Кружок Занимательная математика внеурочная деятельность


Пояснительная записка
 Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала.  Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
    С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.
Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.
В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.
  
         Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
 развивать математический образ мышления
Задачи:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 расширять математические знания в области многозначных чисел;
 содействовать умелому использованию символики;
 учить правильно применять математическую терминологию;
 развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
 Актуальность
            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
 Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
 Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
 Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
 Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
 Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
 Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в  кружке должны помочь учащимся:
 усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
 помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
 формировать творческое мышление;
 способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
 
Основные виды деятельности учащихся:
 
 решение занимательных задач;
 оформление математических газет;
 участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
 знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
 проектная деятельность
 самостоятельная работа;
 работа в парах, в группах;
 творческие работы
 
 
 
 
 
                    Календарно-тематическое планирование
                                    1 класс
№ п\п№ по теме ТЕМА Дата
1   Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок»  
2   Игра на развитие восприятия. «Залатай коврик»  
3   Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке»  
4   «Расставь знаки по образцу»  
5   Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении».  
6   «Запомни пары слов».  
7   Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?»  
8   «Найди ключ к отгадке».  
9   Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля»  
10   «Где произойдёт стыковка космических кораблей?»  
11   «Вычислительные машины».  
12   «Лучший лётчик»  
13   «Как узнать задуманный день недели?»  
14   Отгадай задуманное число.  
15   Логические задачи на раскрашивание.  
16   Игра – путешествие «В цирке»  
17   «Плывём к Робинзону Крузо» (устные вычисления)  
18   Задачи в стихотворной форме.  
19   Занимательные математические игры.  
20   «Кому подаётся мяч?»  
21   Математическая эстафета.  
22   Логические квадраты.  
23   Математический лабиринт «Догони-ка!».  
24   Задачи на сообразительность.  
25   Необычные приёмы устных вычислений.  
26   Провоцирующие задачи.  
27   Запись таблицы, в форме матем. диктанта.  
28   «Проведи корабли точно по курсу».  
29   Игра «Шифр».   
30   «В гостях у Золушки» ( решение задач).  
31   «В гостях у Золушки» (отработка навыков решения задач).  
32   Загадки-обманки.  
33   Тест «Проверь  себя».  
    Календарно-тематическое планирование
2 класс

п/п№ по
теме Тема Дата
1-2 Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.  
3-4 Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.  
5-6 Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).  
7 Старинные меры измерений.  
8-9 Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.  
10 Измерение, исследовательская работа. 11-12 Масса. Новые мерки. Измерения.  
13-14 Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.  
15 Составление программ для преобразования фигур на плоскости.  
16 Китайская головоломка “Танграм”  
17-18 Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.  
19-20 Схемы, уравнения  
21-22 Графическое моделирование  
23-24 Составление дерева возможностей  
25-26 Решение старинных задач  
27-28 Задачи повышенной трудности  
29 Задачи в стихах  
30 Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами  
31 Дерево возможностей. Блиц-турнир 
32 Познавательная игра «Семь вёрст…»  
33 Конструирование предметов из геометрических фигур 34 Итоговое занятие. Игра “Велогонка”  
 
 
 
 
 
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п\п№ по теме  Тема Дата
1   Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?  
2   Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.  
3   Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.  
4   Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.  
5   Римские цифры. Как читать римские цифры?  
6   Решение задач  
7   Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.  
8   Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи  
9   Архимед. Упражнения, игры, задачи.  
10   Умножение. Упражнения, игры, задачи.  
11   Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.  
12   Деление. Упражнения, игры, задачи  
13   Делится или не делится  
14   Решение задач  
15   Новогодние забавы  
16   Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.  
17   Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.  
18   Игра «Веришь или нет».  
19   Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.  
20   Экскурсия в компьютерный класс.  
21   Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.  
22   Математические фокусы.  
23   Конкурс знатоков  
24   Открытие нуля. Загадки-смекалки.  
25   Решение задач  
26   Денежные знаки. Загадки-смекалки  
27   Решение задач повышенной трудности.  
28   Игра «Цифры в буквах».  
29   КВМ «Царица наук».  
30   Задачи с многовариантными решениями  
31   Игра «Смекай, решай, отгадывай».  
32   Игра «Поле чудес».  
33   Решение занимательных задач в стихах.
Отгадывание ребусов.  
34   Интеллектуальный марафон.
   
 
 
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п\п№ по теме Тема Дата
1   Любителям математики. Турнир смекалистых 
2   Волшебный круг.  
3   Правила сравнения. Сравнение дробей  
4   Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа , числа по его части.  
5   Игры с числами. Решение задач на нахождение числа по его части.  
6   Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.  
7   Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.  
8   Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.     
9   Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.     
10   Магические квадраты. Нахождение площади фигур.  
11   Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур  
12   Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.  
13   Игры на развитие наблюдательности.  
14    Международная игра «Кенгуру»  
15   Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.  
16   Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.  
17   Закрепление способности комбинировать. Решение  сложных уравнений  
18   Решение задач на развитие смекалки и сообразительности  
19   Задачи – тесты. Блиц - турнир.  
20   Составление алгоритмов и применение их на практике при решении  примеров.  
21   Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.  
22   Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.  
23   Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай»  
24   Математические головоломки  
25   Блиц – турнир. Задачи – тесты.  
26   Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.  
27   Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.  
28   Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа  
29   Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм.  
30   Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.
   
31   Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.
   
32   Логическая игра «Молодцы и хитрецы  
33   Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»  
34   Сочинение «Место математики в моей жизни»  
   
 
 
                                       
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
1.      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.     Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.     Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.     Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.     Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.     Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.     Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.     Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.     Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.                       Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.                       Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.                       «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал