Внеурочная деятельность Кружок зеленая лаборатория (5 — 6 класс)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
446218, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Свердлова, д. 23, тел. факс (884635) 4 – 75 – 60Программа внеурочной деятельности
«Зеленая лаборатория»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 5 – 6
Программу разработала учитель химии и биологии
Филиппова Елена Владиленовна2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Введение
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX - XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Самарской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11 – 13 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 2 года.
Количество часов - 1 учебный час в неделю.
За год (34 недели) - 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы: (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кинофильмов,. компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Зеленая лаборатория» обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
различение на части и органоидов клетки, органов цветкового растения;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений растений к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемый результат
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни
Способы проверки ожидаемых результатов:
демонстрация практических умений и навыков
смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
творческие отчёты, доклады
дискуссия.
проектно-исследовательская работа.
конференция.
творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
отчетная выставка.
Для фиксирования оценок качества обучения можно использовать такие формы, как:
диагностические карты;
табель развития;
папка достижений («Портфолио»).

Содержание программы
Материал курса разделен на разделы
Первый раздел «Общие сведения о биосфере» знакомит учащихся с биосферой, раскрывает особенности рационального использования природных ресурсов.
«Среды жизни и приспособления к ним живых организмов» второй раздел программы, который раскрывает особенности живых организмов в разных средах жизни.
В третьем разделе «Взаимоотношения живых организмов», раскрываются основные типы взаимоотношений живых организмов, а также сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
«Естественные и искусственные экосистемы» - четвертый раздел, который рассказывает об основных группах живых организмов в природных сообществах; организмы - производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ.
Пятый раздел «Человек как часть природы», связывает человека и природу.
Учебно-тематический план

п/п Тема Всего часов Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия
1. Общие сведения о биосфере 3 часа 1 час 2 часа
2. Среды жизни и приспособления к ним живых организмов 6 часов 2 часа 4 часа
3. Взаимоотношения живых организмов 6 часов 1 час 5 часов
4. Естественные и искусственные экосистемы 11 часов 4 часа 7 часов
5. Человек как часть природы 6 часов 2 часа 6 часов
Итого 34 часа 10 часов 24 часа
Календарно - тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во Формы работы Вид занятия Дата
Общие сведения о биосфере (3 часа)
1 Введение. 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности теория 2 Биосфера 1 Экскурсия практика 3 Живые организмы Земли 1 Экскурсия, фотосессия практика Среды жизни (6 часов)
4 Основные среды жизни 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности теория 5 Наземно-воздушная среда и ее характеристики 1 Рассказ, организация работы по мини-проектам практика 6 Вода как среда жизни 1 Проектная деятельность практика 7 Почвенная среда жизни 1 Проектная деятельность практика 8 Живые организмы как среда обитания других живых организмов 1 Проектная деятельность практика 9 Обобщающие занятие «Среды жизни» 1 Викторина, отчетное занятие теория Взаимоотношения живых организмов (6 часов)
10
Основные типы взаимоотношений живых организмов Взаимовыгодные взаимоотношения 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности теория 11 Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 12 Взаимоотношения организмов типа хищник= жертва паразит- хозяин 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 13 Отношения живых организмов при которых одни вытесняются другими 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 14 Сложность отношений живых организмов и их использование человеком 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 15 Обобщающие занятие «Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов» 1 Презентация проектов практика Естественные и искусственные экосистемы (11 часов)
16 Совместное обитание живых организмов в природе 1 Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия. теория 17 Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов 1 Рассказ учителя, составление цепей питания практика 18 Природные и искусственные сообщества. Пруд, озеро как искусственные сообщества. Аквариум - искусственный водоем Естественные и искусственные водоемы Самарской области 1 Рассказ учителя. Экскурсия практика 19 Луг, поле - искусственные сообщества. Растения и животные обитатели лугов Самарской области 1 Рассказ. Практическая работа теория 20 Лесопарк как искусственный биоценоз 1 Рассказ учителя. Экскурсия практика 21 Широколиственный лес и сосновый бор естественные биоценозы Флора и фауна Самарской области 1 Рассказ. Практическая работа. практика 22 Болото как природный биоценоз 1 Беседа. Проектная деятельность теория 23 Сезонные изменения в биоценозе 1 Игра практика 24 Смена биоценозов 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 25 Город как искусственный биоценоз 1 Рассказ, Проектная деятельность. практика 26 Что мы узнали о сообществах 1 Защита проектов теория Человек как часть природы (8 часов)
27 Природа как источник жизни человека 1 Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия. теория 28 Загрязнения окружающей среды связи с развитием промышленности и ростом городов 1 Работа с практическим материалом, работа в группах практика 29 Загрязнения и охрана водных богатств Земли Потеря почвы и ее охрана 1 Работа с практическим материалом, работа в группах практика 30 Влияние человека на растительный мир Охрана растений лесные пожары Красная книга Самарской области 1 Работа с иллюстративным материалом практика 31 Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников Редкие и исчезающие животные Самарской области 1 Работа с иллюстративным материалом практика 32 Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения 1 Рассказ
Игровая деятельность теория 33 Обобщение. Защита проектов 1 Конкурс проектов практика 34 Итоговое отчетное занятие 1 Конкурс проектов. Конференция практика Содержание программы.
Материал курса разделен на темы.
Первая тема «Осенние явления в природе» расширяет знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц. Правила сбора и переработки грибов.
Во второй теме «Природа под микроскопом» учащиеся знакомятся с разнообразием организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
В третьей теме «Зеленый мир» учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.
Четвертая тема «Весна в природе» расширяет знания детей об весенних изменениях в жизни растений, животных, птиц. Предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для клумб.
Учебно-тематический план

п/п Тема Всего часов Аудиторные занятия Внеаудиторные занятия
1. Осенние явления в природе 8 часов 3 часа 5 часов
2. Природа под микроскопом 9 часов 3 часа 6 часов
3. Зеленый мир 8 часов 3 часа 5 часов
4. Весна в природе 9 часов 3 часа 6 часов
Итого 34 часа 12 часов 22 часа

Календарно - тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во Формы работы Вид занятия Дата
Осенние явления в природе (8 часов)
1 Введение. Сезонность в природе. 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности теория 2 Осень в жизни растений и животных. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая работа теория 3 Осенние пейзажи. 1 Экскурсия, фотосессия практика 4 Грибное царство. 1 Беседа, проектная деятельность практика 5 Что мы знаем о грибах. 1 Проектная деятельность теория 6 «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. 1 Беседа, экскурсия с фотоаппаратом практика 7 Подготовка выставки и презентации мини-проектов. 1 Практическая работа практика 8 О чем нам осень рассказала. 1 Выставка, презентация практика Природа под микроскопом (9 часов)
9 Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. 1 Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. теория 10
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая работа практика 11 Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. 1 Рассказ, организация работы по мини-проектам теория 12 Бактерии в жизни человека. 1 Беседа, проектная деятельность теория 13 Бактерии в жизни человека. 1 Проектная деятельность практика 14 «Суд над бактерией» 1 Деловая Игра практика 15 Простейшие организмы. 1 Рассказ, исследовательская работа с микроскопом практика 16 Клетки растений и животных. 1 Рассказ, исследовательская работа с микроскопом практика 17 Что показал нам микроскоп. 1 Викторина, отчетное занятие практика Зеленый мир (8 часов)
18 Мир растений. Особенности и многообразие растений. 1 Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия. теория 19 Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Практическая работа теория 20 Кто такие? Где живут? Определение растений. 1 Практическая работа с гербарием практика 21 Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». 1 Практическая работа. практика 22 Роль растений в природе и жизни человека. 1 Беседа. Проектная деятельность теория 23 Съедобные и ядовитые растения. 1 Игра практика 24 Лекарственные растения. 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 25 Растения красной книги Самарской области и меры по их охране. 1 Рассказ, проектная деятельность. практика Весна в природе (9 часов)
26 Признаки весны.
1 Вводная лекция с элементами беседы. Стихи. Загадки. Экскурсия теория 27 Весна в жизни растений. 1 Рассказ учителя. Беседа.
Проращивание семян (опыты) практика 28 Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Самарской области. 1 Рассказ учителя, проектная деятельность теория 29 Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства. 1 Рассказ. Практическая работа Выращивание рассады овощных и комнатных растений. практика 30 Способы вегетативного размножения растений. 1 Беседа. Практическая работа практика 31 Весна в жизни животных. 1 Рассказ. Проектная деятельность. теория 32 Весенние пейзажи 1 Экскурсия в лес, фотосессия практика 33 Секреты перелетных птиц. 1 Рассказ. Проектная деятельность. практика 34 Итоговое отчетное занятие 1 Конкурс проектов. Конференция практика Материально-техническое обеспечение
•учебный класс;
•лаборантская с большим количеством пособий, моделей и макетов;
•микроскопы, лупы, штативные лупы
•телевизор, видеомагнитофон;
•мультимедийный комплекс;
•плакаты биологической и экологической тематики;
•динамические пособия (+ магнитная доска)
•коллекция комнатных растений;
Методическое обеспечение
•библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;
•коллекция видео-, кинофильмов;
•компьютерные презентации биологической тематики;
•электронные уроки;
•виртуальные лабораторные работы (компьютерная программа «Открытая биология»).

Список литературы.
Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о растениях. - Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2007
5. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 2007
6. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2008.
7. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1997.
8. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2007.
9. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1994.
10. Плешаков А.А. Зеленый дом: программно-методические материалы. – М., 2000г
11. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1996
12. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологи. - АО "Мэрил", 2007.
15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2007.
16. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2007.
17. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
18. Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
19. Юный эколог. 1 – 4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации/ Александрова Ю. Н. – Волгоград: Учитель, 2012 г.