Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению – реальный путь повышения качества обучения (из опыта работы)


МБОУ «Лицей №1»
Чистопольский муниципальный район
Республика Татарстан
Новое словарное слово: от интересного представления
к эффективному усвоению – реальный путь повышения качества обучения
(из опыта работы)
Малолеткова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
по должности «учитель»
2017 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………...4
2.1.Упражнения, предусматривающие составление искомого
слова из его частей………………………………………………………….4
Упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью манипуляций с некоторыми буквами исходного слова..….....5
Упражнения, в которых новое словарное слово определяется
путем последовательного нахождения и соединения всех его букв…...5
Упражнения, в которых искомое слово определяется на основе
закономерности подбора исходных слов……….…………………............6
Упражнения, в которых новое словарное слово определяется
с помощью разбора слова по составу………………………………..…..7
Упражнения, в которых искомое слово определяется
с помощью шифра…..................................................................................7
Упражнения, в которых новое словарное слово определяется
по принципу соединения исходных слов……………………………….....9
2.8. Упражнения, в которых поиск нового словарного слова
связан с темой урока………………………………………………….….….9
Заключение………………………………………………………………11
Введение
Название работы: «Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению – реальный путь повышения качества обучения».
Краткая аннотация: Слово – инструмент познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроке русского языка и литературы. По большому счету весь урок языка – это работа со словом. Через слово учащиеся узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и…  сложности. Потому-то и важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели – знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над «трудными словами». Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки. Предлагаемая система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры. Практической словарной работе на разных этапах урока отводится не менее 5-7 минут.
Важно только помнить, что тщательно планируемая и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность,  развивать их речь и в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку
Учебный предмет: русский язык.
Уровень образования школьников: 5-9 классы общеобразовательной школы.
Форма учебной работы: классно-урочная.

.
Основная часть
Нередко представление учителем очередного словарного слова на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что не может не сказаться на эффективности всей словарно-орфографической работы.
Обучение русскому языку предполагает непосредственное, активное и сознательное участие школьников в определении предназначенного для изучения нового «трудного» слова. Эта очень полезная и не оставляющая детей равнодушными деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений. Их выполнение одновременно развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, речемыслительные процессы и значительно увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта обучения.
Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.
2.1. Упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей
В первую группу входят упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей. Например, предлагаю:
Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нем два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.
Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Слово бал - кон).
Обучающий эффект такого типа упражнений можно увеличивать за счет введения заданий, направленных на определение нового слова и предусматривающих некоторые виды разбора. Хорошо вписывается в упражнения этой группы морфологический разбор, например:
Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами, а вторая является окончанием глагола настоящего времени, 3-го лица, ед. числа, 1 спряжения. ( Слово парк – ет).
По мере приобретения учащимися опыта такой работы предлагаю упражнения, в которых совмещаются какой-либо вид разбора и изученный материал по морфологии, орфографии и другим разделам русского языка. Например:
В слове бей замените букву, означающую согласный звонкий, мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по глухости – звонкости, и вы узнаете первую часть слова.
Вторая часть – предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.
Третья часть – орфограмма в слове рубеж.
Назовите новое словарное слово. ( Слово пей-за-ж).
Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от учащихся упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например:
Москит кортик мостик
Тревога пионер ? Назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово тренер).
В данном случае третье слово в первом ряду и искомое слово образуются путем соединения первого слога первого слова и последнего слога второго слова.
2.2. Упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью манипуляций с некоторыми буквами исходного слова
Вторую группу представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Здесь возможны несколько вариантов.
Замена буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам. Например: в слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твердых согласных, и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово жечь).
Добавление буквы (букв) в исходное слово по указанным учителем признакам. Например: в слово пакет добавьте букву, обозначающую непарный звонкий, твердый согласный, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово паркет).
Одновременное исключение и добавление букв в исходное слово по указанным учителем признакам. Например: исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь». Назовите новое словарное слово. (Слово изредка).
2.3. Упражнения, в которых новое словарное слово определяется путем последовательного нахождения и соединения всех его букв
К третьей группе относятся упражнения, в которых новое словарное слово определяется путем последовательного нахождения и соединения всех его букв. Это упражнение универсального характера, которые предполагают различные виды разбора, имеют определенную орфографическую нагрузку, обеспечивают повторение изученного и легко вписываются в тему любого урока. Например: новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедини те между собой найденные буквы:
- с первой буквы начинается корень слова промокает;
- вторая буква – окончание в слове (на) речк….;
- после третьей буквы никогда не пишутся ю, я;
- четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел;
- пятая буква – это чередующаяся гласная в корне слова заря. Какое это слово? (Слово мечта).
Если школьники не приучены работать с упражнениями такого типа, то во избежание потери времени учителю следует учесть следующее:
- на первых порах в качестве искомого рекомендуется брать слово, состоящее не более чем из 4-5 букв;
- исходные слова, с помощью которых определяется очередная буква искомого слова, можно заранее записать на доске;
- характеристику звука, по которой определяется очередная буква, лучше отразить на доске, используя принятые в классе условные обозначения.
Однако для развития внимания, памяти и других качеств учащихся необходимо постепенно увеличивать интеллектуальную нагрузку: использовать слова с большим количеством букв, постепенно отказываться от использования опорных слов, условных обозначений и таким образом заставлять в максимальной степени работать память и внимание учащихся.
2.4. Упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов
Четвертую группу составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся. Работа с упражнениями данной группы осуществляется следующим образом. Учитель оформляет на доске запись:
Волейбол – мяч
Бадминтон – волан
? – шайба
Далее предлагаю: - Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерности связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом четкий, доказательный ответ. (Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом – названия предметов, без которых не могут состояться названные спортивные игры. Мяч – в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей».
Закономерности подбора исходных слов могут быть самыми разными. Некоторые из них отражены в следующих примерах:
Вверх – вниз 2) тренировка – сумка
Вперед – назад поездка – чемодан
Влево - ? (вправо) поход - ? (рюкзак)
Вечер – сумерки 4) скрипка – плачет
Ночь – темнота гармонь – поет
Утро - ? (рассвет) (гитара) ? - звенит
5) Стадион – поле
Театр – сцена
Цирк - ? (арена)
Можно усилить орфографическую направленность упражнений этой и других групп. Для этого следует предложить учащимся задания, предусматривающие различные речемыслительные операции. Например:
Сгруппируйте данные слова по орфограммам; начните свой ответ с группы, в которой имеется большее (меньшее) количество слов.
Расскажите о написании данных слов, объединив их попарно в зависимости от имеющихся в них орфограмм.
Найдите среди данных слов лишнее, учитывая их написание. И т.д.
Упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью разбора слова по составу
К пятой группе относятся упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью разбора слова по составу. Для этого учитель заранее готовит таблицу:
Приставка ͡∩ ˄ □
расцвести отчетливый насмешливый настенный
безбрежный безвкусица раскладной современный
Предлагаю учащимся внимательно ее рассмотреть, назвать новые словарные слова, с которыми им предстоит познакомиться на уроке, и объяснить, каким образом они их определили.
(Примерный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами расчетливый и безвкусный. Чтобы их определить, мы в каждом слове таблицы выделили нужную часть слова. Выделенные части слов каждой строки соединили между собой. Получилось новые слова»).
Упражнения, в которых искомое слово определяется с помощью шифра
Большое место в работе по представлению нового словарного слова занимают упражнения шестой группы. В них искомое слово определяется с помощью шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не дает четких указаний, в чем он состоит и каким образом надо определить новое слово. Рассмотрим несколько вариантов шифровки и способов работы с ним.
Учитель пишет на доске: 1 – 10; 2- 9; 3 – 5; 4 – 1; 5 – 13; 6 – 6; 7 – 12; 8 – 1; - и далее говорит учащимся: - Расшифруйте данную запись и назовите новое слово, с которым мы познакомимся на уроке. (примерный ответ: «Первая цифра каждой пары обозначает порядок букв в искомом слове. Вторая цифра показывает, какая по счету эта буква в алфавите. Слово, которое соответствует данному шифру, - издалека). На доске запись:
Шифр: а б е и к н о п т л р ч
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зашифрованные слова:
А) 1 – 5; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 4; 5 – 6; 6 – 3; 7 – 9.
Б) 1 – 8; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 6; 5 – 4; 6 – 6; 7 – 7.
В) 1 – 12; 2 – 3; 3 – 11; 4 – 6; 5 – 4; 6 – 10; 7 – 1.
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть шифр, расшифровать новые словарные слова и рассказать, как они были определены. (Примерный ответ: «В шифре конкретной букве соответствует определенная цифра. Каждая буква искомого слова зашифрована с помощью двух цифр. Первая цифра обозначает порядок этой буквы в слове. Вторая – ее номер в написанном ряду букв. Здесь зашифрованы три слова: кабинет, пианино, чернила).В качестве шифра выступают различные схемы, при этом учитель может организовать повторение сразу нескольких изученных тем. Например, такие задания:
- Вы назовете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы, найденные в процессе этой работы.
Предлог Род
с и он м. ж. ср.
семья
ж.р. 1-е скл. Им. п. Неопр. форма глагола
-о -а -е -ешь -ть -ет На первых порах упражнения данной группы лучше выполнять коллективно, постепенно переходя к самостоятельному, индивидуальному поиску. Коллективная форма работы обычно проходит как беседа – поиск.
- Какую букву мы будем искать с помощью первой схемы?
- С помощью первой схемы мы будем искать букву, которая может выполнять роль предлога. Это буква с: и – это союз, он – местоимение.
- На что надо обратить внимание при поиске второй буквы искомого слова по второй схеме
- По второй схеме мы должны обратить внимание на род существительного семья. Это существительное женского рода. Значит. вторая буква искомого слова – ж.
- Каким образом вы расшифруете третью схему ?- В третьей схеме надо выбрать букву, которая является окончанием существительного 1-го склонения. Это буква а.
- Что можете сказать по поводу четвертой схемы?
- С помощью четвертой схемы мы можем определить последние буквы искомого слова. Они являются окончанием неопределенной формы глагола. Это буквы т, ь.
- Какое получилось слово?
- Получилось слово сжать.
Использование индивидуальной формы работы заставляет учащихся обратиться к монологической устной речи, так как объяснение по каждой схеме требует небольшого текста – умозаключения.
Примерный ответ ученика к первой схеме: «По первой схеме мы должны найти первую букву нового словарного слова. В данном случае она выполняет роль предлога. В записи: с, и, он. Предлогом может быть только с. Значит, первая буква нового словарного слова – с».
Упражнения рассмотренной группы, кроме развития речи и сосредоточения и распределения внимания и памяти, помогают совершенствовать абстрактное мышление учащихся, их сообразительность, интуицию.
Упражнения, в которых новое словарное
слово определяется по принципу соединения исходных слов
Упражнения седьмой группы предполагают, что школьники определят новое словарное слово, если выявят принцип соединения исходных слов. Кроме развития важнейших качеств интеллекта, такие упражнения помогают устанавливать межпредметные связи на уроках русского языка. Например, оформляю на доске запись:
Телефон, радио, ?, пейджер.
Учащимся предлагается задание:
Определите принцип, в соответствии с которым расположены слова в данном ряду, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Примерный ответ: «В этом ряду написаны названия средств связи, с помощью которых можно получить какую-либо информацию, в порядке их изобретения. В период между изобретением радио и пейджера был создан телевизор. Значит, сегодня на уроке мы познакомимся со словом телевизор».

Упражнения, в которых поиск нового словарного слова связан с темой урока
Восьмую группу составляют упражнения, в которых поиск нового словарного слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъеме.
Так, на уроке по теме «Имя существительное» диктую для записи слова: фанера, справа, уважение, пятеро, тщеславие, расчетливый, тяжелый, бинокль, оазис, недоумевать, ледоход. Задание: соедините первые буквы имен существительных. И вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. ( Слово футбол).
При изучении имен существительных. Которые имеют форму только единственного числа, задание может быть таким: Соедините первые буквы имен существительных, которые имеют форму только единственного числа, и назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке: керосин, грабли, азот, очки, ненависть, ворота, асфальт, ножницы, хлопоты, школа, листва, товарищ. (Слово канал).
Для повторения нескольких орфографических правил задание может иметь следующий вид:
В каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нем орфограмму. Соединив между собой буквы – орфограммы в порядке их нахождения, вы получите новое словарное слово:
ра (с, з) крутил, ра(с, з) вил, ра (с, з) пустил, ра (с, з) красил;
мес (т?) ный, радос (т?) ный, сер (д?) це, грус (т?) ный;
вын (е, и) с, выл (е, и) л, выч (е, и) стил, выч (е, и) тал;
ра (с, з) цвет, ра (с, з) бег, ра (с,з) дел, ра (с, з) дул;
плащ (ь?). грач (ь?), лещ (ь?), рож (ь?).
(Слово здесь).
Опыт работы с этими вариантами заданий дает возможность включать в содержание обучения и более сложные упражнения этой группы. Например, при изучении спряжения глаголов учитель может предложить такое задание:
Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов 1 спряжения, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке:
подключать, одолеть, зашуметь, рассказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть. (Слово костюм).
Заключение
Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Одно из достоинств данной системы словарной работы – ситуация успеха для ученика.
Такую систему работы со словом можно порекомендовать и учителям-предметникам при изучении специальной лексики. Учащиеся не только будут знать значение термина, но и напишут его грамотно.
При постоянном использовании предложенной системы для изучения слов можно достичь высокого уровня образования (качество выполнения словарных диктантов – 90 %; отрицательных оценок нет).
Можно придумать очень много вариантов подобных упражнений, увеличивающих эффективность словарно – орфографической работы. И дети перестанут делать ошибки в написании. Надо каждому из них дать возможность высказаться и почувствовать себя автором сначала фразы, потом хорошего сочинения, а потом и автором своей собственной судьбы, которая зачастую зависит от самого человека.