Презентация по литературе на тему П.П.Бажов Каменный цветок (5 класс)


Бажов Павел Петрович(1879-1950) «Каменный цветок»(система вопросов по произведению) . Цели:1) Знакомство с некоторыми фактами творческой биографии П.П.Бажова.2) Понять, в чём различие сказов и сказок.3) Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренней силы; проблем и тайн мастерства. . Родился П.П.Бажов вблизи Екатеринбурга. Его предками были уральские горнорабочие.Отец работал мастером сварочного цеха металлургического завода на Урале, а мать была искусной кружевницей.Родители постарались дать сыну образование, и он стал народным учителем в уральской деревне. Каждый год во время школьных каникул Бажов странствовал пешком или на велосипеде по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников и других уральских мастеров, записывал сказания и предания. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» начал создаваться в 1936 году. В 1943 г. книга получила Сталинскую премию (она была самой читаемой!), а после войны Бажов стал депутатом Верховного Совета СССР. . В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к интересной литературной форме — сказу, связанному с традициями УНТ. Здесь изобилие разговорных оборотов, диалектных слов и элементов фольклорного стиля. В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова — рудокопы («Хозяйка Медной горы»), камнерезы («Каменный цветок», «Горный мастер»), литейщики («Чугунная бабушка»), чеканщики («Иванко-крылатко») — эти люди искренне преданны своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле, которая «впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».  Бажов работал над сборником до конца жизни. . Сказы П.П. Бажова ярки и живописны. И такое цветовое богатство не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. . Урал - колыбель российской тяжелой промышленности. Здесь еще при Петре Первом построили первые заводы и рудники. Они были как государственными, так и частными. Чтобы обеспечить предприятия рабочей силой, к ним приписывали тысячи крепостных крестьян. Император разрешил купцам покупать целые деревни к заводам. Династия первых крупных горнопромышленников - Демидовы. Урал - батюшка издавна славится своими самоцветами. Горный хрусталь и яшму, гранит и мрамор, кварц и слюду, бирюзу, малахит и множество других ценных минералов извлекали из недр Уральского горного хребта. Активно развивалась здесь и добыча золота. . Но главное богатство Урала - люди: рабочие по кустарной добыче золота, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров - камнерезов, сумевших постичь "душу" камня, вдохнуть жизнь в "мертвую" горную породу. Один из них - Иван Бушуев, замечательные работы которого можно увидеть в Оружейной палате Кремля. Гордость Урала составляют и мастера слова. Одаренные и самобытные сказители хранили в памяти и передавали из уст в уста сказы и легенды. Превращения и волшебство – основа действия. Именно с помощью волшеб.силы герой побеждает врагов. Это лишь источник вдохновения для мастера (волшебный каменный цветок – это лишь идеал, к кот. Стремится Данила) Волшебная сила Характеры главных героев не зависят от соц.статуса (и Иван-царевич и Иван – крестьянский сын – одинаково положительные герои) Характеры героев связаны с соц.статусом (приказчик не м.б.положительным героем, а мастер-труженик не м.б. отрицательным. Характеристики героев Время между рассказом и событиями волшебной сказки отдалено, иногда до бесконечности. Максимально приближено к моменту повествования. Создаётся ощущение, что эти события происходили совсем недавно. Время Он рассказывает о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Он не участник и не свидетель повествования. Свидетель либо участник событий (рассказчик - дед Слышко) Образ рассказчика Где-то очень далеко («в некотором царстве, в некотором государстве», за тридевять земель в тридесятом царстве») Реальное, конкретное. В нем живет рассказчик (Гумешки, Мраморское) Место действия Сказка Сказ . . Беседа по тексту:* Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?* Где и когда происходят события сказа? * От чьего лица ведётся повествование? Что можно сказать об этом человеке (его возрасте, образовании, жизненном опыте, роде занятий)? * Приведите примеры необычных слов и выражений в речи рассказчика. * Какие события сказа могли происходить на самом деле, а какие нет? Расскажите, чем Данила Недокормыш отличался от других детей. Чем он удивил Прокопьича? Как Даниле жилось у Прокопьича? Каким образом Прокопьич учил Данилу мастерству? . — Как получилось, что Данила стал особенным мастером, не таким, как все и даже превзошёл Прокопьича?— Что хотел передать Данила в своей чаше и почему не сумел? Почему Даниле не нравилась заказанная чаша? . Как вы думаете, почему окружающие считали Данилу-мастера странным? Что он искал в лесу? Как вы поняли его слова: "Потерять не потерял, а найти не могу”? . Расскажите легенду о Хозяйке Медной горы и каменном цветке. Как вы её понимаете? . Почему Хозяйка не хотела показывать Даниле цветок? . . — Какую роль играет Хозяйка в судьбе Данилы? Чего она хочет от мастера? - Итак, что нужно Хозяйке: подчинённые ей подгорные мастера или свободный художник, сумевший победить её чары и превзойти волшебную красоту каменного цветка? Почему Данила не тронул барскую чашу , но разбил свой дурман-цветок и исчез? . * Как вы думаете, в чём заключается смысл этого сказа?(Сказ о художнике, который попытался и не смог постичь суть красоты. О его состязании с природой, чья красота совершенна. О внутреннем конфликте человека, который одновременно принадлежит "бытовому”, будничному человеческому миру и "идеальному” миру творчества, обрекающего человека на внутреннее одиночество.) * Как вы думаете, чего не хватило Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника? . Домашнее задание:1. Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения.2. Составить небольшой словарик незнакомых слов.