество часов УУД
1. Город, в котором я живу. «Большая» и «малая» родина. История города. Его достопримечательности.
Улицы города. 5 ч. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
- планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения,
2. Что нас окружает?
Природа Томской области. Чем богата область. Учимся беречь природу. 3 ч. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Понятие о народной культуре. Культура Сибири.
Устное народное творчество Сибири. Знакомство с сибирским фольклором. Детские рисунки «В мире сказки». 4 ч. - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Формирование образного мышления учащихся, - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Традиционные и народные праздники, народные забавы.
Учимся и играем в старинные и современные детские игры.
Рождественский сочельник, колядки, ряженые.
Масленица. Ждем весну. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне. 5 ч. - Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах,- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
5. Моя семья, мои близкие. Моя семья.
Моя фамилия, имя, отчество. Рисуем свою семью. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа. 5 ч. - Развитие способности умения анализировать, систематизировать материал,
- развитие абстрактного мышления.
6. Растительный мир области. Разнообразие растительности области
Кустарники, деревья наших лесов и парков. Красная книга Томской области. Экскурсия в парк. 4 ч. - Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
- овладение навыками поиска информации.
7. Животный мир области. Заочная экскурсия по лесам области. Красная книга Томской области. 5 ч. - Расширение кругозора,
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
8. Фотовыставка «Такой разный город». 2 ч. - Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
9. Резервный урок. 1 ч. Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Человек и его окружение: сборник загадок: 1-4 классы / сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2009.
Явления природы: сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2009.
Классные часы: внеклассная работа/сост. М.А. Козлова. - М.: Экзамен, 2009.
Растительный и животный мир: сборник загадок / сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Экзамен, 2009.
Развивающие задания / сост. Е. В. Языкова. – М.: Экзамен, 2010.
Сабова Т.И. Элективный курс: Русская народная культура. Учебное пособие. – Томск: ТОИПКРО, 2007.
Для обучающихся
Тихомирова Е.М. Рабочая тетрадь по развитию речи: загадки о животных. – М.: Экзамен, 2010.
Тихомирова Е.М. Рабочая тетрадь по развитию речи: загадки о человеке и его помощниках. – М.: Экзамен, 2010.
Литературное наследие Сибири: Хрестоматия. 3, 4 кл./сост. Н.А. Зверева, О.А.Первухина, Б.Ф. Макаров. – Томск: ТОИПКРО, 2009.