Игровой тренинг Поделись улыбкою своей


-1118235-360680



Цель тренинга: развитие эмоционального мира ребёнка.
Программное содержание:
• развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека через мимику лица, позу, жесты;
• тренировать умение менять эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций;
• продолжать развивать умение распознавать эмоции: радость, грусть, удивление и объяснять их возможные причины; изображать при помощи мимики и жестов, графически;
Предварительная работа:
• знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, злость, обида).
• проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения (К. Фопель, Чистякова)
• прослушивание музыкальных произведений, вызывающих различные эмоции;
• проигрывание этюдов и сценок.
• проведение психологических игр и упражнений «Зеркало», «Подари улыбку другу».
Оборудование:
- вырезанные из бумаги овалы (лица, соответствующие количеству детей, для изображения эмоций)
- простые карандаши
]Музыкальное сопровождение / CD записиВ. Шаинский «Поделись улыбкою своей»
Ход занятия.
Смайло-диагностика.
Дети берут смайлики, которые соответствуют их настроению в данный момент. Педагог просит закрепить смайлик на дереве эмоций. Психолог. Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас?
Предполагаемые ответы детей (да! нет.) .Психолог. Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Предполагаемые ответы детей (нет, не всегда)
Психолог. Почему настроение может быть плохим?
Предполагаемые ответы детей (обидели, не получается постройка из конструктора, болит зуб и др.)
Психолог. Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение?
Предполагаемые ответы детей (рассмешить, обнять друг друга, поделиться улыбкою, передать её по кругу и др.)
Психолог. Скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение?
Ответы детей.
Психолог. Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение.
Психогимнастический этюд «Цветок»
Психолог. Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону… ). Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какой красивый цветок. (Имя ребенка), какого цвета у тебя цветок? А у тебя какого цвета? У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Давайте прикрепим цветок на одежду или украсим им волосы. (Имя ребенка) куда ты прикрепишь свой цветок? а ты куда?
Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки.
Упражнение «Подари улыбку другу»
А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу.
Дети встают в круг.
Психолог. У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку.
Дети произносят слова «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу».
Дети поворачивают голову, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок.
Психолог. Улыбка снова вернулась ко мне!
У меня для вас есть загадка:
В нём я вижу свой портрет.
Отошёл – портрета нет…
(Ответы детей: зеркало)
Психолог. Для чего нам нужно зеркало?
Предполагаемые ответы детей: чтобы смотреться.
Психолог. Для чего нужно смотреться в зеркало?
Предполагаемые ответы детей: чтобы посмотреть как ты выглядишь, не мятая ли одежда, как причёсаны волосы
Психолог. Давайте подойдём к зеркалу и посмотрим на себя. А теперь через зеркало друг на друга. Это кто? (показывает на ребёнка). А это что?
Предполагаемые ответы детей: Софья, Лиза…
Психолог. То, что мы видим в зеркале, называется отражением. Это (имя ребенка), а в зеркале его отражение.
Поставьте руки на пояс. Посмотрите, отражение в зеркале точно отобразило наши действия и тоже поставило руки на пояс. А теперь, поднимите одну руку вверх. Отражение показало такую же руку, что и вы! То есть зеркало точно отражает все наши движения.
Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Зеркало»
Упражнение «Зеркало»
Психолог. Встаньте парами, кто с кем пожелает, друг напротив друга. Одни из вас будут зеркалом, а другие будут в него смотреться (точно распределяются роли в парах) .Вам нужно:
-почистить зубы
-расчесать волосы
-дотронуться пальцем до кончика носа
-сделать глоток чая, но он оказался солёным!
А теперь поменяйтесь местами.
-одну руку поставить на пояс, другую поднять вверх
-дотронуться пальцем до уха
-застегнуть верхнюю пуговицу
-съесть кислый лимон!
Психолог следит за правильностью выполнения упражнения, исправляет ошибки, проявляя индивидуальный подход, использует похвалу.
Молодцы! Все справились с этим упражнением. Как здорово и весело нам сегодня играть!
Психолог. Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы.
На столах стоят небольшие зеркала на подставках для каждого ребёнка. Рядом с зеркалом лежат по 3 овала, вырезанных из бумаги (лицо, простой карандаш.Психолог. Посмотрите в зеркало и покажите, пожалуйста, грусть на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови опущены вниз, глаза прикрыты, уголки губ опущены вниз).
Психолог. Возьмите карандаш и нарисуйте на овале эмоцию грусти.
Психолог наблюдает за работой детей, помогает, отмечает те изображения, которые наиболее удачно передают соответствующее настроение.
Психолог. А теперь вспомните, пожалуйста, какое чувство у нас было, когда смотрим в цирке фокусы.
Предполагаемые ответы детей (мы удивились).
Психолог. Посмотрите в зеркало и изобразите удивление на своём лице. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови подняты вверх, глаза большие, рот широко открыт) .Психолог. Возьмите карандаш и нарисуйте на втором овале удивление.
Пока дети рисуют, психолог также наблюдает за работой детей, помогает тем, кто сомневается, подбадривает, создавая ситуацию успеха.
Психолог. А теперь ещё раз посмотрите в зеркало. Какое настроение мы подарим друг другу, когда сообщаем хорошую новость?
Предполагаемые ответы детей (радость).
Психолог. Посмотрите в зеркало на своё лицо. Улыбнитесь и покажите радостную эмоцию. Обратите внимание на глаза, брови, рот. Какие они?
Предполагаемые ответы детей (брови ровные, глаза открытые, смотрят на нас, уголки губ подняты вверх - улыбаются) .Психолог. Нарисуйте радость на третьем овале.
Когда дети всё нарисовали, психолог предлагает выйти из-за столов.
Психолог. Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение?
Предполагаемые ответы детей: хорошо, настроение отличное.
Психолог. А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым?
Психолог. Я уверена в том, что если вам взгрустнётся и у вас будет плохое настроение, то вы и ваши друзья всегда сможете улучшить его, сделать весёлым и радостным, так же, как мы делали это сегодня.
Я вас всех люблю.
На выходе из зала применяется повторная смайло-диагностика.