Открытый урок. Тема: П.П. Бажов. Сказка Каменный цветок


Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема П.П. Бажов . Сказ «Каменный цветок»
Цель
Выявление художественной идеи сказа, отличий сказа от сказки. Формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навык работы с учебником.
Планируемый результат Предметные умения Формирование УУД
Владение литературоведческими терминами: сказ и сказка, герой повествования. Понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов. Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные
Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу. Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Основные понятия Герой повествования, афоризм; сказ, сказка
Ресурсы: Методическое пособие, наглядный материал, учебник
презентация
Тип урока Урок открытия нового знания.
Форма работы Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты
I. Орг.момент
Цель. Включение в деят-тьПриветствие.
Включение в деятельность – задание –«Дыхание»
Чтение скороговорки: «Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.»
Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. Включение в учебный процесс
II.
Мотивация к учебной деятельности
Цель – определение содержательных рамок урока Проверка домашнего задания.
Определяют, чьё описание звучит, кто произносит слова:
(стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…»,
стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко,..», стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….»,
стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…»,
стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…»,
стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…»
О ком пойдет сегодня речь на уроке? Определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.
Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умельце из народа. Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Постановка и формулирование проблемы
2. делать выводы, обобщения;
III. Актуализа-ция и углубление изученного
Цель –актуализация знаний 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове: «Семья Бажовых отец и мать», «Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе «Каменный цветок», «Сказы Павла Бажова».
Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.
2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА
3. Определение структуры текста
4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок» Работа в тетрадях. Записывают полученную информацию.
Отвечают на вопросы .
Реальные события, герои, место, где происходит действие
Завязка, кульминация, развязка
Называют по содержанию текста. Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
IV. Работа с текстом
Цель -развитие читательских умений.
Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».
Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?
О чем рассказывает «Каменный цветок»?
Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?
—Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?
—Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Отвечают на вопросы .Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию .Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
V. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания Составление рассказа о жизни Данилки.
Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.
Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки Личностные результаты:
1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
VI. Самостоятельная работа спо тексту
Цель – тренировать способность к самоконтролю Работа над языком сказа, особенностями речи героев.
- Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).
—От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.
—Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»? Выполняют в группах (раздаются таблицы для заполнения: 1группа – описание букашки, 2 группа – описание работы над заказной чашей и своей, 3 группа – описание каменного цветка, 4 группа – описание творческих мучений Данилы, 5 группа – встреча с хозяйкой медной горы). Проверка ответов.
Отвечают на вопросы.
Делают выводы. Коммуникативные УУД:
1. Освоение способов совместной деятельности
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
VII. Итог урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание Устное рисование «каменного цветка».
Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».
Выполняют задание устно.
Отвечают на вопрос. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
VIII. Домашнее задание. Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения.
Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).