В помощь руководителю ШМО естественно-математических дисциплин


Проблемный анализ кафедры математики и естественных дисциплин за 2013-2014 учебный год
В 2013-2014 учебном году члены кафедры работали над следующей проблемой: «Разработка методики проведения бинарно-билингвальных уроков с позиции акмеологических подходов и мыследеятельностной педагогики в преподавании математики и естественных дисциплин», что, в свою очередь, определяло выбор содержания, форм и методов работы и решения следующих задач:1)профессиональное усовершенствование;
2)обогащение методического арсенала, современных технологий обучения, воспитания;
3)усиление работы по научно-методической деятельности;4)применение элементов медиаобразования на уроках.
Для решения теоретических и практических научно-методических проблем, задач осуществлялись следующие функции управления:
планирование;
организационная;
моделирующая;
координирующая;
контрольно-информационная.
Работа была организованна в рамках функциональной структуры методической сети, предполагающей развитие следующих типов научно-методической деятельности учителей:
исследовательского;
экспериментального;
коррекционного.

В этом году были использованы следующие формы научно-методической работы:
коллективные — участие в методической работе гимназии, подготовка и проведение презентации кафедры, участие в дне открытых дверей гимназии;
работа в группах — наставничество, взаимопосещение уроков;
индивидуальная работа — т.е. консультации, самообразование, работа каждого учителя над своей научно-методической темой, создание методических разработок, изучение новой методической литературы, нормативных документов, обобщение личного опыта работы, анализ и самоанализ уроков, мероприятий по предмету на декаде презентации предметов кафедры, обогащение содержания портфолио.
Анализ научно-методической работы кафедры показал, что деятельность ориентирована на поиск, нацеленный на реализацию базовых ценностей гимназии, собственных приоритетов, в центре которых — развитие и саморазвитие педагога. Совершенствуя свой методический уровень, учителя кафедры применяют различные формы и методы обучения: игровые технологии, технологии интерактивного обучения, методику критического мышления, инновационные мультимедийные технологии, элементы медиобразования.
Анализ научно-методической работы показывает, что возможность самореализации учителей обусловлена качеством технологий управления, выработкой системы оценивания педагогических новаций, способность учебного заведения создавать инновационную среду.
Последовательно и планомерно реализуется концепция государственной программы развития одаренной молодежи.
Усилению учебной мотивации, самореализации личности способствуют предметные олимпиады, творческие конкурсы, презентация предметов кафедры, подготовка и участие учащихся в заседаниях МАН гимназии: защита к.д.ч. И 1-ый этап МАН.
По вопросам проведения последовательной коррекции познавательной деятельности с учащимися гимназии в рамках кафедры изучаются методические рекомендации:
о результате мониторинговых исследований;
по вопросу формирования здоровых мотивационных ориентаций у учащихся.
Достижения учащихся в олимпиадах, в МАН указывают на то, что члены кафедры опытные, высококфалифицированные учителя и молодые специалисты работают методически грамотно, применяя личностно ориентированный подход в обучении.
Достижения учащихся в исследовательской работе прилагаются.
Однако наряду с позитивными результатами работы существует ряд недостатков:
у некоторых членов кафедры не выработан опыт описания своей научно-методической работы;
недостаточный уровень выявления, распространения педагогического опыта;
недостаточный уровень навыка анализа и самоанализа работы учителей и самоконтроля учащихся, мониторинговых исследований;
зав.кафедрой в недостаточной степени реализует организационную и коррекционную функции;
недостаточно организована подготовка учащихся к олимпиадам, индивидуальная исследовательская работа с учащимися;
не в полной степени используются материально-технические возможности гимназии;
недостаточный уровень исполнительской дисциплины.
Анализ работы кафедры дает основания сделать вывод: задачи, которые вытекают из научно-методической проблемы, в основном выполнены.