Исследовательская работа Правильное питание – залог крепкого здоровья


Школьная научно-практическая конференция обучающихся
«Территория здорового образа жизни»
Тематика: «Вопросы здорового питания»
Правильное питание – залог крепкого здоровья
Константинова Ольга Михайловна,
обучающаяся 1 «а» класса
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Минобразования Чувашии
Научный руководитель:
Никифорова Н. Л
Чебоксары, 2015
Оглавление

I . Введение
I .1 Актуальность работы …………………………………………………….3
I .2 Цель исследования…………………………………………………………3
I .3 Задачи исследования……………………………………………………….3
I .4 Методы исследования……………………………………………………...3
II. Основная часть
II.1 Здоровое питание- что это?.........................................................................4
II.2 Витамины ………………………………………………………………….5
II.3 Калории, Калорийность пищи, норма еды………………………………7
II.4 Законы и правила здорового питания …………………………………...8
II.5 Анализ анкетирования среди младших школьников ……………..….. 10
III . Заключение ……………………………………………………………….12
Литература ……………………………………………………………………13
Приложения
Введение
«Мы не для того живём, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить»
(Сократ, древнегреческий философ)
Время компьютеров, телевидения, огромной интеллектуальной нагрузки в школе, снижения интереса к спорту, время фаст-фудов и многих продуктовых изысков, вкусных, но не приносящих пользы здоровью, особенно растущему организму способствует увеличению количества детей, имеющих избыточный вес, часто болеющих, со сниженным зрением и слаборазвитых физически. В связи с этим у меня возникло много вопросов. Что такое здоровое питание? Все ли продукты питания полезны нашему организму? Какие самые полезные продукты? Из чего состоит наша пища?
Актуальность работы: В результате неправильного питания происходит ухудшение здоровья человека.
Цель исследования: Понять, зачем мы едим и что надо есть, если хочешь стать сильным и здоровым.
Задачи:
- изучить литературные источники по данной теме;
- выяснить, какие продукты наносят вред нашему здоровью;
- узнать о полезных продуктах и правилах здорового питания;
-провести анкетирование среди учеников по данной проблеме;
-сделать выводы на основе полученных знаний.
Гипотеза исследования: Предполагаю, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе.
Объект исследования: человек
Предмет исследования: правильное питание
Методы исследования:
-чтение и анализ литературы по теме;
-анкетирование школьников;
-анализ результатов исследования.
II.1 Здоровое питание – что это?
Все больше людей сейчас отходят от всевозможных диет и обращают внимание на здоровое питание. Ведь здоровое питание – это не только хорошее самочувствие и избавление от многих болезней, но и стремление к здоровой и долгой жизни, поддержание имиджа успешного делового человека. Итак, постараемся разобраться, что же такое «здоровое питание».
Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Почему мы едим? Потому что приятно? Нет. Это совсем не главное. Мы едим, чтобы жить и быть здоровыми.
Продукты питания помогают человеку расти, придают много сил и бодрости, усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями.
Еда необходима, чтобы поддерживать жизнедеятельность нашего организма.
Всякая пища, которую мы едим, выполняет определенную работу.
Одни виды пищи нужны, чтобы строить наше тело. Это белки – например, молоко, творог. Эти вещества необходимы нам, чтобы мы росли, чтобы голова наша думала. Белки можно сравнивать с «кирпичиками», из которых складываются кости, мышцы, кожа человека, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Белки содержаться в самых разнообразных продуктах: в мясе, рыбе, молоке, яйцах. А также в растительных продуктах – фасоли, горохе, бобах, хлебе, орехах.
Другие вещества нужны, чтобы откладывать в теле запасы питательных веществ. Это жиры. Они содержаться в сливочном масле, сметане.
Третьи вещества – углеводы. Они дают телу энергию – чтобы сердце билось, человек дышал, ходил, бегал, говорил, работал. Фрукты, овощи, хлеб, каши дают нам для этого силы. Углеводы содержатся в таких продуктах сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, пирожное и торты, мороженое, конфеты.
Правильное питание - это ни что иное, как сбалансированное потребление белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов с учетом суточной физиологической потребности человека.
Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания.
II.2 Витамины
Фраза «витамины — источник здоровья» знакома нам с раннего детства, и мы настолько привыкли к ней, что перестаем придавать ей значение. А напрасно! Ведь на самом деле без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно.
Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет.
Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500- 600 г овощей и фруктов. Кроме питательных веществ организму человека требуются витамины. При их недостатке человек быстро устает и плохо выглядит.
К настоящему времени известно и изучено около 30 витаминов. К обеспечению здоровья человека причастны около 20 из них. Остановимся только на некоторых из них, имеющих особое значение в питании населения нашей страны. Ученые каждому витамину дали свое название. Например, А, В, С, Д.
Витамин А – очень важен для зрения и кожи.
Витамин А содержится в продукта питания: свекла. Дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.
Витамин В – способствует хорошей работе сердца.
Витамин В – это рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.
Витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным простудам, а если простудился, помогает быстрее вылечиться.
Витамин С - черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими.
Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.
Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как «авитаминоз», при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.
II.3 Калории, калорийность пищи, норма еды,
Часто от взрослых можно слышать слова «продукт высококалорийный», «продукт низкокалорийный». Разберёмся, что означает слово «калорийность».
Под калорийностью, или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал). Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.
Понятно, что суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно.
* В среднем потребность в энергии обучающихся в общеобразовательных
учреждениях в возрасте 7-11 лет составляет, примерно, 2350 ккал,
а в возрасте старше 11 лет – 2713 ккал.
Пищевые продукты по калорийности можно разделить на:

высококалорийные
(животные и  HYPERLINK "http://www.vosmarket.ru/articles_about_cooking/vegetable_products/" \o "Продукты растительного происхождения" \t "_blank" расти-
тельные жиры, сахар и изделия из него)
калорийные
(мучные и хлебобулочные изделия, макароны, крупы, мясо, колбасы) малокалорийные
(фрукты, овощи, ягоды, нежирная рыба нежирные творог и кефир)
Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.
С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Такую пищу очень часто называют «фаст-фудом», что в переводе обозначает «быстрая еда». Такие продукты содержат много жира , сахара и разных химических веществ. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. При неконтролируемом потреблении пищи, организм не может справиться с излишками. Он перерабатывает ровно столько, сколько необходимо для восстановления потраченных сил. Лишняя еда откладывается в организме в виде жира, и человек постепенно, иногда и не замечая этого, набирает вес.
Опасности »быстрой еды»:
- когда ешь на ходу, то запросто можно переесть;
- когда увлеченно смотришь интересный фильм или читаешь книгу, то запросто можно переесть;
- «быстрая еда» содержит много калорий;
- в быстрой еде много жира и соли;
- большое количество соли задерживает излишнюю жидкость в организме.

II.4 Законы и правила здорового питания
Вся наша жизнь подчиняется определенным законам.
Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет. Пища должна быть разнообразной, и, полезной. На рис.1 изображена пирамида питания, рекомендованная Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит.

Рис. 1 Пирамида питания
Пирамида разделена на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы, хлебобулочные изделия и макаронные изделия. Они составляют основу нашего питания, не зря говорят «хлеб - всему голова». Каши и хлеб дают нам энергию, чувство сытости. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная.
На втором уровне - овощи и фрукты, они дают витамины нашему организму. Их потребление обязательно необходимо для человека.
На третьем - молочные продукты, мясо, рыба. Употребление мяса рекомендовано 2-3 раза в неделю, а вот рыба содержит белок, фтор, медь и цинк, рыба повышает сопротивляемость организма инфекциям, улучшает сумеречное зрение, регулирует обмен фосфора и кальция. А вот мясосодержащие продукты: такие как - сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу. Их потребление нужно ограничить.
Молоко идеально для растущего организма.
На четвертом (вершина пирамиды) - сахар, соль, сладости. Потребление сладостей не запрещено, сахар необходим для работы нашего мозга, но сладости не должны быть основой питания, а употреблять их надо в небольших количествах. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Вместо сахара, тортов, конфет лучше употреблять в пищу джемы и фрукты.
Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!
Основные правила правильного питания
*Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные продукты.
*Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.
*Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывать вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть.
*Перерыв между едой не должен быть больше трех часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.
* Полезно есть на завтрак каши.
* Есть нужно в меру, не переедать
II.5 Анализ анкетирования среди школьников и взрослых
Для того, чтобы узнать правильно ли питаются ученики в нашей школе и знают ли они, что такое здоровое питание - было решено провести анкетирование среди начальных классов. Школьникам были заданы следующие вопросы:
Анкета
1. Что такое здоровый образ жизни?
2. Для чего ты ешь?
3. Какие полезные продукты знаешь?
4. Какие вредные продукты знаешь?
5. Какие витамины знаешь?
6. Принимаешь ли ты витамины?
7. Что ешь на завтрак?
8. Что ешь на обед?
9. Сколько раз в год болеешь?
При анализе анкет выявлены следующие результаты.
86% учащихся знают о том, что правильное питание является одним из компонентов здорового образа жизни.
57% опрошенных считают, что пища необходима организму для того, чтобы быть здоровыми и расти.
46% ребят знают, что самыми полезными продуктами являются фрукты и овощи.
74% учащихся знают, что вредными продуктами являются чипсы, жвачка, кока-кола, картофель фри, продукты быстрого приготовления, сухарики.
61 % младших школьников знают основные витамины необходимые человеку, но 39 % - вместо названий витаминов написали названия препаратов, которые содержат витамины и продаются в аптеке, такие как, «Компливит», «Алфавит», Аскорбиновая кислота. В связи с такими результатами, предлагаю провести открытые уроки в младших классах посвященные теме «Витамины и зачем они нужны».
67% учеников правильно завтракают, т.е. едят по утрам кашу, напиток, яйцо.
У 70% учеников обед не является полноценным, т.к. обязательно должно быть первое, второе блюдо, чай. И полноценно питаются только 9 %.
60% учеников в течение года болеют редко, 40% чаще 3 раз.
В заключение проведенного анкетирования мною были предложены ребятам простые способы здорового и правильного питания:
*отказаться от перекусов между приемами пищи;
*как можно меньше употреблять продукты быстрого приготовления;
*есть разные продукты; овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло;
*перерыв между едой не больше 3-х часов;
*на завтрак есть каши;
*на ужин есть только легкую пищу;
*полезны салаты из свежих овощей.
III . Заключение
Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению  веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри, неполноценное питание приводит к общему ухудшению состояния человека, «авитаминозу» (нехватки витаминов).
Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Каждому кто ведет здоровый образ жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.
При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять витаминов, содержащихся в продуктах. Много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.
Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!
Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе. Таким образом, наша гипотеза верна.
В заключении мне хотелось бы рассказать стих:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Литература
Интернет – ресурсы.
И.П. Брязгунов «Беседы о здоровье школьников».
Москва « Просвещение» 1992 год.
М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007
А. Клейборн. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. –М.: Росмен, 2005