Доклад на тему Специфика работы концертмейстера

МБОУ ДО «Черноморская детская музыкальная школа»






Доклад
на тему: «Специфика работы концертмейстера
в классе блокфлейты и саксофона»





Подготовила:
преподаватель деревянных
духовых инструментов
Пинчук Неля Анатольевна




п.г.т.Черноморское
2016 - 2017 уч.г.

План:

История создания саксофона.
Устройство инструмента и его особенности.
Сочинения для саксофона.
Выдающиеся саксофонисты XX века.
Блокфлейта и ее роль в развитии современного музыкального образования (из статьи И.Ф.Пушечникова).
Основные аспекты работы концертмейстера в классе блокфлейты и саксофона.

История создания саксофона

В августе 1841 года бельгийский мастер Адольф Сакс представил на Брюссельской промышленной выставке инструмент, который назвал «мундштучный офиклеид».
Этот инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменений заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, но при этом имел «змееобразную форму».
В 1842 году Сакс прибыл в Париж, где также планировал продвигать своё новое изобретение. 12 июня композитор Гектор Берлиоз, друг Сакса и музыкальный новатор, публикует в парижском «Journal des Debats» статью, посвященную новому инструменту, к которому впервые применяет название «саксофон», вскоре получившее широкое распространение.
Берлиоз же стал автором первого сочинения с участием саксофона - «Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом (например бас-кларнет). 3 февраля 1844 года композитор сам продирижировал этим произведением, а уже в декабре саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи». В этом же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже. 17 мая 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. За год до того саксофоны (вместе с саксгорнами и саксотрубами) были введены во французские военные оркестры для замены гобоев, фаготов и валторн.
В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто.
Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году.
После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, «эстафету» приняли американские музыканты, в частности Элиза Холл.
Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону.

2. Устройство инструмента и его особенности

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, иногда из металла.
Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для ее изготовления применяется бамбук, камыш или тростник. Трости имеют разные размеры (в зависимости от разновидности саксофона). Прикрепляется трость к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры (машинки), это хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла (кожи). Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.
Саксофон снабжен сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22, в зависимости от разновидности инструмента.
Саксофон - духовой музыкальный инструмент, по способу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, хотя делается из металла, серебра или особого сплава. По звучанию да и по форме он похож на кларнет. Тембр его напоминает также английский рожок и, отчасти ,виолончель. Семейство саксофонов, сконструированных Саксом состояло из 14 разновидностей. В настоящее время используется только семь.

Разновидность саксофона
Строй
Транспозиция

Саксофон-сопранино
Es (ми-бемоль)
Малая терция вверх

Саксофон-сопрано
B (си-бемоль)
Большая секунда вниз

Альтовый саксофон
Es (ми-бемоль)
Большая секста вниз

Теноровый саксофон
B (си-бемоль)
Большая нона вниз

Баритоновый саксофон
Es (ми-бемоль)
Большая терцдецима вниз

Басовый саксофон
B (си-бемоль)
Большая секунда через две октавы вниз

Контрабасовый саксофон
Es (ми-бемоль)
Большая секста через две октавы вниз


Чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов.
Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным.
Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы:
In Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и In В (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль).
Диапазон саксофона состоит из трех регистров: низкого, среднего и высокого и покрывает две с половиной октавы от си-бемоль малой октавы до фа-бекар третьей октавы.

3. Сочинения для саксофона

Написан ряд сольных сочинений для саксофона:

«Рапсодия» К. Дебюсси (1903 г.)
«Концерт» соч. 109 Александра Глазунова
«Концерт для саксофона и виолончели с оркестром» Майкла Наймана (1996 г.)
«Легенда» Флорана Шмитта
«Концерт» Ларса - Эрика Ларссона
«Концерт для 2-х фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром» Жермена Тайфера (1934г.) и др.

Сочинения, в которых задействован саксофон:

опера «Кардильяк » (1926г.) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930г.).
сюита «Поручик Киже» (1934) С. Прокофьева, оратория «Жанна д Арк на костре» (1935г.) Артюра Онеггера.
Скрипичный концерт и опера «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаяне» А. Хачатуряна.
Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе 1-ой части «Симфонических танцев» С.Рахманинова. В «Болеро» Морис Равель использовал три разновидности саксофона - сопранино, сопрано и тенор.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов. в рамках которых проходят концерты и фестивали, изучаются книги и периодические издания.
В 1985 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

4. Выдающиеся саксофонисты XX века

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вощли джазовые оркестры (биг-бенды), в которых группа саксофонистов стала обязательной частью.
Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло можно выделить Лестера Янга (1909 1954гг.), Коулмена Хоукинса (1904 1969гг.), позднее Чарли Паркера (1920 1955гг.).
В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов.
Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонбол» Эдерли (1928 1975 гг.), Джон Колтрейн (1926 1967гг.), Джерри Маллиген, Бад Шенк, Фил Вудс, Орнетт Коулман, Стэн Гетц, Пол Дезмонд и многие другие.

Блокфлейта и её роль в развитии современного музыкального образования (из статьи И.Ф.Пушечникова)

Блокфлейта одна из разновидностей продольной флейты, старинный музыкальный инструмент, получивший значительное распространение в западноевропейской музыке XVII XVIII веков. Слово «флейта» происходит от латинского «флатус» - «дуновение».
В период позднего барокко сформировалось целое семейство блокфлейт:
блокфлейта пикколо, флейта-сопрано, альт, тенор, баритон.
К этому времени имелся обширный репертуар как для сольного исполнения, так и для ансамблей (дуэтов, трио, квартетов). Среди авторов созданных произведений были крупнейшие композиторы: Ф.Телеман, А.Вивальди, Г.Ф.Гендель, И.С.Бах.
Потеснённая уже в то время поперечной флейтой, блокфлейта начала вновь возрождаться на Западе в XX в концертной жизни, а также в школьном и домашнем музицировании. В нашей стране блокфлейта появилась значительно позже.
До Великой отечественной войны о ней знали лишь отдельные музыканты и то лишь в теоретическом аспекте.
В 1939 году Иван Фёдорович Пушечников начал вести класс гобоя в ЦМШ при Московской консерватории, увлекшись идеей обучения детей раннего возраста. Ему требовался инструмент, который бы соответствовал возможностям пяти-шестилетних детей.
В 1942 году Е.Ф.Гнесина пригласила Пушечникова работать в училище, которое возглавляла. Постепенно собирался материал и вскоре было подготовлено к изданию несколько репертуарных сборников: «25 легких этюдов для гобоя» (1945г.), «Учебное пособие для начинающих» (1946г.). В 1952 году вышла «Начальная школа обучения игре на гобое».
В 1969 г. И.Ф.Пушечников был приглашен в Мюнхен в качестве члена жюри на международном конкурсе гобоистов, ему довелось познакомиться с блокфлейтой, специально предназначенной для детского музицирования без клапанов, легкой на вес, не требующей напряжения при извлечении звуков. Инструмент заинтересовал его своей простотой.
В начале 1970-х годов вместе с директором МССМШ им. Гнесиных З.Финкельштейном было решено открыть экспериментальный класс блокфлейты.
Первые ученики- А.Карпов и М.Крючков ныне музыканты-профессионалы. Лауреаты различных конкурсов, солисты оркестров столицы. В 1974 году Ивану Пушечникову и З.Финкельштейну была предоставлена возможность выступить с сообщением об эксперименте на коллегии Министерства культуры РСФСР. Успех был полный и вскоре в школе официально открылся класс блокфлейты.
Классы блокфлейты начали функционировать в музыкальных школах Москвы и за её пределами. Блокфлейта стала распространяться на Украине, в Грузии, Казахстане, Белоруссии и других республиках бывшего СССР.
Внедрение блокфлейты в практику сопровождалось и трудностями. Прежде всего, не было инструментов. Изготовлялись они в бывшей ГДР, но к нам не поступали. И тогда с помощью научно-исследовательского и конструкторско-технического института музыкальной промышленности (станция Правда Московской обл.), а также Ленинградского завода духовых инструментов стали создаваться свои, отечественные блокфлейты.
Первые блокфлейты, изготовленные в Ленинграде, были весьма удачными. Но Ленинградский завод вскоре перестал их выпускать. Пришлось закупать эти дорогостоящие инструменты в Японии, Южной Корее, Германии, Франции и других странах.
Возникли новые проблемы: кто должен учить играть на блокфлейте и на каком учебном материале?
Первыми освоили блокфлейту гобоисты и флейтисты. Но вскоре и другие музыканты трубачи, валторнисты, тромбонисты успешно овладели игрой на блокфлейте.
Инструмент этот неприхотлив, прост в обращении, по аппликатуре схож с флейтой, гобоем, кларнетом и даже фаготом.
В 1983 году И.Ф.Пушечниковым была издана «Методика обучения игре на блокфлейте».
В 1987 году вышла в свет «Школа для блокфлейты» И.Пушечникова, рассчитанная на детей, поступивших в 1-ый класс ДМШ.
Раньше отбор детей для обучения игре на духовых инструментах приходилось проводить среди обучающихся на фортепиано, скрипке или другом инструменте, и последующий перевод на духовой инструмент проходил для ребёнка нередко болезненно. Он чувствовал себя несколько ущемлённым. Теперь же ребёнок, обучающийся на блокфлейте, с самого начала ощущает себя “духовиком”.
Дети любят свой инструмент, хотя и знают, что он для них временный, и впоследствии, по рекомендации педагога, они изберут для себя тот духовой инструмент, к которому окажется наиболее приспособленным их губной и дыхательный аппарат.

Основные аспекты работы концертмейстера в классе блокфлейты и саксофона

Концертмейстер (нем. Konzertmeister) состоит из двух слов “концерт” и “мастер”.
1. В оркестре – солист группы первых скрипок, иногда заменяющий дирижёра. В струнном ансамбле – художественный руководитель.
2. Музыкант, возглавляющий одну из инструментальных групп в симфоническом оркестре.
3. Пианист, аккомпанирующий исполнителю (вокалисту, инструменталисту, артисту балета) в процессе разучивания партии на репетициях и концертах.
Деятельность концертмейстера в Детской музыкальной школе не ограничивается успешным выступлением на сцене. Она многопланова и заключает в себе не только творческую, но и педагогическую направленность.
Концертмейстер тесно взаимодействует с педагогом, учеником и родителями.
Ребёнок - солист и концертмейстер должны дополнять друг друга. Участие в ансамбле прививает ребёнку чувство коллективизма, повышает дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими.
Концертмейстеру важно помогать ученику почувствовать себя настоящим солистом. На занятиях оговариваются и проучиваются совместно с концертмейстером сложные места произведения.
Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов требует от него особого универсализма, мобильности.
Важным навыком для него является умение транспонировать произведения в другие тональности.
У блокфлейты нотация и реальное звучание отличаются на одну октаву.
Например, нотация в первой октаве - звучание на октаву выше.
Настраивается блокфлейта по звуку ля второй октавы.
Саксофон (альтовый) -настраивается по звуку си-бемоль малой октавы (соль первой октавы для саксофона) и по звуку си-бемоль первой октавы (соль второй октавы для саксофона). Транспозиция на большую сексту вниз. Концертмейстеру доступна настройка этих инструментов.
У саксофона выдвигается или задвигается мундштук (выдвинуть – пониже звучать будет, задвинуть – выше звучание).
Если в силу своих физических возможностей ребёнок не может сразу начать заниматься на саксофоне, он начинает своё обучение в классе с освоения игры на блокфлейте.
Динамика фортепианного звучания в ансамбле с каждым из инструментов отличается большей или меньшей насыщенностью.
Так, аккомпанируя саксофонисту, фортепианную партию следует исполнять гораздо ярче, чем для блокфлейты.
Важно оговорить с учеником такие особенности исполнения, как распределение дыхания на фразу, места взятия дыхания. При этом необходимо учитывать особенности аппарата солиста. Концертмейстер при игре с солистом должен также ярко показывать свою партию, находя нужный баланс звучания. Особое внимание при этом стоит уделить басовой линии фортепиано как опоре в произведении.
Роль концертмейстера очень важна в процессе обучения и в концертной практике. Необходимо, чтобы ребёнку было комфортно музицировать с этим человеком, с которым бы он ощущал энергетическую поддержку и опору. Ведь именно с концертмейстером ученику придётся выходить на сцену.
При работе над музыкальными произведениями следует больше внимания уделить ансамблю и форме произведения.
Концертмейстер помогает преподавателю в подборе репертуара. Это пьесы и ансамбли, народные мелодии, произведения зарубежных композиторов, джазовые пьесы для саксофона. Джазовые произведения не простые. Здесь важна работа над ритмом, артикуляцией, динамикой.
Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Эта область искуства находится в постоянном развитии.
В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования эмоционально - волевых качеств в повседневной работе с учащимися и подготовке их к концертному выступлению.
“Самое важное – любить то, что исполняешь и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет а то и вовсе проваливается” (С.Рихтер).
В работе важна увлеченность. Если состояние увлеченности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдёт в состояние вдохновения.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый урок проходил увлеченно. Нужна вера ученика в свои силы и возможности.
“Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть ещё лучше”- говорил своим ученикам Фридерик Шопен.
Работать в классе блокфлейты и саксофона очень интересно. Трогательно наблюдать за тем, как дети по частям сначала собирают, а затем разбирают саксофон. Делают они это очень аккуратно.
В настоящее время интерес к саксофону очень высок. Многие дети хотят научиться играть на этом замечательном инструменте, обладающем сильным, сочным, выразительным звуком, большими виртуозными техническими возможностями.


Список используемой литературы:

1. И.Ф.Пушечников – Статья “Блокфлейта и её роль в развитии современного музыкального образования”. Москва 1984.
2. Л. Михеева - “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва. Всесоюзное издательство “Советский композитор” 1984.
3. “Энциклопедический словарь юного музыканта”. Москва “Педагогика” 1985.
4. “Саксофон” – Википедия.








13 PAGE 14115