Конспект урока по русскому языку «Удвоенные согласные» (3 класс)


Конспект урока по русскому языку
3 «б» класс
Студентка: гр. 741, Твилинева Маргарита Константиновна
Тема урока: «Удвоенные согласные»
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Цель и задачи урока:
Предметные:
- познакомиться с орфограммой «удвоенная согласная»;
- каллиграфически правильно списывать слова, предложения, текст;
- находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять правильность выполнения заданий;
- самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;
- извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;
- анализировать, делать выводы.
Коммуникативные:
- использовать простые речевые средства;
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- уважать другую точку зрения;
Личностные:
- Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение;
- Развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Орг. момент Здравствуйте.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.Слушайте, запоминайте,Ни минуты не теряйте.
Меня зовут Маргарита Константиновна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Здороваются, садятся за парты.
Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место. На ваших столах должны лежать учебники русского языка, рабочие тетради, простые тетради, ручка, простой карандаш, дневник. Проверяют готовность к уроку.
Правила посадки А сейчас вспомним правила посадки за партой.
Как нужно сидеть за партой, чтобы спинка оставалась ровной, а в тетрадке получались красивые и ровные буквы?
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Мы с вами повторили правила посадки на уроке, теперь чтобы у вас была крепкая здоровая спинка и хорошее настроение, вам нужно соблюдать данные правила на протяжении всех уроков. Рассказывают правила посадки за партой.
Работа с числом Приступаем к работе.
Отройте свои тетради.
Какое сегодня число? Записываем число под комментирование, прокомментирует нам …
Какую букву нужно запомнить в слове «Сентябрь»? (букву «е») Ее можно проверить? (нет) Что это за буква? (безударная гласная в корне слова). Подчеркнем безударную гласную в корне слова. Поставим ударение (сентЯбрь)
Записываем «Классная работа». Подчеркиваем удвоенную «сс». Поставим ударение в слове «клАссная», подчеркнем безударную гласную «а».
Вы поработали с числом, записали его в тетрадях и написали классная работа. Значит можно двигаться дальше. Открывают тетради.
Записывают число с комментированием.
Чистописание Мы переходим к минутке чистописания. А чтобы узнать какую букву мы будем прописывать, посмотрите на экран и определите какой буквой объединены все картинки. (слайд 1), (телефон, тигр, трактор, тетрадь).
Кто отгадал, какую букву мы сегодня будем прописывать? (т).
Правильно. Это буква «т» Отгадывают по первой букве слов, какую букву будут прописывать на минутке чистописания.
Характеристика буквы.
Какой звук обозначает буква «Т»? (согласный).
Почему? (его нельзя пропеть).
Что еще можно сказать об этой букве? (Буква «Т» обозначает парный глухой звук, парный по твердости/мягкости твердый [т], мягкий [т’] приведите по 1-у примеру слов с твердым и мягким звуком).
Теперь, когда мы повторили характеристику буквы «Т», переходим к следующему этапу работы над данной буквой. Дают характеристику буквы «Т».
Приводят примеры слов по твердости/мягкости.
Прописывание буквы Прописываем букву «Т» в тетради.
(показываю на доске образец написания без проговаривания)
Найдите в строке самую красивую букву «т» и подчеркните её.
Что мы сейчас делали? Прописывают букву «т» в тетради.
Ответ: повторили правописание буквы «т».
Подведение к теме урока (слайд 2) На экране представлены две группы слов. Прочитайте их про себя.
… прочитает все слова вслух.
слово
вежливый
работа
дерево
бегать аппетит
суббота
касса
утренний
ранний
Что можете сказать об этих словах?
Какой вопрос у вас возникает?
Значит, с какой орфограммой будем работать? (удвоенные согласные).
Так какова же тема урока?
Верно. Тема урока «Удвоенные согласные». (слайд 3) Ответ: во 2-м столбике во всех словах есть удвоенные согласные. Как правильно писать слова и где употребить удвоенные согласные. Тема удвоенные согласные
Постановка цели и задач урока Откройте учебники на странице 51,52. Рассмотрите упражнения № 77, 78, 79, 80 и определите цель и задачи урока. Ответ: сегодня на уроке мы узнаем, что такое удвоенные согласные, научимся находить в предложениях слова с удвоенной согласной буквой.
Практическая деятельность В русском языке встречаются слова с удвоенными согласными. Нужно быть внимательными при их написании. Многие из этих слов надо проверять по словарю.
Как вы думаете, для того, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенными согласными, что мы должны сделать?
На экран я вывела слово. Прочитайте его.
… прочитает вслух. (коллектив)
Как вы считаете, чем отличается написание слова, от его произношения?
Вы правы, написана удвоенная согласная л, а произносим звук один [л’].
А вот всегда ли так происходит, мы проверим, выполнив упражнение №77 в учебнике на странице 51.
Прочитайте упражнение про себя
… прочитает задание вслух.
Что нужно сделать в упражнении № 77?
(ученики выполняют, я ставлю отметки)
… выйди к доске.
Я сейчас назову тебе слово, а ты должен записать его на доске, разделив его для переноса.
Ребята, смотрите внимательно.
Запиши и раздели для переноса слово груп-па.
Почему ты решил, что нужно разделить слово для переноса именно так?
Кто думает иначе?
(корректирую ответы)
А если удвоенная согласная будет стоять в конце слова, как вы поступите?
Давайте сделаем вывод. Сформулируйте про себя вывод правильного переноса слов с удвоенными согласными, кто готов, поднимите руку. (спрашиваю готовых учеников)
(Вывод: чтобы перенести слово с удвоенными согласными, нужно часть слова с первой удвоенной согласной оставить на строке, вторую перенести с оставшейся частью слова на другую строку).
(корректирую ответы)
Прочитайте продолжение упражнения № 77. Обратите внимание на образец переноса. Правильно мы сформулировали правило? (да).
Сейчас … продиктует, как записать слова из первой строки, остальные пишут под диктовку.
Как записать оставшиеся слова продиктует …, остальные продолжают записывать слова под диктовку.
(ставлю оценки).
Молодцы. С заданием справились.
Чему научились, выполняя упражнение?
Обратите внимание на розовую рамочку «Твой словарик» на странице 51. Прочитаем слова в рамочке хором, обратите внимание на ударение.
3-4. Почему эти слова помещены в рамочку?
Запишите эти слова себе в тетрадь, отступив от предыдущей работы 2 строки. Удвоенные согласные подчеркните и запомните написание этих слов. Ответ: посмотреть в словарик, запомнить написание слов
Ответ: написана удвоенная согласная л, а произносим один звук [л’].
Читают упражнение №77 про себя, потом 1 ученик вслух. Сравнивают количество букв и звуков в словах.
1 ученик у доски записывает слово «груп-па», указывая вариант переноса слова.
Ответ: одну букву переносить нельзя.
Формулируют вывод.
Читают задание.
2 ученика работают над разбором слов, остальные записывают слова под их диктовку.
Ответ: научились переносить слова с удвоенной согласной в слове.
Читают слова в рамочке хором, ударный звук вытягивают. Записывают слова в тетрадь.
Физминутка Ставлю видеофизминуткуВыполняют физминуткуДевочки тихонечко сели за парты. Мальчики тихонечко сели за парты. Продолжаем урок.
Откройте учебники на странице 52. Прочитайте упражнение № 79.
О чем говориться в упражнении?
Значит нужно взять одно слово из первой группы и подобрать к нему слово из второй группы так, чтобы получилось словосочетание.Например, слово из первой группы «класс», я подберу к нему слово из второй группы «светлый», получится словосочетание «светлый класс». Запишите это словосочетание в тетради.
Перед тем как вы начнете составлять словосочетания, прочитайте про себя все слова из двух групп.
Составьте следующие словосочетания. Кто готов поднимите руку.
Продиктуй всему классу.
(Ценный метал, коллекция бабочек, срочная телеграмма, высокая колонна, хороший аппетит, голубой бассейн, дружный коллектив, липовая аллея, загородное шоссе, писать аккуратно, глупая ссора).Прочитайте продолжение задания после групп слов. Что нужно сделать?
Каждый самостоятельно составьте и запишите одно предложение с любым из составленных словосочетаний. А я пройду и посмотрю.
Какие виды работы сделали, выполняя данное задание? (Ответ: образовали и записали словосочетания со словами с удвоенными согласными, составили предложения).
Обратите внимание на розовую рамочку «Твой словарик» на странице 52. Прочитаем слова в рамочке хором, обратите внимание на ударение.
3-4.
Запишите эти слова себе в тетрадь, отступив от предыдущей работы 2 строки. Удвоенные согласные подчеркните.
Откройте рабочие тетради на странице 43. Прочитайте упражнение № 73.
Что нужно сделать?
Выполните самостоятельно упражнение в рабочих тетрадях.
… прочитай, что у тебя получилось, называй, какие согласные вписал и где поставил вариант переноса слова.
Поднимите руку, кто выполнил задание так же. Кто не согласен с …. Почему?
(ставлю отметку)
Составьте устно два предложения с любыми из данных словосочетаний и шепотом произнесите их соседу по парте. Если вам понравились предложения соседа, поставьте ему в рабочей тетради на полях возле упражнения плюсик.
… какие предложения ты составил?
Что повторили, выполняя данное упражнение? Читают упражнение № 79.
Записывают в тетрадь словосочетание.
Читают слова.
Составляют словосочетания, записывают в тетради.
Самостоятельно записывают предложение с любым из словосочетаний.
Читают слова в рамочке хором, ударный звук вытягивают. Записывают слова из рамочки в тетради.
Читают упражнение № 73.
Выполняют №73 в рабочих тетрадях.
1 ученик читает получившиеся слова с удвоенными согласными.
Учащиеся работают в парах, один ученик произносит составленные предложения вслух.
Слова с удвоенными согласными и вариант переноса таких слов.
Итог урока Вспомните, то, что мы определили, что нужно уметь делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? Достигли этой цели?
Как правильно переносить слова с удвоенными согласными? Отвечают на вопросы.
Самооценивание А теперь оцените свою деятельность на уроке.
Поднимите зелёную карточку те, кто считает, что хорошо поработал на уроке. Молодцы.
Поднимите желтую карточку те, кто считает, что не достаточно активно работал на уроке. Я думаю, на следующих уроках, вы станете активней и еще проявите себя.
Поднимите красную карточку те, кто считает, что совсем ничему не научился на уроке, потому что не работал.
Опустите карточки. Проводят самооценку.
Домашнее задание Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Дома выполнить упражнение № 78 на странице 51.
В данном упражнении вам необходимо списать 3 предложения по выбору, т.е. те, которые вам больше понравятся. Подчеркнуть в них удвоенные согласные. Найти так же и другие орфограммы. После каждого предложения в скобочках нужно написать тип предложения по цели высказывания и интонации. Записывают домашнее задание.