ЧТО ДАЕТ МНЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)


ЧТО ДАЕТ МНЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Таратухина Татьяна Александровна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 (МОУ СОШ №7),
заместитель директора по ИКТ, учитель английского языка,
Ростовская область, город Сальск
«Правильный подход заключается в разработке отдельных простых процессов с последующим их объединением, а не в построении единого громоздкого процесса».
Билл Гейтс
Работа в образовательной сфере для современного педагога предполагает
знакомство с широким спектром программного обеспечения, что отражается как внеобходимости предоставить документацию в электронном виде, так и в задаче
применить свои знания в построении урока с использованием ИКТ.
Процесс всеобщей компьютеризации общества практически невозможно
остановить, так как образовательный заказ государства основывается на интенсивныхтехнологиях развития, где роль человека грамотного, приобщенного к современнымтехнологиям, все больше превалирует над ролью простого исполнителя. И одной изосновных составляющих успеха современного человека является необходимость
самостоятельного поиска и обработки информации. А так как к достижению
определенного подросткового возраста дети становятся опытными пользователями, то
главной задачей школы является направление виртуальной активности школьников вобразовательное русло.
В своей работе мне хочется познакомить коллег с некоторыми возможностями
использования современных технологий во время урочной и внеурочной деятельности.
Интерактивная доска и проектор давно уже могут считаться помощниками учителя,
наравне с мелом и обычной доской.
Интенсивное использование ИКТ в моей школе началось с 2003 года, когда я всоставе группы учителей прошла курсы «Пользователь ПК с основами создания
электронных иллюстративных приложений к уроку в среде “Power Point”» при Донском
институте информатизации образования (ДОНИИНФО), а в 2006 году повысила своюквалификацию на курсах при Ростовском ИПК и ПРО по проблеме «Применение
информационных технологий в учебном процессе» (Рег.№ 2230), и получила
дополнительную профессиональную подготовку по использованию компьютерныхтехнологий в образовании по программе Intel «Обучение для будущего». По результатам
защиты учебно-методического пакета мне присвоена квалификация тьютора (ROST №4834). В 2007 году участвовала в 10-м семинаре выпускников программы Intel. За свою
работу «Изобретения, которые потрясли мир» получила Свидетельство (ROST № 5666).
Тогда в школе было всего 2 кабинета информатики (с 22 компьютерами) и обинтерактивной доске, как и ПК в каждом кабинете, мы только мечтали.
Первой моей самостоятельной работой стала презентация «Компьютер: это хорошо
или плохо?». В ней я постаралась проследить историю создания вычислительной машины,
подобрала информацию об изобретателях, сюда же включила и тестовые задания поконтролю понимания полученной информации и выделила страницы и слайды, для того,
чтобы учащиеся могли выразить свое мнение по главному вопросу презентации. Это
электронное приложение я использую на уроках в 11 классе при изучении темы
«Изобретения, которые потрясли мир».
Следующей работой стал большой проект «Монархия Британии», который
дополняет материалы по теме «Демократия», изучаемой в 10 классе по УМК Кузовлева
В.П. Содержание презентации раскрывает основные понятия темы: историю монархии, ее
роль в жизни страны. Содержит фактический и иллюстрированный материал о членах
королевской семьи сегодня, показывая их вклад в развитие государства и давая
возможность учащимся увидеть их обычными людьми, которым ничто мирское не чуждо.
И каждый год проект дополняется новыми работами учащихся, в которых они выражают
свое отношение к британской монархии.
После этого я поняла, что уже не смогу работать по-старому. Я не боялась, что
компьютер вытеснит меня из учебного процесса. Для меня «ЭВМ – не «механическийпедагог», не заместитель или аналог преподавателя, а средство, приобучении…усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности». И
не только обучающей.
Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристи-
ками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, могу
организовать индивидуальную, парную и групповую формы работы на уроке.
Кроме того наличие компьютерной техники позволяет применять новыетехнологии на разных этапах урока в зависимости от поставленных целей и задач, т.е на
этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического или грамматического
материала, работы над аудированием, чтением, письмом и говорением, а также на этапе
контроля знаний учащихся по теме. Планомерное применение информационныхтехнологий на уроках английского языка дало свой положительный результат. Отмечается
повышение мотивации учащихся к изучению предмета и их заинтересованного
отношения. Рост качества обученности учащихся за 2009-2010 учебный год на 5,8% выше
по сравнению с итогами 2008-2009 учебного года.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников,
пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает
для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Считаю, что любой учитель должен уметь хорошо ориентироваться в огромномколичестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком вединстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу
преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество
преподавания.
Интернет-ресурсы сегодня позволяют мне:
− восполнить дефицит источников учебного материала;
− развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
− объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой контроля знаний, умений и
навыков учащихся, я пришла к выводу, что соотнесенный с поставленными целями и
задачами, осмысленный и правильно организованный контроль является одним из важных
резервов повышения эффективности качества образования. Считаю, что успех в обучении
иностранному языку напрямую зависит от уровня сформированности общеучебных
умений и навыков и степени внимания учителя к коррекционной работе. Использования
только традиционных методов опроса в настоящее время явно не достаточно. Одной изэффективных форм контроля, по моему мнению, является компьютерное тестирование,
которое обеспечивает обратную связь между мной и учащимися. Тестовый контроль
объективен в результатах проверки, позволяет получить четкую оценку
сформированности общеучебных и предметных компетенций. Мои ученики охотнее
работают с компьютерными тестами, чем с тестами на бумажных носителях. Для
компьютерного тестирования использую различные формы тестовых заданий, учитываю
краткость, ясность и корректность вопросов. Сам же тест представляет собой систему
заданий возрастающей трудности. Тестовый контроль применяю как средство текущего,
тематического и рубежного контроля, а иногда и итогового. Но эффективнее всего, на мойвзгляд, текущий. Планирую систему контроля в начале изучения раздела. А так как раздел
включает в себя несколько тем, то регулярно провожу проверочные тесты на усвоение
лексики, грамматики, страноведческого материала, словообразования. В младших классах
использую электронные таблицы Excel, встроенные функции которых позволяют
учащимся осуществлять самоконтроль и оценку собственной деятельности в рамках
требований программы. Тестовые оболочки бывают разные, но самыми легкими дляиспользования учениками младших классов считаю программы для тестирования,
разработанные Хоружа Сергеем Алексеевичем - Александровский профессиональный
лицей, Санкт-Петербург. (К сожалению, здесь нет возможности показать весь принципработы теста).
Создан собственный банк тестов для начальной и основной школы. В старших
классах я использую готовые тесты, размещенные на сайтах www.englishlearner.com;
www.easyenglish.com; http://www.native-english.ru; http://www.homeenglish.ru;
http://englang.narod.ru/tests/index.htm; и позволяющие провести дистанционное
тестирование с последующим анализом выполненной работы и допущенных ошибок.
Для контроля усвоения учащимися нового материала проводится фронтальнаяработа по выполнению тестовых заданий, которые разрабатываются мною при помощи
ИКТ.
Тестирование
ФИО
Группа
№ Вопрос Ответ
1 When was Vivien Leigh born?
2 When was she sent to the monastic school?
3 What kind of girl was she?
4 Who was the author of the novel "Gone with the Wind"?
5 What was her first husband?
6 When did Vivien play her first role in films?
7 When did she get the first Oscar?
8 Whom did she dream to play?
9 How many Oscars did Vivien get?
10 When did she die?
Формы работы с тестами, вид и количество тестовых заданий, их содержание и
время тестирования также выбираю сама.
Кроме этого прекрасным подспорьем любому учителю могут стать модули,
направленные на отработку всех видов речевой деятельности. Найти их можно последующему адресу http://www.fcior.edu.ru/ .
Следующим этапом в освоении новых технологий стала самостоятельная
проектная работа обучающихся с использованием программ Power Point, Front Page,
Photoshop, Paint и Publisher, когда мои дети начали создавать свои работы, тем самым,
перейдя на более высокий уровень подготовки проектов. Метод проектов всегда был
интересен для учащихся, но с появлением интерактивной доски они получили
возможность представлять свои работы в более разнообразной форме. Этот вид работы
создает благоприятные условия для развития учащихся как самостоятельной, творческой
личности, т.к. для создания презентационной работы им необходимо найти нужныйматериал, пользуясь различными информационными источниками, включая Интернет,
правильно отобрать материал, ориентируясь в потоке информации.
Даже самый слабый ученик, имея дома компьютер и доступ к сети Интернет, легко
составляет презентации в среде Microsoft PowerPoint. Некоторые ученики для проверки
того, как его слушали остальные ребята, по окончании своей презентации предлагают
выполнить короткий тест. Таким образом, отрабатываются основные навыки:
монологическая речь, восприятия речи на слух. Некоторые учащиеся с удовольствием
рассказывают тексты наизусть, а тем, кто испытывает затруднение в этом виде речевой
деятельности, разрешаю на слайдах писать комментарии. Такие работы заранее не
проверяются мною, а ученикам представляется возможность самим поучаствовать впроверке. Это задание направлено на совершенствование лексико-грамматическихнавыков.
Сегодня у меня работает группа, состоящая из учащихся 5 – 11 классов. Вместе мы
определяем проблемы, которые нас волнуют.
Как правило, над проектом работает несколько ребят, при этом каждый отвечает законкретный участок работы. Даже имея компьютер дома, некоторые учащиеся
еженедельно встречаются с преподавателями информатики, работают в компьютерныхклассах, обмениваются опытом и знаниями среди самих обучающихся. Это позволяет
сформировать у них такие рабочие навыки, как копирование, передачу и оформление
текстов и иллюстраций, сканирование, поиск информации в Интернет, работа сэлектронной почтой, создание презентаций, запись музыки.
Первая работа учащихся 10 класса по теме ≪Как правильно писать письмо на
английском языке≫ стала дополнением к курсу по выбору ≪Речевой этикет≫ дляобучающихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки.
Не менее интересна и работа по теме ≪Образование США, Великобритании и
России≫, в которой ученицы 9 и 11 классов выделили общие черты и отличия в системах
образования трех великих держав и показали влияние системы образования
капиталистических стран на систему образования в России.
Информационные технологии помогают мне и в традиционных направлениях
деятельности школьников. Так, краеведческая работа, благодаря внедрению
современных технологических средств, стала намного интереснее. В рамках проекта моипомощники знакомятся с творчеством Сальских художников и поэтов, посещают их
персональные выставки и заседания клуба «Вдохновение» и «Степная лира» и
подготавливают компьютерные презентации для использования на уроках и вовнеклассных мероприятиях.
Большинство проектов, в основном, выполняются моими учениками в ходе
итоговых уроков, когда по результатам его выполнения я оцениваю усвоение учащимися
определенного учебного материала. Примером таких работ и служат проекты, которые мы
делаем с учащимися 5 – 11 классов. Школьники 5 класса закончили изучение темы
«Город» по учебнику В.П.Кузовлева проектными работами «Город, в котором я живу»,
«Город, который мне нравится», «Обитатели зоопарка». Учащиеся 7 класса, завершив
изучение темы «Охрана окружающей среды», выполнили свои проекты «Какие животные
занесены в «Красную книгу России»?» и «Почему мы охраняем природу?». Эти
электронные приложения к уроку используются учителями начальной школы на уроках
по предмету «Окружающий мир». Интересны и необычны работы учащихся 11 класса потеме «Что бы Вы хотели изобрести?». Девушки предложили на рассмотрение машину длячистки обуви, которая покорила даже юношей, так как содержала не только описание
бытовой техники, но и инструкции по ее применению. Другой проект имеет отношение кистории создания акваланга и содержит как текстовый, иллюстративный, так и видео
материал, рассказывающий о работе операторов и исследователей под водой.
Мои ученики не просто создают электронные приложения к урокам и курсам
предпрофильной подготовки, но и выступают с ними на различных конференциях и
конкурсах. С 2005 года они участвуют в работе муниципальной и областной
конференций при Донской Академии Наук Юных Исследователей (ДАНЮИ) и
награждаются Дипломами и грамотами. А во время итоговой аттестации 2006 года моиодиннадцатиклассники сдавали экзамены в форме защиты рефератов, и большуюпомощь им в этом оказали выполненные проектные работы.
С 2007 года члены творческой группы являются участниками Всероссийского
Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». И сегодня
в банке этого крупного форума можно ознакомиться с работами
1. ≪Vladimir Vysotsky≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=566977),
2. ≪Неформалы≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=566586)
3. ≪Curiosity Is One of the Doors to the World≫
(http://portfolio.1september.ru/work.php?id=566294)
4. ≪Common and Different Features in Education Systems of Russia, UK and the
USA≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570131)
5. ≪Мои первые шаги к большому искусству≫
(http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570579)
6. ≪Проблема социального обеспечения пожилых людей≫
(http://portfolio.1september.ru/work.php?id=575686)
7. ≪Чем привлекало и привлекает людей подводное плавание?≫
(http://portfolio.1september.ru/work.php?id=571085)
8. ≪Жизнь ради будущего≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=582900)
9. ≪Испытание одиночеством≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=586012 )10. ≪Музыка в моей жизни≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=582999)
11. ≪Сказка Великого Устюга≫ (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=587273)
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает моим ученикам
возможность принимать участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, проводимых всети Интернет. Так учащиеся 6-9 классов участвуют во Всероссийской дистанционной
олимпиаде ≪Эрудит≫ (http://mir-konkursov.ru/ ), 5-11 классов в дистанционной
Лингвострановедческой викторине “English-speaking countries brain-quest” и
Всероссийской дистанционной викторине ≪От Америки до Австралии≫, где им нужно
проявить не только смекалку, но и творчество при выполнении предложенных заданий.
Так, например, при выполнении задания ≪ All over the world there are wonderful thematic
parks with mini-sculptures that attract a lot of tourists. They are in Japan, Italy, China,
Germany, Thailand and other countries. People have an opportunity to see famous world sights
in one place. Describe your dream park for English learners - what buildings you would like to
see from Canada, the USA, Great Britain, Australia and New Zealand in your park. Be
creative, you can also draw a poster or a map» несколько ребят, используя программу
Photoshop, представили свои парки.Park of My Dream
Water Park
Выполняя задание в олимпиаде ≪Эрудит≫ ≪Choose a famous American politician,
inventor, musician, actor, writer, etc. This may be our contemporary or a person who lived long
ago. Write an imaginary interview with this person. Ask him / her questions about his / her life
and deeds. Be creative≫, один из участников брал интервью у Дьюка Элингтона, известного
американского музыканта, а другая - у Барака Обамы, президента США. Умение работать
с различными программами помогло ребятам стать победителями олимпиады.
Но, чтобы всем этим руководить, учитель сам должен многому научиться. Я
прошла краткосрочное обучение в Государственном образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования ≪Ростовский областной институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования≫ по проблеме
≪Технология создания школьного сайта и педагогических информационных
ресурсов в сети Интернет≫, что позволило организовать работу школьного сайта
(http://school7-salsk.ru/). В ходе третьего российского фестиваля ИКТ-активныхпедагогических работников ≪PRO-движение≫, проводимого Майкрософт Рус ≪Академией
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования врамках инициативы ≪Партнерство в образовании≫, приняла участие в серии мастер-
классов по темам ≪Обработка графических изображений в среде Adobe Photoshop дляиспользования на Web-страницах и в программах MS Office≫, ≪ВеликолепныйExcel≫. (http://www.online-festival.ru/index.php?p=index), (http://www.onlinefestival.ru/index.php?p=userlist&area=1&group=&ud=DESC&selby=&pp=10&page=57).
Работу творческой группы, в составе которой я работала, можно посмотреть здесь
http://k9.online-festival.ru/ .
В 2008 году наша школа стала областной экспериментальной площадкой попроблеме ≪Создание инновационной образовательной среды посредством ИКТ-ресурсов≫, в результате чего в штатном расписании появилась должность заместителя директора по ИКТ, которую мне и предложили занять.
Построение единого информационного пространства школы требует сегодня отменя, как заместителя директора по ИКТ, решения сложных задач автоматизации базовых
производственных процессов образовательного учреждения. На сегодняшний день вшколе установлено 126 компьютерjd, объединенных в единую локальную сеть школы, что
позволяет внедрить программный пакет ≪1С: Хронограф Школа 2.5≫, который
представляет собой многофункциональную информационную систему административной
деятельности и является платформой для общей информационной базы школы, дает
возможность мне, как администратору, так и учителю, собирать, анализировать и хранить
отчетную документацию по моему направлению работы.
В школе действует современный Информационно-ресурсный центр. Центр играет
главную роль в создании единой информационно-образовательной среды школы,
располагает средствами новых информационных технологий и представляет свободныйдоступ учащихся и учителей к любому виду информации для их самостоятельной,
самообразовательной работы. В структуру Информационно-ресурсного центра входят:
мультимедийный центр, библиотека, кабинеты информатики и учебные кабинеты
начальной и старшей школы. Выбор школьной библиотеки в качестве центра
концентрации всех информационных ресурсов не случаен: нет необходимости заново
изобретать велосипед, когда в школе уже есть место, куда стекается значительная часть
информации и где она хранится, классифицируется, упорядочивается, редактируется и
предоставляется пользователям. Это удобный, надежный, простой доступ к информации
для всех участников образовательного процесса школы. Информационно-ресурсный
центр школы расширяет возможности учащихся и учителей, позволяет более эффективно
организовать учебный процесс и внеклассную работу. Теперь, не выходя из школы,
можно найти, обработать, размножить, скопировать и использовать информацию впроцессе обучения.
Третий год ученики нашей школы работают в интернет - проектах по биологии
≪Дистанционная эколого-биологическая викторина≫, физике "Удивительный мир физики"
и химии "Путешествие в мир химии", проводимых Ярославским Центром
телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославскимгосударственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского.
С 2010 года школа начала внедрение электронного дневника ≪Dnevnik.ru≫, что
облегчает связь родителей и школы и позволяет автоматизировать процессы ведения
базовой документации в рамках учебно-воспитательного процесса.
Еще одной проблемой, которой я занимаюсь с 2008 года, стало создание
Портфолио педагога. Оно помогает оценить достижения моих коллег, и прежде всего
мои собственные. Создавая свой Портфолио, я обратила внимание на то, что уже умею
делать, чего достигла, и что я уже готова реализовать в своей педпрактике.
Четыре года участвовала в работе Всероссийского Фестиваля педагогических
идей «Открытый урок».
• 2006 – 2007 учебный год – Интеграция иностранного языка и информатики
и ИТ при работе над проектом (Из опыта работы учителей иностранного
языка и информатики)
• 2007 – 2008 учебный год – Информационные технологии как одно изсредств становления креативной личности
• 2008 – 2009 учебный год – Литература периода Великой Отечественной
войны. Поэзия военных лет
• 2009 - 2010 учебный год - Стихотворение А.Блока "Незнакомка"
• 2010-2011 учебный год - Внеклассное мероприятие, посвященное ДнюПобеды.
В 2011 году участвала в мастер-классе для учителей английского языка
≪СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ≫ на портале www.englishteachers.ru , вработе Круглого стола экспертов открытого профессионального конкурса педагогов
"Мультимедиа урок в современной школе"по направлениям ≪Интегрированный урок с
ММ - новые образовательные возможности≫, "ММ в образовательном процессе: когда?
почему? зачем?" и "Дистанционное образование: идеи, технологии, проблемы." http://edureforma.ru/forum/31 .
В 2009- 2012 годах работала экспертом открытого профессионального конкурса педагогов
"Мультимедиа урок в современной школе" http://edu-reforma.ru
Ежегодно провожу открытые уроки, мастер-классы в рамках практических
семинаров директоров и заместителей директоров школ города Сальска и Сальского
района, для учителей иностранного языка на заседаниях методических объединений
(≪Мониторинг экспериментальной деятельности школы по введению федеральногокомпонента ГОСов≫, ≪Реализация компетентностного подхода в обучении≫, ≪Внедрение информационных технологий в учебный процесс≫). На них я делюсь опытом работы по применению интерактивных технологий, показываю пути решения коммуникативных задач.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает,
что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности
расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к
предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики,
что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его
собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел передсобою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и
одновременно контролировать себя.
Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию
необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания
учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована
модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение
информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в какой-тостепени способствуют решению этой проблемы.
Использованные источники:
1. http://gulov.ucoz.com/publ/ikt_v_sovremennoj_shkole_zadachi_i_vozmozhnosti/1-1-0-1
2. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
3. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4595/Itemid,118/
4. http://www.nic-snail.ru/festival/2009/articles/sidorova1.html
5. http://www.nic-snail.ru/festival/2009/articles/volkova1.html
6. http://www.nic-snail.ru/festival/2009/articles/sahnenko1.html
7. http://www.macmillan.ru/forteacher/method/meth_it/
8. http://www.school39.slav.kubannet.ru/metod/?num=kuznetsova/stat1.php__