Конспект внеклассного мероприятия Поделись своей добротой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Евдская школа» МО «Красноборский муниципальный район»
Архангельской области







Внеклассное мероприятие
для учащихся начальных классов
«Поделись своей добротой»







Автор:
Мурашева Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Евдская школа»,
Красноборский район,
Архангельская область






д. Городищенская
2016 г.
Цель:
создать условия для знакомства учащихся с важными моральными понятиями – «добро» и «зло»;
помочь учащимся осознать важную задачу морального поведения человека – не допускать зла и бороться с ним;
содействовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других.

Оборудование:
Рисунки учащихся на тему «Добро и зло».
Карточки – лучики для солнышка с описанием качеств характера человека.
Весы.
Карточки с названием хороших и плохих качеств характера человека.
Карточки с пословицами.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Аудиоспектакль «Исцеление Ильи Муромца» (отрывок).
Песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда» - «Если добрый ты».
Минусовка песни из мультфильма «Маленький Мук» - «Дорогою добра».
Презентация «Поделись своей добротой».

Ход мероприятия:

Звучит песня из мультфильма «Приключения кота Леопольда» - «Если добрый ты».
1 слайд
- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на занятии, нужно восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Жизнь дана на дела.
Мир не без людей.
желаешь - и делай.
Истинное всегда просто.
слово человеку - что дождь в засуху.
- Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
- А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение, это когда люди содействуют, помогают друг другу).
- Какого человека можно назвать добрым? - Добрый человек – это тот, кто: 
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
любит природу и бережет её;
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим; 
любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек;
добрый человек замечает в других, прежде всего, хорошее, злой – дурное.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Ведь не зря говорят:
Если хочешь протянуть руку помощи, Но не можешь - Пожелай человеку добра в пути, Добрым словом ты также поможешь.
2 слайд
- Тема нашего занятия «Поделись своей добротой».
- Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы, и мы с вами.
И хотя мы с вами живём в XXI веке, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. 
"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви, любви к человеку, и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе, и тогда она направлена на всё живое, что окружает нас.

Дома вы должны были выполнить рисунки на тему «Добро и зло».
(Рисунки рассматриваются, поочерёдно выслушиваются комментарии учащихся).
- Ребята, а каких рисунков оказалось больше?
- Какой предмет присутствует почти на всех рисунках? (солнце)
- А как вы думаете, почему?
- С чем можно сравнить доброту?
- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее, радостнее)
- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)
3 слайд

- Посмотрите на доску. Вы обратили внимание, что у нашего солнышка нет лучиков? Выберите, пожалуйста, те лучи, которые подойдут нашему солнышку.
- Обсудите в группах и изготовьте солнышки. Выберите те слова, которыми вы бы хотели, чтобы засияли ваши солнышки.
(На столах лежат лучи, на которых написаны слова: добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида, злость.)
- Выйдите к доске. Давайте сравним, какие лучи выбрала каждая группа.
4 слайд

- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?
(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше).
- Доброта. Какое это старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
5 слайд
Мне бы хотелось познакомить вас со стихотворения Федора Абрамова «Щенок», которое поразило меня жестокостью одного из героев:

Брошенный, он шел туда, где люди. И уселся возле гаража, Мелкою прерывистою дрожью, На морозе утреннем дрожа. Мокрый иней склеивал ресницы, Взгляд с тоской участия просил, Только каждый мимо проходящий Часть надежд собачьих уносил. Почему никто не замечает, Что давно не ел он ничего? И сейчас, за ломтик хлеба Он отдал полжизни, Жизнь - за руку, давшую его! Вдруг вскочил.... И счастьем, и морозом Задохнулся, взвихривая с ног, То ему, ему призывно кто-то свистнул, Незнакомый добрый человек! Господина будущего чуя, Пёс бежит по снегу, прямиком, И ... летит, отброшенный тяжёлым, Кованным кирзовым сапогом. Взвыл щенок от нестерпимой боли (футболист, как видно, был мастак...) Ты привыкни, маленький калека - Первое знакомство с человеком Часто совершается и так...
- Как можно назвать поступок этого человека? (высказывания детей)
- Какой он? (высказывания детей)
- А что такое зло? (высказывания детей)
Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному живому существу на нашей земле: ни людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.
Недавно мы с вами тоже столкнулись с бессердечным поступком, когда у горки во дворе школы ребята нашли завязанный мешок, в котором оказались уже довольно большие котята, брошенные замерзать и умирать с голоду.
Я помню ваши глаза, когда вы прибежали в школу с криками: «Там котята! Они в завязанном мешке! Они плачут!».
Очень радостно на душе от того, что вы не остались равнодушными, помогли котятам найти себе дом и доброго хозяина.
Ученик читает стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда, Рвануться на выручку нужно, В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.

- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.
- А чего, по вашему мнению, на земле больше: добра или зла?
- Почему вы так думаете? (Высказывания детей).
- Давайте проверим это с помощью старинных чашечных весов. На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички - зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь), а на другую – «добро».
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые слова, поступки вы можете назвать.
(Я называю слова, связанные со злом, и кладу карточки на одну чашу весов, дети называют добрые качества и поступки).
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
6 слайд
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если сделал добрые дела».
Послушайте, пожалуйста, одну старинную притчу.
Как-то раз на рассвете один старик шёл по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звёзд и бросавшего их в море. Поравнявших, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег звёзды умрут, если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звёзд миллионы, - возразил старик. – Что толку в твоих усилиях?»
Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил её в море и произнёс: «Толк есть - для этой звезды и тех, кого я уже бросил».

- Как бы вы поступили на месте юноши? (Ответы).
- Конечно, всем помочь невозможно, это не в наших силах, но, если каждый из нас проявил внимание, поделился своей добротой хотя бы с кем-нибудь, - это уже много.

- В чём должна проявляться доброта по отношению к другим людям, животным, растениям? (Высказывания детей).

- Всегда ли человек должен быть милосердным, отзывчивым? (Учащиеся высказывают свои мнения, аргументируют).

Готовясь к данному мероприятию, я прочитала сочинение 13-летней школьницы. Послушайте, что она написала:
«Моя бабушка рассказала мне историю своего детства. Она жила в Челябинске в годы Великой Отечественной войны. Голод и отчаяние были повсюду. Однажды к ним привезли трёх пленных немцев. Их привезли на работу.
Как-то раз моя бабушка, будучи маленькой девочкой, выглянула из окна и увидела этих немцев. Они укрывались от дождя под крышей сарая. Эти люди выглядели очень худыми, измождёнными и потерянными. Это пробудило в маленькой девочке милосердие. И забыв то, что они фашисты, то, что они убивали, она захотела им помочь. Тогда маленькая Нина взяла весь хлеб, который был у них в доме, разломила его и отдала этим людям. Они её отблагодарили, как смогли. Жестами. Безмолвным языком мира.
Потом все её очень сильно ругали, ведь хлеб был тогда редкостью, а она отдала его не кому-нибудь, а врагам. Но Нину это не трогало. Девочку согревало чувство, что она помогла им в нужный момент.
«Все мы люди, и все мы достойны помощи», - так она мне сказала. Эти куски хлеба стали для немцев бесценными. Они напомнили им о милосердии, которое в то время очень тяжело было найти. Напомнили о том, что, не смотря на всё происходящее, помощь может прийти оттуда, откуда её совсем не ждёшь. Когда они уже потеряли надежду, им помогло доброе детское сердце, ведь только ребёнок умеет верить и полностью доверять».

Это бесценные моменты. Если мы думаем, что они – последствия определённых обстоятельств внешнего мира, то мы глубоко ошибаемся. Эти моменты создаются нами.

Добро, милосердие, чуткость вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
7 слайд
Уже в четвёртом веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Учащиеся читают стихи:
Спешите делать добро!  Эта фраза совсем не избитая.  Спешите делать добро!  Ведь дни наши Богом сосчитаны!  Спешите делать добро!  Не знаете, что завтра будет.  Спешите делать добро  Любимым, родным, просто людям!  Ведь может случиться и так,  Что завтра вы не успеете  Кому-то сделать добро,  И горько потом пожалеете.  Спешите добро творить,  Чем можете делом иль словом.  Учитесь ближних любить,  Ведь это жизни основа! 
Мы с вами много говорили о богатырях, защитниках земли Русской. Что вы помните об Илье Муромце? (рассказывают).
20 лет Илья сиднем на лавке сидит. И хорош собой, и в плечах широк, любо дорого поглядеть. Но от немощных ног своих осерчал на весь белый свет, злым стал.
Приходила к нему ласковая девочка Улита. То земляники Илюше принесёт, то орехов, и говорила: «Я тебя, Илюша, жалеть пришла!»
После прихода Улиты душа Илюши оттаивала, и ждал он, когда же она ещё придёт.
Послушайте, пожалуйста, отрывок из аудиоспектакля «Исцеление Ильи Муромца». (прослушивание, обсуждение).
У нас в стране есть фонд помощи больным детям, который называется «Дари добро». На пятом канале по телевизору мы часто можем слышать призыв «День добрых дел. Помоги сегодня. Завтра может быть поздно». И каждый может оказать посильную помощь больным детям.
Каждый год мы с вами тоже участвуем в общешкольной акции «Спешите делать добро» и готовим подарки детям с ограниченными возможностями здоровья.
Уже второй год наш класс принимает участие в акции «Забота. Дети войны». В этом году мы с вами помогли нашему подшефному ветерану Бажуковой Александре Алексеевне в укладке дров. Молодцы! Очень приятно было видеть, как дружно и активно вы работали!
Я предлагаю вам снова поработать в группах, собрать пословицы и объяснить, как вы их понимаете. (Ребята собирают пословицы).
Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Доброе слово человеку, как дождь в засуху. Доброе слово и кошке приятно.
От доброго слова мир радуется.
Доброму слову цены нет.
Доброта не имеет границ.
Доброе слово – золотой ключ.
А теперь я дам вам клубочек. Вы будете по очереди передавать его друг другу и называть любое доброе дело, которое вы недавно совершили. (Ребята передают клубок и называют свои добрые дела).
Посмотрите, что получилось - мы все связаны одной ниточкой. Вот так и в жизни - все связаны  добрыми делами и должны жить в доброте.
Вы ещё дети, и впереди вас ждет много славных дел. От вас зависит, сделаете ли вы нашу планету красивой. Но прежде всего вы должны вырасти хорошими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. По жизни надо идти Дорогою добра.
И закончить наше внеклассное мероприятие я предлагаю песней «Дорогою добра». (Дети поют песню).
«Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг,
Всегда иди дорогою добра! – 2 раза

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Себя ведёт не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему,
Всегда иди дорогою добра! – 2 раза

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра,
И прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг,
Всегда иди дорогою добра! – 2 раза


Список литературы
Арсенина Е.Н. Мероприятия для детей младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2007.
Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – (Педагогика. Психология. Управление).
Обухова Л.А., Лямяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2007. – (Мастерская учителя).




13PAGE 15


13PAGE 14215




15