Габдулла Тукай — великий татарский поэт


Первые шаги к творчеству
        Выходцами Заказанья были  тетя Тукая по отцу Газиза с ее мужем Галиасгаром Усмановым, в чей дом приехал Тукай.
В Уральске было три медресе: «Мутыйгия», «Ракибия» и «Гайния». Галиасгар Усманов отвел Габдуллу в первое — «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно повлияла на новичка. Среди шакирдов был силен интерес к литературе, поэзии. В доме хозяина медресе Мутыгуллы-хазрета звучали музыка, пение. Габдулла быстро сдружился с его сыном Камилем, а Камиль получил европейское воспитание, хорошо пел, одевался по последней моде, прилично знал русский, арабский, мог наизусть читать Коран...
   Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур.
    Тукаю было девятнадцать, когда до Уральска докатились волны революции 1905 г. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», Камиль Мутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинаетея новый этап: он поступает в типографию наборщиком. Большевики Уральска пользуются типографией «Уральца» для распространения революционных листовок. В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 г. в рекламном сборнике будущего журнала «Эль-гаср-эль-джадид» (Новый век) появляются первые его стихи. В ноябре начинает издаваться газета «Фикер» (Мысль). Вскоре выходит и первый номер «Эль-гаср-эль-джадида», фактическим редактором которого становится Тукай. Он уже мечтает о сатирическом журнале. В июне 1906 г. появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» (Стрелы) — на деле Тукай и здесь занимает роль редактора.  Он днюет и ночует в типографии за сочинением стихов, статей, за переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.
Казань в судьбе поэта
...Поэта давно тянуло в родные края. И осенью 1907 года Тукай на извозчике въезжает вКазань.
Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидским и турецким.
С осени 1907 г. начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни  Тукая, составляющий около пяти с половиной лет вдохновенного служения своему народу, своей Родине.
 В Казани Тукай начинает сотрудничать в газете «Эль-ислах» (Реформа) и в журнале «Яшен» (Молния). У него появляются новые друзья:
Ф. Амирхан, Х. Ямашев, Г. Камал, С. Рахманкулый, Г.Кулахметов, а позже — С.Сунчелей. Он с головой уходит в творческие, журналистские будни.
Совместная работа в «Эль-ислахе» навсегда скрепила дружбу двух замечательных людей — Тукая с Фатихом Амирханом.
  Тукай в Казани положил начало изучению народной литературы, ее пропаганде, а также развитию литературы для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустилтринадцать книг для детей школьного возраста, четыре книги по изучению устного народного творчества, а всего более тридцати книг. Творческая энергия Тукая нуждалась в широком поле деятельности. В 1910 г. под редакцией журналиста Ахмета Урманчеева начинает выходить сатирический журнал «Ялт-юлт» (Зарница), которому Тукай отдавал много сил. Там опубликовал он большинство своих сатирических произведений. Совместно с Г.Кулахметовым, Ф.Амирханом, Ф.Агеевым, С.Рахманкуловым и др. писателями и журналистами Тукай проводит литературные вечера, концерты, лекции.
Тукай придавал огромное значение становлению татарского национального театра. Виднейшую роль в создании татарского театра играл друг юности Тукая по Уральску Габдулла Кариев.
Тукай в Казане жил в гостинице возле Сенного базара.(в гостинице «Булгар», в знаменитом 40-ом номере
Сенной базар?.. Это еще что такое? Но мы же говорим о Казани не сегодняшней, а начала XX столетия. А тогда в слободах, считай, в каждом дворе держали корову, разводили коз, овец. Слободские татары имели лошадей. Словом, Казань тогда не могла обойтись без Сенного базара. Сено возили из окрестных деревень. А продав сено, сельский люд тут же, на Сенном, накупал всякого товару. Здесь было все, начиная от рыболовных удочек и кончая кумганами и молитвенными ковриками. Бойко вели торговлю хозяева, выставляя напоказ свое мусульманство и именем аллаха клянясь в добротности своего товара. Здесь же крутились байские угодники, крикливые фанатики от ислама, ярые противники всякого новшества — изучения русского языка, европейской моды, театра и концертов. Тут же шныряли сыщики, аферисты. Кое-кто с Сенного базара запросто заглядывал к Тукаю в номер. А у поэта уже от одного духа Сенного базара спирало дыхание — в этом базаре видел он отвратительный исток всякого мракобесия и фанатизма. Но и Сенной базар сослужил службу творчеству Тукая: дал повод создать непревзойденный образец татарской сатирической поэзии — поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Жизнь в Казани на многое раскрыла глаза Тукаю. Меняется настроение его духа..