Конспект воспитательского занятия Поделись своей добротой


ГОУ ЯО «Рязанцевская школа - интернат»

«Поделись своей добротой»
открытое занятие в группе «Лучики»
(8, 9 классы)
воспитатель Мурзина Г.Ю.
ноябрь 2016 г.
Цели:
- анализировать и объяснять понятие «доброта»;
-формировать коммуникативные навыки, мотивировать детей на добрые поступки;
-воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям
Ход занятия:
Организационный момент «Мир не без добрых людей»
В начале классного часа ребята получают карточки с перечнем качеств: бережливость, благородство, милосердие, ум, доброта, понимание, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость; предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.
Звучит стихотворение И. Ляпина «Добрые люди»
(в это время воспитатель и психолог изучают результаты).
Там, где судьба подводила,
Жестче косилась и злей,
Голодом, стужей морила,
Мама моя говорила:
— Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:
В те роковые года
Сколько вас, добрые люди,
Добрых по самой по сути,
Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,
Бедами равно грозя,
Но от чужой от потери
Вы отводить не умели
В сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла
И в круговерти своей
Просто дохнуть не давала,
Но разглядеть не мешала —
Мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете
Рядом с душою моей,
Слово не бросив на ветер,
Кто-то, хоть кто-то б отметил:
Мир не без добрых людей
- Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте.
- Как вы считаете, каких людей на земле больше – добрых или злых?
- Какие люди окружают тебя? (ответы детей)
- Что надо сделать, чтобы добрых людей было больше?
2. Рассказ воспитателя
С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое — хорошо и что такое — плохо?» Хорошо и плохо — это, прежде всего — добро и зло. Такое человеческое качество как доброта проявляется в отношениях между людьми, в отношении к природе и животным, и по нашим поступкам можно сказать какой ты человек – добрый или злой. При этом надо отметить, что человек — существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.
Мудрецы, жившие в разное время и в разных землях, пытались определить, каким должен быть человек, чтобы жить со всеми в мире.
2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда - «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство и пошел путешествовать. Узнав мир, он познал, как много зла и горя среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: « Не делай другим того, что считаешь злом ».
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий филосов Конфуций (Учитель Кун), который хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Надо, чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших, и «только добро ведет к счастью».
В существовавшем когда-то государстве Иудея был вождь Моисей. Люди уважали и чтили его за то, что он освободил их от египетского рабства. Во время пути иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди. Одна: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».
Из высказываний этих мудрецов получилось «золотое правило» поведения доброго человека.
3.Тест «Добры ли вы?»
-сейчас мы проверим, насколько вы добры в своих поступках с окружающими вас людьми:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шуточки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9,10, 12.
Вы набрали больше 8 очков.
Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.
Вы набрали от 4 до 8 очков.
Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков.
Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
4. Пословицы о доброте
- худо тому, кто добра не делает никому
- не одежда красит человека, а добрые дела
- добро помни, а зло забывай
- за добро добром плати
- добрая слава лежит, худая бежит
- живи добрее, будешь сам милее
- Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
5. Игровое упражнение « Дом для друга»
- Вы все счастливые дети, у вас есть семья, дом, где вас ждут и любят. Но в нашей не простой жизни есть дети, которые лишены этого маленького счастья теплого семейного уюта. Есть и те, которые живут в детских домах, приютах вдали от близких, без самых дорогих им людей. Судьба им часто преподносит все новые испытания. Давайте мы для них построим новый дом.
Новый дом. Но каким он должен быть? Хотелось бы, чтобы дом, в котором будут жить эти дети, был уютным, светлым. В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. Стройте его так, как будто строите для себя.
(Учащимся предложен набор: блок фундамента, 4 кирпичика, крыша, труба и окошко, вырезанные из цветного картона. Дети строят из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье. При этом каждый ребенок выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.)- Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. (При этом дети проговаривают какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка у детей предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет). Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни:
зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
красный цвет – принесет в дом лидерство
синий цвет – принесет в дом спокойствие
желтый цвет – принесет в дом тепло
- У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Помимо этого я хотела бы, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другогоОдно удовольствие, честное слово.
6. Итог
Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
“Эта история произошла давным - давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.