Методический семинар Развитие творческих способностей на уроках английского языка


-147320308610
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2017»
Черкасова Наталья Александровна,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 12 г. Ессентуки
Методический семинар
Развитие творческих способностей детей на уроках английского языка
Эпиграфом к своему методическому семинару я хотела бы взять слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного, умения придумывать и создавать. Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Школа – мир юности и надежд, где почва должна быть благоприятна для обучения творчеству. На мой взгляд, эффективность работы школы определяется тем, в какой степени учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в мире, где главным условием выживания человека становится способность творить и развиваться.
Как известно, принцип творчества является одним из дидактических принципов системно-деятельностного подхода, реализующегося сегодня в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта. Он предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Сейчас кажется очевидным, что просто зазубривать готовую информацию не только скучно и утомительно, но и непродуктивно. Атмосфера самостоятельного познания, творчества, первооткрывательства многократно увеличивает эффективность урока, создает условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном, эмоциональном и личностном плане.
В рамках системно-деятельностного подхода существует целый ряд технологий, направленных на развитие творческих способностей учащихся и, одной из основных современных технологий является игровая технология. На мой взгляд, игра – самый эффективный способ стимулирования детей к творческой активности. Еще А.С.Макаренко сказал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять… Педагог не может не играть… Не может быть педагога, который не умел бы играть…» Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Психологи отмечают, что учебная эффективность игр связана с тем, что они дают толчок для синхронного взаимодействия подсознания, разума и фантазии, что стимулирует развитие творческого потенциала личности. Игра – это мощный инструмент в руках учителя, с помощью которого можно развить его личные качества ученика (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), а также сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Я использую всевозможные игры на уроках: грамматические, лексические, орфографические, фонетические, ролевые, подвижные. Младшие школьники с удовольствием творчески работают со стихами, песенками, а именно, исполняют их по ролям, в разном темпе, ритме, с разной интонацией, учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры как «Внимателен ли ты?», «Игра в мяч», «Найти предмет», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Кто больше» и многие другие. Учащиеся среднего звена предпочитают игры-соревнования: викторины, конкурсы, путешествия. Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях, ролевых играх, составляют и решают кроссворды.
Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся дает проектная технология. Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной или индивидуальной творческой работы. Главным результатом работы над проектом будет актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Результаты своей исследовательской деятельности дети представляют в виде постеров, докладов, альбомов, коллажей, презентаций, статей, рекомендаций по различным темам. К праздникам (Рождеству, Новому году, дню св. Валентина, дню матери и др.) дети оформляют открытки, придумывают поздравления, делают поделки, затем мы устраиваем выставки самых оригинальных работ. Урок-концерт, проводится обычно в конце года, в котором демонстрируется знание выученных за год песен и стихов, или на неделе иностранного языка в школе. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англо-язычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. С большим успехом прошел концерт американских песен в стиле кантри среди учащихся 5-х классов.
Цель образовательной технологии критического мышления – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления и события. На своих уроках я с успехом применяю различные приемы технологии критического мышления: составление плана, «инсерт», «опорные сигналы», «таск-анализ», таблица, синквейн, кластер, на старшем этапе особенно важны такие виды как дискуссия и эссе, размышления над интересными цитатами и высказываниями. Еще одно интересное задание – дать определение термину или явлению, описанному в тексте.
Еще хочется упомянуть технологию проблемного обучения, в результате которой происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются мыслительные способности, при создании проблемных ситуаций и организации активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Я использую такие творческие задания как: придумать ситуацию к идиоме, придумать другую концовку рассказа, придумать и написать рассказ по серии картинок, сделать рисунок по прочитанному, узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево и сделать сообщение, составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу.
Внеклассная работа является отдельным видом учебной деятельности, включающая в себя проведение концертов, спектаклей, кружковую работу с одаренными детьми, где учащиеся под руководством учителя готовятся к фестивалям, праздникам, различным олимпиадам. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Особой популярностью у детей начальной ступени пользуются ритмизованные сказки «Красная шапочка», «Три медведя», «В гости к солнышку», написанные в форме джазовых ритмов. Они инсценируются в сопровождении детского хора и оркестра Jazz chant Group. Такой музыкальный ансамбль создается для того, чтобы, во-первых, задействовать как можно больше учащихся в воплощении сказки с целью усовершенствования их языковой и речевой компетенции, поскольку сказка содержит огромное количество ценных речевых образцов и, во-вторых, с целью улучшения самой инсценизации сказки, создания атмосферы необычности и праздничной эмоциональной насыщенности.
Таким образом, все эти технологии, используемые мной в работе, способствуют развитию творческих и изобретательных способностей учащихся, обогащают их не только интеллектуально, но и личностно. Я вижу свою задачу при обучении иностранному языку в том, чтобы увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить, развить, а не подавить. Важно не обрезать ученикам крылья, а создавать для них ситуации творчества и успеха.
Мой самый страшный враг на уроке – это скука. Может быть, поэтому мне так близки слова великого русского педагога К.Д.Ушинского «Уничтожьте школьную скуку – и вся эта туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».