География, 11 класс: Общая характеристика Австралийского Союза.


11 класс. Урок №16 Общая характеристика Австралийского Союза.
Планируемые результаты:
личностные: воспитывать уважительное отношение к народам других стран;
метапредметные: формировать у учащихся познавательный интерес, развивать желание к самообразованию и непрерывному расширению кругозора;
предметные: изучить ЭГП, природно – ресурсный потенциал, население, хозяйство Австралии.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: демонстрационная карта «Политическая карта мира», атлас, учебник «География» под редакцией В.П. Максаковского, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проведение краткой политинформации по текущим событиям прошедшей недели (2 -3 мин). Учить учащихся формировать собственное отношение к подготовленному сообщению (умение анализировать, логически мыслить, думать).
II. Подготовительный этап .
Мы продолжаем изучать региональную географию мира, и сегодня наш урок посвящён.
Демонстрация видеоролика «Путеводитель по Австралии» продолжительность 28.36мин., от 15.07. 2015г. – показываю 40 сек и задаю вопросы:
1. Как звучит тема урока?
2. Давайте вспомним наши знания по Австралии : почему это самый сухой материк Земли?
3. Почему Австралию называют страной «эндемиков и реликтов»?
4. Какую роль в истории Австралии сыграл Джеймс Кук?
5. Почему Австралия была колонией Великобритании, а английское правительство ссылало сюда тюремщиков – заключенных?
6. Какое знаменательное событие произошло на материке в 2000году?
III. Изучение нового материала.
Австралия – страна переселенческого капитализма, ставшая в 1901году английским доминионом (самоуправляющееся государство в составе бывшей Британской империи, признающее своим главой английского короля (королеву).
Флаг Австралии представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета с изображением шести звезд: пять звезд – это созвездие Южного Креста, которое видно по ночам только в Южном полушарии, а большая звезда – это фрагмент флага Великобритании, так как Австралия была Британской колонией (благодаря Джеймсу Куку).
Австралия состоит из шести штатов. Внимательно просматриваем видеоролик «Путеводитель по Австралии» (с 3минуты по 26), но предварительно ставится задача перед классом: чем характеризуются Австралийские штаты Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания: крупные города, транспорт, занятия населения, хозяйство.
После увиденного делается несколько важных выводов:
1. Австралия – высокоурбанизированная страна с крайне неравномерным размещением населения, численность которого составляет 22млн. чел.
2. Сидней – крупнейший город Австралии с населением в 3.5 млн. чел. Основные народы: англоязычные австралийцы -95%, аборигены -5%.
3. Канберра - столица Австралийского Союза, расположенная между Мельбурном и Сиднеем с населением 280 млн. чел.
4. Виктория – самый зеленый штат материка с кенгуру и стадами овец , коров.
5. Южная Австралия – самый сухой штат Австралии с месторождениями опала, железных руд, угля, бокситов, урана.
6. Западная Австралия – самый большой штат по площади, занимает 2/3 континента с большими полями, которые заняты стадами овец и коров.
*К увиденному необходимо добавить, что страна входит в первую тройку государств по добыче угля, железной руды, бокситов, урана, золота, алмазов.
* По поголовью овец Австралия занимает второе место в мире (после Китая), является ведущим производителем и экспортером шерсти. Заметную роль играет в производстве и мировой торговле пшеницей.
* В Австралии хорошо освоены побережья, а внутренние районы материка – сухие степи и полупустыни, используются как естественные пастбища для содержания овец – мериносов, которые круглый год находятся на естественных подножных кормах. Австралийские тонкорунные овцы дают высококачественную теплую, легкую, красивую шерсть, которая состоит из тонких и мягких волокон. Одежда из такой шерсти удобная, экологичная ноская.
*Структура ВВП: сельское хозяйство -4 %, промышленность -26%, сфера услуг -70%.
IV. Закрепление изученного материала.
Выберите правильный ответ:
*Какой город является столицей Австралии? Сидней, Мельбурн, Канберра.
*Какие народы преобладают в Австралии? Англо – австралийцы, аборигены, папуасы.
*Какая отрасль промышленности лидирует в стране? Химическая, черная металлургия, цветная промышленность.
*В структуре растениеводства ведущая роль принадлежит выращиванию : технических культур, зерновых, тонизирующих культур.
*В структуре животноводства лидирует: свиноводство ,овцеводство. звероводство.
* В транспортных внутренних перевозках пассажиров преобладает: воздушный транспорт, автомобильный, железнодорожный. Все ответы обосновать.
V. Подведение итогов урока .
Сегодня на уроке, работая с различными источниками информации мы определили ЭГП Австралии, её природно – ресурсный потенциал, особенности населения и его размещение на материке (продолжить перечень изученных вопросов).
За активную работу на уроке оценивается деятельность учащихся с комментированным сопровождением результата.
VI. Домашнее задание: стр.271 -273.