Тема урока : «Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.» (3 класс)


Тема :Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: учить писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня.
Задачи:
1.Образовательные:
дать представление о новой орфограмме;
находить орфограмму- удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня;
графически обозначать ее;
отличать эту орфограмму от орфограммы –буквы удвоенного согласного в корне слова.
2. Воспитательные:
прививать интерес к языку;
формировать коммуникативные навыки обучающихся.
3.Развивающие:
развивать речь,внимание, мышление, творческие способности обучающихся,
умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормировавние ууд1.Организация класса на работу Нам радостно, нам весело.
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным быть пора.
Покажите ваше настроение карточкой (солнышко или тучка) 2. Актуализация знаний.
Запишем дату. Классная работа. 1.слайд
1) Чистописание.
(на доске написаны буквы и буквосочетания Л М ЛЛ ММ)-что надо соблюдать при написании этих букв? (высота, наклон)
-напишите буквы.
-Подчеркните карандашом лучшие буквы, которые у вас получились и оцените себя.
На какие две группы можно разделить эти буквы?
-В русском языке встречаются слова с буквой удвоенного согласного?
Приведите примеры.
2) Словарная работа.
Игра «Обгонялки»
-Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот напишет его на доске.Не спешите!
1)а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один долгий звук м;
б)В нём спряталась единица массы.
в)Этим словом называется раздел науки о языке
г)Так называется учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных.
(Грамматика ,Покажите корень, подчеркните удвоенную согласную)2)а)В этом слове 3 орфограммы.
б)В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.
в)Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов.
(кроссворд, обозначьте орфограмму) 2.(слайд)
3)а) Этим именем звали красивого юношу
б)Он был так влюблён в себя, что ни кого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё отражение в воде. В наказание боги его превратили в цветок.
(нарцисс, обозначьте орфограмму) 3.(слайд)
4)а) Это вид транспорта;
б)похож на автобус,
но ездит по проводам.
(троллейбус, обозначьте орфограмму) 4.(слайд)+5.пустой слайд
5)а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.
б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму.
(рассказ, обозначьте орфограмму. Как называется часть слова , которая стоит перед корнем? Обозначьте. )Читают буквы
Отвечают на вопросы учителя
Записывают слова, обозначают орфограмму.
Коммуник.
Строить речевые высказывания;
Развивать умение слушать и понимать других
Оформлять мысли вслух
Познават.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулят.
Развивать умение высказывать предположение на основе работы с материалом
Познават.
Развивать умение извлекать информацию из текстов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Открытие новых знаний.
Метод наблюдения над языковым материалом.
Метод организации проблемной ситуации
Метод работы с правилом
-Посмотрите внимательно на слова.
-Что в этих словах общее?
- Какое слово лишнее?
-Почему?
Какой возникает вопрос?
(всегда ли удвоенная согласная находится в корне? Почему написана одна буква в приставке, а другая в корне?
– Предположите, откуда появились две буквы рядом?
(На одну с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.)Где написаны удвоенные буквы согласных? карточка – рас-сказ(На стыке приставки и корня) 6. Слайд
-Так почему в слове рассказ появились две буквы С?
– Как вы думаете, это орфограмма? Почему?
-У кого есть идея, как называется эта орфограмма?
-Нашли ответ на нашу проблему?
-Назовите тему урока?
-Проверим: откройте учебник на стр.128 и прочитайте тему урока.
7.(слайд-название темы)
-Что будем делать на уроке?
-Прочитайте самостоятельно правило.
-Где пишется удвоенная буква согласного?
-В каких словах?
-Как обозначается графически орфограмма?
-Как найти эту орфограмму в слове?
Составим алгоритм:
8.(слайд)
1.Прочитай слово.
2.Подбери однокоренные слова, найди корень, выдели.
3.Найди приставку.
4.Сравни буквы согласных на стыке приставки и корня
5.Сделай вывод.
6. Запиши слово.
7. Обозначь орфограмму Наша проблема
Познават.
Выявлять сущность, особенности объектов.
 
Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникат.
Развивать умение слушать и понимать других.
Личност.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познават.
 На основе анализа
объектов делать выводы.
Работа по учебнику. Упр. 158.
Прочитайте задание самостоятельно.
-Что надо сделать в упражнении?
(1 ученик на доске пишет и объясняет- остальные в тетрадях)-цепочкой все слова..
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа. Взаимооценка. Коммуник.
Умение работать в парах.
4. Физминутка. На внимание
-Мальчики встаньте и выполните приседания 3 раза; садитесь
-Ребята 1 ряда похлопайте в ладоши;
-Девочки , встаньте и потопайте; садитесь
-Дети, кого зовут Денис, Даша, Лиза, Миша -встаньте и всем улыбнитесь, садитесь;
-Все ребята сели правильно. Продолжаем урок. 5.Развитие умений – применение знания.
Прием классификации -Какие орфограммы удвоенных согласных вы знаете?
Б)Классификация слов.
На доске написаны слова на карточках:
-Массаж, рассмешил, группа, оттолкнул, ввинтил, пассажир, бассейн, рассмотрел
-Прочитайте. Исследуйте их.
- Мальчики выписывают слова с орфограммой – удвоенная буква согласного в корне слова.
Девочки – удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. Обозначить орфограммы.
- Проверка.( к доске выходят мальчик и девочка)
-Оцените себя.
- (Что надо было сделать?-Удалось выполнить задание?
-Ты сделал все правильно или были недочеты?
-Ты справился сам или с чьей-то помощью?
-Тебе трудно было выполнить это задание или легко?
-Какую отметку ты себе бы поставил?( новая тема) Самостоятельная работа.
Самооценка
Развивать умение слушать и понимать других.
 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
 Оформлять свои мысли в устной форме.
Познават.
 Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
 Представлять информацию в виде схемы.
 Выявлять сущность, особенности объектов.
 На основе анализа объектов делать выводы.
 Обобщать и классифицировать по признакам.
В) На доске слова: бе(с,сс)полезно
ра(с,сс)писание
бе(с,сс)трашный
по(д,дд)елка
-какое задание можно выполнить с этими словами? Работа в парах.
Проверка (цепочкой) .Оцените себя.
Г)Картинки(касса, кроссовки, рассол, поддон)
Назовите, что изображено.
На столе лежат схематические обозначения части слова :корень, приставка
Покажите при помощи схем, в каких частях слова находится буква удвоенного согласного.
Проверка. Работа в парах.
Самостоятельная работа
Самооценка.
6. Итог урока.
Метод самоконтроля В каких частях слова можно написать букву удвоенного согласного?
Послушайте высказывания и поставьте +,-
-1. Я могу определить, когда пишется орфограмма- удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.
-2.Я могу показать графически эту орфограмму.
-3.Я умею различать орфограммы удвоенная буква согласного в корне и на стыке приставки и корня. Самоконтроль Регулятив.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познават.
 На основе анализа
объектов делать выводы.
Рефлексия. -Покажите настроение при помощи карточки.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кого можете похвалить за работу на уроке? Домашнее задание: Стр.131, упр.№5
Придумать сказку про изучаемую орфограмму.