Аппликация как способ закрепления звуко-буквенных связей при изучении английского алфавита во втором классе общеобразовательной школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Вологды
Доклад"УКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ" 
Выполнила учитель английского языка
Соколова Александра Владимировна
Вологда, 2014
        Чтение является сложным двусторонним процессом, в котором выделяют техническую и смысловую составляющую. При обучении иностранному языку, и родному языку также, чтение выступает в качестве цели и средства обучения.
Овладение умением читать на иностранном языке является необходимым условием успешности обучения.
Основа чтения закладывается задолго до поступления в школу, на уровне начального обучения необходимо обеспечить достаточный уровень сформированности чтения для его дальнейшего развития на среднем и старших этапах изучения иностранного языка в школе.         Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для многих учащихся.
Это обусловлено целым рядом причин.
В подтверждении сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, которые передаю 46 фонем. Так, английский алфавит представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский из-за различий между алфавитами этих двух языков.
Необходимым условием успешного чтения является знание всех букв алфавита, умение соотносить графемы и их звуковые обозначения.
В методике известны два подхода к обучению чтению:         1. Синтетический: от буквы к слову, а затем к тексту;         2. Аналитический: от текста к слову, из которого затем вычленяются буквы.         В дальнейшем речь пойдет о методе синтетического подхода к обучению чтению.
При этом особое внимание уделяется традиционно использованию предваряющего фонетического этапа. Использование фонетического метода в обучении чтению подвергается критике, так как в английском языке нельзя установить четкие и последовательные соответствия между звуками и графическими символами.
Тем не менее, известные методистов считают , что нельзя звуко-буквенные связи не принимать во внимание (Н. Diack. In Spite of the Alphabet. London, 1995).        В настоящее время все больше и больше учителей приходят к выводу о необходимости использования фонетических соотнесений и изучения правил чтения для обучения чтению русскоязычных школьников.        Для укрепления звуко-буквенных связей можно использовать способ аппликации.
При этом мы советуем не только вырезать и приклеивать букву, а также включать её в образ слова, в состав которого она входит, а еще лучше, чтоб это слово с неё и начиналось.
Целью данной работы является презентация некоторого опыта по использованию приёма аппликации для формирования звуко-буквенных связей у русскоязычных школьников на начальном этапе обучения иностранному языку.
Опыт работы со второклассникам подсказывает, что интерес к чтению и иностранному языку у них достаточно высок.. На каждом уроке дети знакомятся с 1, 2 буквами. Рассказывают, из каких она состоит элементов, записывают её в тетрадь. Делают аппликацию. Затем ребята выстраиваются в ряд и показывают всем детям свои буквы, называют и букву, и звук, и слово, в котором она встречается.
Для закрепления образа буквы нами был использован метод аппликации как наиболее эффективный. Для выполнения аппликации детям необходимо точно запомнить графему. При этом оптимальным образом активизируется восприятие буквы и первичное запоминание. При работе с деталями аппликации запоминаются элементы (части) буквы. При вырезании, обработке клеем материала (бумаги, ткани, картона) усиливается закрепление буквы.
В данном случае, работа с буквенной аппликацией может преследовать разные цели. Во-первых, это непосредственная раблота с буквенным материалом. Во-вторых, развитие навыков работы с ножницами, бумагой и клеем. И, наконец, вокруг аппликации может быть организовано творческое взаимодействие детей. Кроме того, дети учатся делиться друг с другом разными материалами. И в рамках проведенной нами работы мы просили их взаимодействовать на английском, что дети делали тоже с удовольствием (таким образом, разучили фразы: есть ли у тебя клей? Дай, пожалуйста, ножницы. Спасибо. Мне нравится твоя работа и др.).Дети выбирали размер буквы, учитывали пропорции элементов. В наши задачи с целью более прочного запоминания звучания буквы входило включение её в рисунок или картинку – аппликацию таким образом, чтобы буква вписывалась в работу и по форме и присутствовала в названии изображаемого объекта, преимущественно слово – название начиналось с нее.
Сенсорное запоминание вместе с укреплением ассоциативных связей помогает эффективно изучать английский язык на самом первом этапе изучения, во время знакомство с алфавитом.