Рабочая программа по дисциплине Финансы,денежное обращение и кредит


НОУ СПО
«ИЖЕВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
__________ Белова Е.И.
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06 «Финансы, денежное обращение и кредит»
наименование дисциплины
по специальности 080110 «Банковское дело»
код, наименование
Ижевск
2012
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080110 «Банковское дело»,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2010 г. № 703, укрупненная группа специальностей 080000 «Экономика и управление»
Организация-разработчик:
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсюза»
Разработчик:
Бесогонова Елена Владимировна, преподаватель дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Маркетинг»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
Е.В. Бесогонова_________________
«_____» ________________20___г.
рассмотрено
Предметной (цикловой)
комиссией _________________________________
Протокол №_____
от «____»__________20__г.
Председатель ЦК _________/__________________/
Рекомендована Экспертным советом НОУ СПО «ИКТ ЭУП УПС»
Заключение Экспертного совета № ______ от «____»_____________20___г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
5
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ 15
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Финансы, денежное обращение и кредит»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080110 «Банковское дело» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 «Экономики и управление».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области экономики и управления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОП 06. Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1 Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.4 Осуществлять межбанковкие расчеты.
ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2 Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3 Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-оперировать кредитно-финансовыми понятиями категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
-рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанных с денежным обращением;
-анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
-составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-принципы финансовой политики и финансового контроля;
-структуру финансовой системы принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
-законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
-основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
-функции, формы и виды кредита;
-структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
-цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
-виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
-характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
-особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 140
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 90
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 40
контрольные работы 4
курсовая работа (проект) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 50
в том числе: составление словаря экономических терминов 10
изучение нормативных документов, регулирующих финансовую и экономическую деятельность 8
подготовка сообщений 14
подготовка к семинарам 14
составление сравнительной таблицы по формам безналичных расчетов 2
написание эссе по теме «Отличие и сходство категорий «деньги», «финансы» 2
Итоговая аттестация в форме ЭКЗАМЕНА
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Деньги 37 Тема 1.1. Сущность,
виды и функции денег Содержание учебного материала 4 1 Сущность денег. 1
2 Виды денег. 3 Функции денег. Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-История возникновения денег.
-Эволюция денег.
- История денег на Руси.
- Виды денег в современном мире. 2 Тема 1.2.
Денежное обращение, денежные системы и денежные реформы Содержание учебного материала 10 1 Законы денежного обращения, организация денежного обращения. 1
2 Основные типы и элементы денежных систем. 3 Виды денежных реформ: инфляция одна из причин проведения денежных реформ в России. Лабораторные работы - Практические занятия
1.Расчет денежных агрегатов.
2 .Анализ показателей, связанных с денежным обращением: расчет количества денег, необходимого для обращения, скорости обращения денег.
3.Анализ показателей, связанных с денежным обращением: расчет уровня и индекса инфляции. 6 Контрольные работы № 1: тестирование по разделу «Деньги» 1 Самостоятельная работа обучающихся1.Составление словаря экономических терминов по разделу «Деньги»
2.Подготовка к семинару
Перечень обсуждаемых вопросов:
1)-Участники наличного денежного обращения.
-Нормативно-правовое регулирования организации денежного обращения в стране.
-Система безналичных расчетов.
-Формы безналичных расчетов.
-Современные технологии и инструменты безналичных расчётов.
2)- Понятие инфляции.
-Причины возникновения инфляции.
-Виды, типы инфляции.
-Экономические и социальные последствия инфляции
-Антиинфляционные меры со стороны государства.
3. Составление сравнительной таблицы по формам безналичных расчетов.
4. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-История денежных реформ в России.
-Особенности денежных реформ в России.
-Причины проведения денежных реформ. 14 Раздел 2. Финансы 48 Тема 2.1.
Финансы и финансовая система Содержание учебного материала 7 1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике. 1
2 Структура финансовой системы. Лабораторные работы - Практические занятия
4.Оперирование кредитно-финансовыми понятиями и категориями: анализ динамики и структуры источников капитала предприятий
5. Ориентирование в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка: страхового и кредитного.
6. Ориентирование в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка: страхового и кредитного. 6
Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся:
1.Написание эссе по теме «Отличие и сходство категорий «деньги», «финансы».
2. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Из истории страхования.
-Особенности страхования в банковской сфере.
-Новые виды страхования в банковской сфере. 4 Тема 2.2.
Государственные финансы: Бюджет и бюджетная система
Содержание учебного материала 6 1 Принципы функционирования бюджетной системы. 2 Основы бюджетного устройства. Лабораторные работы - Практические занятия
7. Анализ структуры государственного бюджета: доходной части.
8.Анализ структуры государственного бюджета: расходной части.
9. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. 6 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение нормативных документов, регулирующих бюджетное устройство.
2. Подготовка к семинару
Перечень обсуждаемых вопросов:
-Уровни бюджетной системы.
-Бюджетное устройство.
-Стадии бюджетного процесса.
-Принципы бюджетного устройства.
-Формирование доходной части бюджета.
-Направления расходования средств бюджета.
-Источники покрытия дефицита бюджета.
3. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Пенсионный Фонд РФ: источники формирования доходов, направления расходования средств.
-Современное состояние пенсионной системы РФ.
-Фонд социального страхования: источники формирования доходов, направления расходования средств.
-Виды пособий, выплачиваемых из ФСС РФ.
-Фонд обязательного медицинского страхования: источники формирования доходов, направления расходования средств. 6 Тема 2.3
Финансовая политика и финансовый контроль
Содержание учебного материала 4 1 Принципы финансовой политики и финансового контроля. 1
Лабораторные работы - Практические занятия
10.Оперирование кредитно-финансовыми понятиями и категориями: анализ задач финансовой политики на современном этапе. 2 Контрольные работы № 2: тестирование по разделу «Финансы» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Пополнение словаря экономических терминов разделу «Финансы».
2. Подготовка к семинару
Перечень обсуждаемых вопросов:
-Виды финансового контроля.
-Методы финансового контроля.
-Органы финансового контроля. 6 Раздел 3 Кредитно-банковская система 40 Тема 3.1
Кредитная
система Содержание учебного материала 5 1 Структура кредитной системы. 1
2 Функции, формы и виды кредита. 3 Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. Лабораторные работы - Практические занятия
11 Оперирование кредитно-финансовыми понятиями и категориями: определение форм и видов кредитов.
12. Оперирование кредитно-финансовыми понятиями и категориями: выбор методики для оценки кредитоспособности клиентов.
13. Оперирование кредитно-финансовыми понятиями: определение эффективности использования кредита. 14.Оперирование кредитно-финансовыми понятиями: расчет потребности в кредите и оформление его получения.
15. Оперирование кредитно-финансовыми понятиями: определение сумм, подлежащих выплате за пользование кредитом.
16.Оперирование кредитно-финансовыми понятиями и категориями: расчет доходности банка по выданным кредитам. 12 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение нормативных документов, регламентирующих работу кредитно-банковской системы
2.Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Развитие кредитования в России
-Особенности банковского кредита
3.Пополнение словаря экономических терминов по разделу «Кредитная система» 6 Тема 3.2
Банковская
система
Содержание учебного материала 6 1 Структура банковской системы. 2 Функции банков и классификация банковских операций. 3 Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики. Лабораторные работы - Практические занятия
17. Оперирование кредитно-финансовыми понятиями: расчет процентов по вкладам.
18. Оперирование кредитно-финансовыми понятиями: сравнительный анализ деятельности коммерческих банков. 4 Контрольные работы № 3 : тестирование по разделу «Кредитно-банковская система» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Пополнение словаря экономических терминов по разделу «Кредитно-банковская система»
2.Изучение нормативных документов, регламентирующих работу кредитно-банковской системы
3.Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-История банковского дела в России.
-Особенности работы различных коммерческих банков.
- Специализированные небанковские институты.
-Нетрадиционные банковские услуги. 6 Раздел 4 Ценные бумаги и рынок ценных бумаг 15 Тема 4.1
Классификация ценных бумаг Содержание учебного материала 1 1 Виды и классификации ценных бумаг. Лабораторные работы Практические занятия
19. Составление сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
20. Составление сравнительной характеристики различных ценных бумаг по степени доходности и риска. 4 Контрольные работы - Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение нормативных документов Гражданского Кодекса РФ главы 7, статей 142, 143. 2 Тема 4.2
Рынок ценных бумаг Содержание учебного материала 3 1 Особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг. 2 Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг. Лабораторные работы - Практические занятия - Контрольные работы № 4: тестирование по теме «Ценные бумаги и рынок ценных бумаг» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
1.Пополнение словаря экономических терминов по разделу «Ценные бумаги и рынок ценных бумаг»
2.Подготовка сообщения
Примерная тематика сообщений:
- Формирование и становление рынка ценных бумаг в России.
- Фондовый рынок России.
- Государственное регулирование на рынке ценных бумаг. 4 Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)- Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) - Всего: 140 3. условия реализации ПРОГРАМММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Финансов, денежного обращения и кредита».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект ученической мебели;
- доска классная;
Учебно-наглядные пособия:
- наглядные пособия;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Правовые источники:
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс (ч. 1,2,3 с последующими изменениями и дополнениями).
Налоговый кодекс (ч. 1,2 с последующими изменениями и дополнениями).
Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в действующей редакции).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности » от 02.12.1990 г. № 395-19 (с последующими изменениями и дополнениями).
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в действующей редакции)
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (в действующей редакции)
Основные источники:
1. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2009. – 416 с.
2. Деньги. Кредит. Банки: электронный учебник / под. ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2011.
3. Финансы и кредит: учебное пособие / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И.
Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2009. – 304 с.
4. Финансы и кредит: электронный учебник / под. ред. Т.М. Ковалёвой. – М.: КНОРУС,
2011.
Дополнительные источники:
Банковское дело: практикум / кол. авторов. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 264 с.
Деньги. Кредит. Банки: Практикум. Электронное учебное пособие / под. ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Малкова О.В. Страховое дело. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 128 с.
Нешитой А.С. Финансовый практикум: Учебное пособие. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 208 с.
Просветов Г.И. Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2006. – 191 с.
Семибратова О.И. Банковское дело: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
Журнал «Финансы и кредит».
Журнал "Главбух".
Интернет-ресурсы:
1. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru 2. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru
3. Электронный ресурс «Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики». Форма доступа: www.gks.ru 4. Электронный ресурс «Глоссарий». Форма доступа: www.glossary.ru 5. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». Форма доступа:
www.lib.ua-ru.net 6. Электронный ресурс «Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная
периодика». Форма доступа: www.public.ru 7.Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа: www.ru.wikipedia.org
8. Электронный ресурс «Экономико-правовая библиотека». Форма доступа: www.vuzlib.net4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, в том числе заданий для самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Освоенные умения:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;
ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. Входной контроль - тестирование
Текущий контроль - оценка практического занятия; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
Тематический контроль - тестирование;
Итоговая аттестация –экзамен.
Усвоенные знания:
-сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-принципы финансовой политики и финансового контроля;
-структуру финансовой системы принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
-законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
-основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
-функции, формы и виды кредита;
-структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
-цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
-виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
-характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
-особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования её экономической системы. Входной контроль - тестирование
Текущий контроль - оценка практического занятия; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
Тематический контроль - тестирование;
Итоговая аттестация –экзамен.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Активное и систематическое участие в профессионально значимых мероприятиях (олимпиадах, конференциях). -наблюдение;
-собеседование;
-оценка практического занятия;
-тестирование;
-оценка выполнения заданий для самостоятельной работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;
Выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Грамотно решает ситуационные задачи с применением профессиональных знаний и умений;
Осуществляет обзор публикаций в профессиональных изданиях.
Занимается самообразованием, осознанно планирует повышения квалификации. Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1 Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов. тестирование;
оценка практического занятия;
оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;
экзамен.
ПК 1.4 Осуществлять межбанковкие расчеты Осуществляет межбанковкие расчеты ПК 2.1 Оценивать кредитоспособность клиентов Оценивает кредитоспособность клиентов. ПК 2.2 Осуществлять и оформлять выдачу кредитов Осуществляет и оформляет выдачу кредитов. ПК 2.3 Осуществлять сопровождение выданных кредитов Осуществляет сопровождение выданных кредитов. ПК 2.4 Проводить операции на рынке межбанковских кредитов Проводит операции на рынке межбанковских кредитов. ПК 2.5 Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам Формирует и регулирует резервы на возможные потери по кредитам ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
Дата дополнения,
№ протокола Содержание дополнения ФИО,
должность Подпись