Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения предмета окружающий мир

Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся в процессе изучения предмета окружающий мир
Филенко Е.П.,
учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ № 40»
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу я взяла технологию развития критического мышления. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий. Такое построение этапов позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Приёмы учебной деятельности, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки окружающего мира в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы: рассказ- предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки.
Так, например, на уроке в 3 классе по теме «Свойства воздуха» обсуждались следующие утверждения, без оценочного комментирования со стороны учителя: воздух имеет определённую форму; воздух невозможно сжать; в воздухе возможно услышать какие – либо звуки; воздух не имеет массу; воздух не может сохранять тепло.
Обучающиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
На этом этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли возникающие при обсуждении темы располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». На этом же этапе использую приём «мозговая атака», который способствует созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме. С целью краткого сообщения уже имеющихся знаний обучающиеся составляют «синквейн» (стихотворение из пяти строк). Данный приём обогащает словарный запас детей, его составление полезно в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации и в качестве средства творческого самовыражения. Можно предложить написать «синквейн» до изучения новой темы, после получения новых знаний. В результате качественно меняется восприятие изучаемой темы. Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний. Здесь применяю такой приём, как чтение с пометками. Обучающиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе. На этом этапе организуется работа по формулированию вопросов на установление причинно – следственных связей, оценочных вопросов. Обучающиеся учатся распознавать типы вопросов и их корректировать. Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу определённую сторону мышления.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Обучающиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. Следующий приём - заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно. Приём работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, обучающиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений. Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, пишут творческие работы и проводят мини- исследования, строят предположения.
На уроках, построенных по технологии критического мышления, рефлексия работает на всех стадиях урока. Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и действий, в осознании мыслей и действий другого человека. Такая работа ума развивает следующие качества: готовность к планированию, наблюдение за собственными действиями, поиск компромиссных решений, готовность исправлять свои ошибки, настойчивость в достижении цели. Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в различных жизненных ситуациях.
Использование технологии развития критического мышления: развивает мыслительную деятельность, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Методы и приёмы технологии способствуют: лучшему запоминанию изученного материала, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Различные формы рефлексии развивают: способность формулировать мысли,
помогают лучше понять причины явлений.











13 PAGE 14215



15