Государственный выпускной экзамен по географии.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕНПО ГЕОГРАФИИ ЗАДАНИЕ № 1Проверяет умение находить объект на карте по его координатам. ЗАДАНИЕ № 1 (ПРИМЕР)6050704001020305040ВологдаВильнюсЛодзьЛейпцигЛионМанчестер46 сш, 3 вд60сш,40вд49сш,10вд605040


ЗАДАНИЕ 1 (ТРЕНИНГ)1) Город Артёмовский имеет географические координаты 57° 22' с.ш. 61° 52' в.д. Определите, на территории какой области находится этот город.2) Город Удачный имеет географические координаты 66° 24' с.ш. 112° 50' в.д. Определите, на территории какой области находится этот город.3) Город Избербаш имеет географические координаты 42° 27' с.ш. 47° 52' в.д. Определите, на территории какой области находится этот город. ЗАДАНИЕ 2ПРОВЕРЯЕТ ЗНАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ В АТМОСФЕРЕ.ЗАКОНОМЕРНОСТИ:1. ЧЕМ ВЫШЕ ТЕМ ХОЛОДНЕЕ2. ЧЕМ ВЫШЕ ТЕМ ДАВЛЕНИЕ НИЖЕ На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы на разной высоте, были одновременно проведены измерения атмосферного давления. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в порядке увеличения их высоты над уровнем моря (от наименьшей к наибольшей).{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТЕОСТАНЦИЯДАВЛЕНИЕ в мм ртутного столба159026803730Запишите получившуюся последовательность цифр. На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы на разной высоте, были одновременно проведены измерения атмосферного давления. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в порядке увеличения их высоты над уровнем моря (от наименьшей к наибольшей).{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТЕОСТАНЦИЯДАВЛЕНИЕ в мм ртутного столба169027803530Запишите получившуюся последовательность цифр. На метеостанциях 1, 2 и 3, расположенных на склоне горы на разной высоте, были одновременно проведены измерения атмосферного давления. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в порядке увеличения их высоты над уровнем моря (от наименьшей к наибольшей).{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МЕТЕОСТАНЦИЯДАВЛЕНИЕ в мм ртутного столба154028303700Запишите получившуюся последовательность цифр. ЗАДАНИЕ 3Проверяет знание природоохранных мероприятий.Основные правила:1) Не распахивать склоны.2) Целиком использовать ресурсы.3) Применять меньше удобрений.4) Переходить на замкнутые циклы.5) Везде где можно использовать газ, как самый экологичный вид топлива. ПРИМЕРЧто из перечисленного является примером нерационального природопользования в металлургической промышленности?1) использование вторичного сырья 2) производство удобрений и кислот из отходов металлургии 3) использование систем оборотного водоснабжения 4) неполное извлечение металла из руды ПРИМЕРОхране речных вод от загрязнения способствует:1) Вырубка лесов в долинах рек.2) Размещение водоемких производств на берегах рек.3) Осушение болот в верховьях рек.4) Ограничение использования удобрений вблизи рек. ПРИМЕРЧто из нижеперечисленного способствует улучшению экологической обстановки?1) Строительство металлургического комбината2) Распашка речных пойм.3) Осушение болот.4)Перевод всех котельных на газ. Задание 4Проверяет знание климатических особенностей России.ОСОБЕННОСТИ:1) Чем дальше на восток тем холоднее зима.2) Чем дальше на юг, тем теплее лето.3) Чем дальше на запад тем больше осадков.4) Чем дальше на восток тем выше континентальность климата. ПРИМЕРРасположите перечисленные города в порядке повышения средней многолетней температуры самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой.1) Красноярск 2) Архангельск 3) МурманскЗапишите получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные города в порядке повышения годового количества осадков, начиная с города с самым низким количеством осадков.1) Якутск 2) Омск 3) КалининградЗапишите получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные города в порядке понижения средней многолетней температуры самого теплого месяца, начиная с города с самой высокой температурой.1) Воронеж 2) Архангельск 3) АстраханьЗапишите получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные города в порядке повышения средней многолетней температуры самого холодного месяца, начиная с города с самой низкой температурой.1) Якутск 2) Новосибирск 3) ПензаЗапишите получившуюся последовательность цифр. Задание 5Проверяет знание закономерностей угла падения солнечных лучей на Земле.Закономерность:Чем южнее, тем выше Солнце на горизонтом в северном полушарии.Чем севернее, тем выше Солнце над горизонтом в южном полушарии. ПРИМЕРРасположите перечисленные параллели в порядке увеличения высоты Солнца над горизонтом 10 мая, начиная с параллели с наименьшей высотой.1) 50° с.ш.2) 25° с.ш.3) 15° с.ш.Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные параллели в порядке увеличения высоты Солнца над горизонтом 10 сентября, начиная с параллели с наименьшей высотой.1) 40° с.ш.2) 65° с.ш.3) 35° с.ш.Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные параллели в порядке увеличения высоты Солнца над горизонтом 10 мая, начиная с параллели с наименьшей высотой.20° с.ш.45° с.ш.75° с.ш.Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные параллели в порядке увеличения высоты Солнца над горизонтом 10 мая, начиная с параллели с наименьшей высотой.50° ю.ш.25° ю.ш.15° ю.ш.Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. Задание 6Проверяет знание карты. ПРИМЕРУстановите соответствие между заливом и его обозначением на карте мира.А) Большой АвстралийскийБ) АляскаВ) БенгальскийГ) Гвинейский ПРИМЕРУстановите соответствие между морем и его обозначением на карте мира.А) ОхотскоеБ) БаренцевоВ) КарибскоеГ) Аравийское3124 ПРИМЕРУстановите соответствие между полуостровом и его обозначением на карте мира.А) АравийскийБ) СкандинавскийВ) ИндостанГ) Лабрадор1432 ПРИМЕРУстановите соответствие между островом и его обозначением на карте России.А) Новая ЗемляБ) Северная ЗемляВ) СахалинГ) Врангеля3412 Задание 7Проверяет знание основных принципов воспроизводства населения.ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:Чем беднее страна тем выше там рождаемость и прирост населения. ПРИМЕРРасположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.1) Австралия 2) Кения 3) ГерманияЗапишите в таблицу получившуюся последовательность цифр ПРИМЕРРасположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.1) Япония 2) Перу 3) ПольшаЗапишите в таблицу получившуюся последовательность цифр ПРИМЕРРасположите перечисленные страны в порядке возрастания в них показателя естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей), начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.1) Франция 2) Нигерия 3) АргентинаЗапишите в таблицу получившуюся последовательность цифр Задание 8Проверяет знание учениками основных принципов размещения населения мира.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:1) Мало людей живет:- в пустынях- в джунглях- в тайге и тундре- в высокогорье ПРИМЕРКакой из выделенных на карте регионов является наиболее густонаселенным? ПРИМЕРКакой из выделенных на карте регионов является наиболее густонаселенным? ПРИМЕРКакой из выделенных на карте регионов является наиболее густонаселенным?ВБАГ ПРИМЕРКакой из выделенных на карте регионов является наиболее густонаселенным? Задание 8 второй вариантПроверяет знание учениками основных принципов размещения населения России.ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП: Мало людей живет вне основной полосы расселения ПРИМЕРВ каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Магаданская область Республика Коми Воронежская область Республика Карелия ПРИМЕРВ каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Камчатский край Республика Татарстан Омская область Республика Карелия ПРИМЕРВ каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Рязанская область Республика Бурятия Томская область Республика Коми Задание 9Проверяет соотношения между уровнем развития страны и продолжительности жизни населения.Основное правило:Чем выше уровень жизни в стране, тем дольше там живут люди. ПРИМЕРВ какой из перечисленных стран средняя ожидаемая продолжительность жизни населения наибольшая?1) Египет2) Индия3) Россия4) Германия ПРИМЕРВ какой из перечисленных стран средняя ожидаемая продолжительность жизни населения наибольшая?1) Алжир2) Колумбия3) Польша4) Великобритания ПРИМЕРВ какой из перечисленных стран средняя ожидаемая продолжительность жизни населения наибольшая?1) Бельгия2) Индия3) Украина4) Бразилия Задание 10Проверяет как ученик знает связь между уровнем развития страны и структурой ее экономики.Правило:У слаборазвитых стран преобладает сельское хозяйствоУ среднеразвитых стран преобладает промышленностьУ высокоразвитых стран преобладает сфера услуг ПРИМЕРДля какой из перечисленных стран характерна структура занятости населения, показанная на диаграмме?Структура занятости населения по секторам экономики1. Испания 2. Австралия 3. Уганда 4. Франция ПРИМЕРДля какой из перечисленных стран характерна структура занятости населения, показанная на диаграмме?Структура занятости населения по секторам экономики1. Польша 2. Алжир 3. Уганда 4. Бангладеш ПРИМЕРДля какой из перечисленных стран характерна структура занятости населения, показанная на диаграмме?1. Бельгия 2. Австрия 3. Монголия 4. Франция Задание 11Проверяет знание особенностей наиболее крупных стран мира. ПРИМЕРВерны ли следующие утверждения о Бразилии?А) Бразилия является крупнейшим в мире производителем сахарного тростника.Б) Большая часть электроэнергии в Бразилии производится на атомных электростанциях.1. верно только А2. верно только Б3. верны оба утверждения4. оба утверждения неверны ПРИМЕРВерны ли следующие утверждения о Японии?А) Япония является крупнейшим в мире производителем автомобилей.Б) Большая часть продуктов питания в Японии производится в очень маленьких количествах и страна вынуждена их экспортировать.1. верно только А2. верно только Б3. верны оба утверждения4. оба утверждения неверны ПРИМЕРВерны ли следующие утверждения о Китае?А) Китай является крупнейшим в мире производителем хлопчатобумажных тканей.Б) Большая часть электроэнергии в Китае производится на тепловых электростанциях.1. верно только А2. верно только Б3. верны оба утверждения4. оба утверждения неверны Задание 12Проверяет знание крупнейших городов России.ГОРОДА –МИЛЛИОНЕРЫ: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Омск, Новосибирск. ПРИМЕРКакие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города. 1. Ижевск2. Самара3. Волгоград4. Уфа5. Тверь6. Владивосток ПРИМЕРКакие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.1. Иркутск2. Саратов3. Волгоград4. Ульяновск5. Омск6. Воронеж ПРИМЕРКакие три из перечисленных городов России имеют наибольшую численность населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города. Ростов-на-Дону Липецк Нижний Новгород Новосибирск Астрахань Владимир Задание 13Проверяет знание ведущих производителей сельскохозяйственной продукции. ПРИМЕРКакая из перечисленных стран входит в число крупнейших производителей хлопка-волокна?1. Португалия2. Чехия3. Чили4. Индия ПРИМЕРКакая из перечисленных стран входит в число крупнейших производителей сахарного тростника?1. Польша2. Бразилия3. Чили4. Ирландия ПРИМЕРКакая из перечисленных стран входит в число крупнейших производителей сахарной свеклы?1. Италия2. Россия3. Куба4. Индия Задание 14Проверяет знание политической карты мира. ПримерКакой цифрой на карте Африки обозначена территория государства Нигерия? ПримерКакой буквой на карте мира обозначена территория государства Ангола? ПримерКакой буквой на карте Европы обозначена территория государства Норвегия? Задание 15Проверяет знание пограничных с Россией государств. ПРИМЕРС какой из перечисленных стран Россия имеет морскую границу? Иран Дания Швеция Япония ПРИМЕРС какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу? Норвегия Дания Швеция Молдавия ПРИМЕРС какой из перечисленных стран Россия имеет самую протяженную границу? Украина Китай Финляндия Казахстан Задание 16Проверяет географию транспорта или сельского хозяйства РОССИИ.Общие принципы:1) Чем дальше на восток или на север, тем транспорт развит хуже2) Чем дальше на юг, тем сельское хозяйство развито лучше. 3) За Уралом сельское хозяйство развито слабо. ПРИМЕРВ каком из перечисленных регионов России густота автомобильных дорог наибольшая?1. Красноярский край2. Республика Коми3. Краснодарский край4. Тюменская область ПРИМЕРВ каком из перечисленных регионов России густота автомобильных дорог наибольшая?1. Хабаровский край2. Республика Якутия3. Смоленская область4. Томская область ПРИМЕРВ каком из перечисленных регионов России сельское хозяйство развито лучше?1. Красноярский край2. Республика Карелия3. Ставропольский край4. Мурманская область Задание 17Проверяется знание регионов России. ПРИМЕРВерны ли следующие утверждения о промышленности Восточной Сибири?А) В Восточной Сибири находятся крупные центры алюминиевой промышленности.Б) В Восточной Сибири работают атомные электростанции. 1. верно только А2. верно только Б3. верны оба утверждения4. оба утверждения неверны ПРИМЕРВерны ли следующие утверждения о промышленности Западной Сибири?А) В Западной Сибири находятся крупные месторождения нефти и газа.Б) В Западной Сибири работают два крупных металлургических комбината. 1. верно только А2. верно только Б3. верны оба утверждения4. оба утверждения неверны ПРИМЕРВерны ли следующие утверждения о населении Урала?А) На Урале находятся крупные центры концентрации городского населения.Б) На проживают несколько крупных народов. 1. верно только А2. верно только Б3. верны оба утверждения4. оба утверждения неверны Задание 18Проверяется понимание учениками географической терминологии. ПРИМЕРВ каком из высказываний содержится информация о миграциях населения?1. Для некоторых стран Европы характерна естественная убыль населения. 2. Население Италии увеличивается главным образом за счёт притока переселенцев из других стран. 3. Свыше 50% населения Земли проживает в Азии. Это самый населённый регион мира. 4. Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км. ПРИМЕРВ каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения?1. Для некоторых стран Европы характерна естественная убыль населения. 2. Население Италии увеличивается главным образом за счёт притока переселенцев из других стран. 3. Свыше 50% населения Земли проживает в Азии. Это самый населённый регион мира. 4. Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человека на 1 кв. км. ПРИМЕРВ каком из высказываний содержится информация о климате?1. Во вторник ожидаются проливные дожди.. 2. Смерч, пронесшийся над Мемфисом разрушил несколько десятков жилых домов. 3. Летние муссоны приносят в Приморье постоянные дожди . 4. В ночь с 14 на 15 мая в Воронежской области ожидаются заморозки. Задание 19Уметь анализировать распределение тепла и влаги на земле. ПримерС помощью карты сравните средние температуры воздуха января в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите эти точки в порядке повышения температуры. ПримерС помощью карты сравните средние температуры воздуха апреля в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите эти точки в порядке повышения температуры.132 ПримерС помощью карты сравните годовое количество осадков в точках, обозначенных на карте цифрами 1, 2, 3. Расположите эти точки в порядке повышения количества осадков.312 Задание 20Проверяет знание столиц республик и автономных округов в составе РФ. ПримерУстановите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СУБЪЕКТ РФ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР 1.Ненецкий автономный округ А) Йошкар-Ола 2. Республика Бурятия Б) Улан-Удэ 3. Удмуртская Республика В) Нарьян-Мар 4. Республика Марий – Эл Г) Ижевск  Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. ПримерУстановите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СУБЪЕКТ РФ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР 1.Чукотский автономный округ А) Анадырь 2. Республика Башкортостан Б) Петрозаводск 3. Республика Карелия В) Саранск 4. Республика Мордовия Г) Уфа  Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. ПримерУстановите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. СУБЪЕКТ РФ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР 1.Ямало-Ненецкий автономный округ А) Махачкала 2. Республика Хакасия Б) Сыктывкакр 3. Республика Коми В) Салехард 4. Республика Дагестан Г) Абакан  Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Задание 21Проверяет знание ведущих отраслей экономики России и крупнейших стран мира. ПРИМЕРВ каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.1. Кувейт2. Россия3. Бразилия4. Норвегия5. Франция6. Саудовская Аравия ПРИМЕРВ каких трёх из перечисленных областей производятся черные металлы? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.1. Тамбовская2. Липецкая3. Вологодская4. Новгородская5. Кемеровская6. Ярославская ПРИМЕРВ каких трёх из перечисленных стран развита лесная промышленность ? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.1. Кувейт2. Россия3. Бразилия4. Япония5. Канада6. Саудовская Аравия Задание 22Решение задач на поясное время.Алгоритм решения:1) Определить разницу во времени между двумя городами.2)Определить направление движения самолета: если он летит с востока на запад, то время надо отнимать, а если с запада на восток – прибавлять. ПРИМЕРСамолёт вылетел из Самары (III часовая зона) в Сургут (IV часовая зона) в 10 часов по местному времени Самары. Расчётное время полёта составляет 2 часа. Сколько времени будет в Сургуте, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа ПРИМЕРСамолёт вылетел из Иркутска (VII часовая зона) в Магадан (Х часовая зона) в 12 часов по местному времени Иркутска. Расчётное время полёта составляет 4 часа. Сколько времени будет в Магадане, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа ПРИМЕРСамолёт вылетел из Самары (III часовая зона) в Калиниград (I часовая зона) в 10 часов по местному времени Самары. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в Калининграде, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа Задание 23Умение анализировать диаграммы, отражающие миграцию населения ПРИМЕРИспользуя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Архангельской области в 2010 г. Ответ запишите в виде числа.Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения, 2010 г. (тыс. человек)ПрибывшиеВыбывшиеПеремещение внутри регионаОбмен с другимирегионамиОбмен с другимирегионамиПеремещение внутри регионаМеждународная миграция ПРИМЕРИспользуя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Владимирской области в 2012 г. Ответ запишите в виде числа.Распределение числа мигрантов по основным потокам передвижения, 2012 г. (тыс. человек) ПРИМЕРИспользуя данные диаграмм, определите величину миграционного прироста населения Воронежской области в 2006 г. Ответ запишите в виде числа. Задание 24Проверяется умение рассчитать ресурсообеспеченность по имеющимся статистическим данным. ПРИМЕРИспользуя таблицу, сравните обеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.СтранаРазведанные запасы угля, млн тДобыча угля, млн т в год1) Китай114 50021902) Индия92 4454263) Украина34 15379 ПРИМЕРИспользуя таблицу, сравните обеспеченность стран газом. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.СтранаРазведанные запасы газа, млн тДобыча газа, млн т в год1) Алжир976 50071902) Боливия195 4852203) Украина64 352145 ПРИМЕРИспользуя таблицу, сравните обеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.СтранаРазведанные запасы нефти, млн тДобыча нефти, млн т в год1) США98146 500121902) Габон62 8453003) Мексика2234 1536579 Задание 25Проверяется знание геохронологической шкалы. ПРИМЕРРасположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего. 1. меловой 2. четвертичный 3. силурийскийЗапишите получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего. 1. девонский 2. неогеновый 3. юрскийЗапишите получившуюся последовательность цифр. ПРИМЕРРасположите перечисленные периоды геологической истории Земли в хронологическом порядке, начиная с самого раннего. 1. пермский 2. кембрийский 3. палеогеновыйЗапишите получившуюся последовательность цифр. Задание 26Проверяет умение анализировать статистические данные по демографической ситуации в той или иной стране. ПРИМЕРИспользуя данные таблицы, объясните, почему в период с 1985 по 2010 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Мексики значительно увеличилась. Укажите две причины.Показатель1985 г.2010 г.Численность населения, млн человек76,7110,6Доля лиц старше 65 лет, %36Рождаемость, %о3119Смертность, %о66Сальдо миграций, %о-3-4Средняя продолжительность жизни, лет6976Доля городского населения, %7577 ПРИМЕРИспользуя данные таблицы, объясните, почему в период с 1985 по 2010 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Венгрии значительно увеличилась. Укажите две причины.Показатель1985 г.2010 г.Численность населения, млн человек16,715,6Доля лиц старше 65 лет, %1316Рождаемость, %о119Смертность, %о45Сальдо миграций, %о-5-8Средняя продолжительность жизни, лет7582Доля городского населения, %8287 ПРИМЕРИспользуя данные таблицы, объясните, почему в период с 1985 по 2010 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Турции значительно увеличилась. Укажите две причины.Показатель1985 г.2010 г.Численность населения, млн человек58,766,6Доля лиц старше 65 лет, %1018Рождаемость, %о2112Смертность, %о84Сальдо миграций, %о-13-22Средняя продолжительность жизни, лет5970Доля городского населения, %5563