Методический доклад по теме: «Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Поныровская детская школа искусств»
Поныровского района Курской области
306000 Курская обл.,п. Поныри,ул. Ново-Почтовая,2 тел.(47135)2-13-95
e-mail: ponyry.dshi@gmail.com
pdshi.kursk.muzkult.ruМетодический доклад
по теме: «Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе».
Работу выполнила:
преподаватель Горякина Л.Е.
2016г.
     Специфика концертмейстера хореографии представляет собой ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе педагогов – хореографов. Творческая атмосфера в творческом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям.
     Концертмейстеров, именно хореографии, не готовят практически ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходится постигать на практике.
      Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографические специфики.
     Освоение музыкальной специфики, основы предмета, возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.
      Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать, о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому, концертмейстер должен понимать педагога – хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например: Plie, Demi plié, Grands plié – это упражнение , основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание полное или глубокое. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок, ( или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад и ее возвращение в позицию. Поэтому, музыкальное оформление должно быть четким, музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4.
      Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру  упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное, научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом, уметь ориентироваться в нотном тексте.  Педагог – хореограф может остановит упражнение в любом месте или начать отрабатывать какое-либо место упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения. Знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, т.к. на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
     В-третьих, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству.
     В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Концертмейстер должен помогать глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца, способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
     Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределяется не только между двумя собственными руками, но относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы и что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
      Во время исполнения нужно учитывать и разные физические способности детей. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение учащиеся выполняют по одному. Здесь наступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. Выполняя одно и тоже движения разные дети не могут выполнять его одинаково. Значит, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Подбирая музыкальный материал, нужно помнить, что в огромном танцевальном музыкальном арсенале, созданном композиторами прошлого и настоящего, есть множество разнообразной музыки высокого художественного уровня, среди которых немало настоящих жемчужин, живо воспринимаемых ребенком. Здесь есть еще одно обстоятельство  - ребенок внутренне испытывает гордость оттого, что он занимается под «ту самую»  музыку, которая известна. Это сознание стимулирует в нем желание к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.
     Особенности музыкального сопровождения уроков хореографии. Музыкальное оформление прививает учащимся эстетический вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
     Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы учащиеся привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избежать формального подхода к самым простым упражнениям. Музыкальное поддержание урока – первостепенно важно. Именно в течение последовательного ряда занятий учащийся приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы учащийся не делал, упражнение или танец, необходимо выбирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, нужно несколько упростить ее аранжировку. Музыка должна избираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса как в подлинном виде, так и обработанном.
     Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму в равной степени воспринимается учащимися. Необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была настроена «в унисон» их вкусам. Это зависит от возрастных особенностей. Например, у младшего возраста детей преобладает наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому, для них нужна музыка с четким, простым ритмом, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька вальс и другие. Так же нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста увлекаются всем сказочным, волшебным, поэтому можно использовать мелодии из сказок, мультфильмов, т.к. они более понятны ребенку.
     Наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка способна вызывать яркие, интенсивные эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений.
     В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит, необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, чтобы музыкальное произведение доставляло удовольствие своей гармоничностью. Чтобы слуховой багаж детей был более полным и разносторонним, необходимо играть произведения разных стилей и направлений.
     Следует обратить внимание на исполнение учащимися «preparation» - подготовку к упражнению. Чтобы дети его делали  «промахивая» концертмейстер должен исполнять вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения.
     Педагогические функции концертмейстера.
  В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Образование в классе хореографии невозможно без концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Концертмейстер развивает у учащихся музыкально-ритмические навыки, прививает им музыкально-эстетический вкус.
     Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
 - обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
 - способствует усвоению музыкальных знаний;
 - формирует умение подчинять движения музыке.
 Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование учения управлять движениями тела. Хореографическую базу учащимся дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность.
     Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет:2/4, ¾, 4/4, а так же, что такое мажор и минор, ритм и другое.
     Элементы музыкальной грамоты на начальном обучении усваиваются в игровой форме:
 Характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);
 - понятие темпа;
 - жанр музыки (марш, песня, танец);
Динамические оттенки (тихо, громко);
 - метроритм;
 - паузы;
 - сильные и слабые доли;
 - музыкальные регистры;
 - понятие музыкального предложения.
Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий учащихся; простейших ритмических рисунков по показу педагога: прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2/4, 3/4, 4/4.
      Концертмейстер помогает создавать художественный образ. Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.
     Танец – создание художественного образа под музыку. Роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу. У детей хорошо развито воображение, поэтому, они с удовольствием изображают что-либо или кого-либо из живой природы. Дети охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее, задача усложняется – нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя и т.д.  Здесь нужно уметь импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь учащемуся более точно передать образ музыкального материала, характер и повадки зверей. Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой. Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.
     Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнения, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы минимальный слушательный опыт. Слушая музыку, ребенок может рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ. Еще сложнее – показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.
     Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей, чутких слушателей, а звтем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость поддержку, пробуждать в них творчество. Если в представлении вместе с детьми принимает участие и хореограф, это способствует психологическому раскрепощению учащихся. Руководитель своим участием дает детям образец творческого поведения, подсказывая им, что от них хотят и ждут. Надо отчетливо понимать, что дети, воспитанные в в рамках авторитарной педагогики «делай, как я тебе скажу» крайне недоверчиво относятся к разрешению взрослых «делай, как ты хочешь». Поэтому, пример взрослого, включающегося в творческое исследование движения и не боящегося упасть на пол по сюжету сказки, лучше всяких слов убедит детей в произвольности играть и веселиться по ходу занятия. В ходе игр, двигаясь под музыку, учащиеся учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А так же развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.
     Взаимодействие концертмейстера и хореографа. Особенности работы концертмейстера хореографического класса требуют глубоких знаний музыки и хореографии, уметь свое исполнительское искусство поставить на службу танца. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбрать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильное, вытекающее из характера музыки, решение. При музыкальном оформлении, педагогу не следует считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие  учащегося. Считать в слух доступно только в самом начале изучения нового упражнения. Объясняя детям, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо представить им возможность вслушиваться в музыку и выполнять движения сообразно музыке.
     Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончена. Он должен до конца вместе с педагогом-хореографом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.