Исследовательская работа по теме: Чтение — лучшее учение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»









Исследовательская работа

Чтение - лучшее учение









Автор: учащаяся 3 класса,
Ефремова С. Д.
Руководитель: учитель
начальных классов
Русинова Н.А.















Анжеро-Судженск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение . 3
Глава 1. Чтение – лучшее учение 5
Что такое техника чтения.... 5
Приёмы чтения.......................................................... 7
Правила гигиены чтения.. 9
Глава 2. Анкетирование 10
2.1. Анкетирование. 10
Заключение.. 12
Список источников. 14



























ВВЕДЕНИЕ


Я учусь в 3 классе. И очень люблю читать. Я читаю не только учебную литературу, но и детские книги и журналы. По всем предметам я учусь на «отлично». Мне стало интересно, зависит ли моя учёба от того, как я читаю? Народ давно подметил важность владения чтением. Мудрость народа находится в пословицах. Вот некоторые из них:
Чтение – вот лучшее учение.
Книга для ума - что тёплый дождь для всходов.
Испокон века книга растит человека.
Кто много читает, тот много знает.
Так, может быть, именно от чтения зависит успеваемость?
Я предположила, что чем лучше у ученика скорость чтения, тем успешнее он будет учиться.
Тема исследования: Почему важно уметь быстро читать?
Цель работы: выяснить зависит ли успеваемость от скорости чтения.
Задачи:
узнать, что такое техника чтения и от чего она зависит;
выяснить зависимость успеваемости учащихся нашего класса от скорости чтения;
найти упражнения для развития техники чтения.
ознакомить с результатами исследования одноклассников.
Объект исследования: техника чтения.
Предмет исследования: скорость чтения и успеваемость учащихся 3 Б класса
Гипотеза: хорошая успеваемость школьников зависит от высоких результатов техники чтения.



























ГЛАВА 1. ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ


1.1.Что такое техника чтения


Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир.  
Техника чтения - это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Главная цель чтения - извлечь информацию, заключенную в тексте.
При проверке «техники чтения» учитель оценивает несколько показателей:
- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя) - ребенок должен не просто читать, но и понимать прочитанное;
- способ чтения - слоговое чтение слов или чтение слова целиком, плавно,
- выразительность чтения - правильная постановка ударений, соблюдение при чтении пауз и интонаций;
- скорость чтения - количество знаков, прочитанных за определенный промежуток времени (рассчитывается в знаках в минуту);
- ошибки чтения - ошибки чтения слов и запинки.
Анализ техники чтения 3 «Б» класса показал, что
40-50 слов в минуту читает – 1 человек – 4 %
70-100 слов в минуту читают – 9 человек – 36 %
Свыше 100 слов минуту читают - 12 человек - 60 %. (Таблица 1)
Отличники и хорошисты читают свыше ста слов в минуту.
Мне очень приятно, что многие мои одноклассники, как и я, тоже стремятся больше читать. Они читают бегло и выразительно – их интересно слушать, они успешно учатся.
К сожалению, есть среди ребят нашего класса и такие, которых не интересуют никакие книжки.



























1.2. Приёмы чтения


Я нашла приёмы чтения, которые помогли бы нашим ребятам научиться бегло читать.
Чтение строчек наоборот.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.
Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
Первое слово читается как обычно; второе - справа налево; третье - как обычно; четвёртое - справа налево и т. д.
Чтение только второй половины слов.
Это упражнение приводит к уменьшению распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. 
4.Отделение слов от буквосочетаний.
Даётся 20-30 карточек: на одних из них написаны слова, на других - бессмысленные буквосочетания. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а бессмысленные - в другую.
5.Чтение перевёрнутого текста.
7.«Игра в прятки».
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
8.«Мнимое слово».
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
9.«Чтение за диктором».
Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.
10.«Чтение хором».
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.


















Правила гигиены чтения.


Можно много говорить о технике чтения, но не следует забывать и здоровье. Существуют правила гигиены чтения.
Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 минут. Обязательно надо встать, размяться и только потом продолжать читать.
Правило 3. Никогда не читать лёжа. При чтении лёжа невозможно сохранить постоянно расстояние до глаз 33 см.
Правило 4. Не забывать про активные виды деятельности для укрепления здоровья. Для укрепления зрения предпочтительнее занятия футболом, хоккеем, баскетболом, волейболом, теннисом.
Правило 5. Постоянно следить и укреплять своё зрение с помощью упражнений. Раз в год проверять зрение у врача.




















ГЛАВА 2. АНКЕТИРОВАНИЕ


2.1. Анкетирование


Мне стало интересно, любят ли читать мои одноклассники. Для этого мною был проведён опрос среди учеников нашего классов.

Цель опроса: узнать, сколько учащихся нашего класса любят читать детские книжки и журналы.
Результаты опроса показали, что из 22 учеников нашего класса 17 ответили на вопрос утвердительно – они читать любят. К сожалению, нашлось 5 ребят, которым не нравится это занятие. (Таблица 2)
Надеюсь, литературные игры и занимательные конкурсы, которые проводятся в нашем классе, изменят их отношение к чтению книг.
Очень жаль, что среди школьников моего класса встречаются дети, которые читают только учебники. Это не улучшает их читательские навыки и ведёт к снижению успеваемости. Такие ученики теряют интерес к чтению, узнаванию нового, они не выбирают книги, которые им интересны, при выборе книг важным для них становится не совет друга, а только задание учителя.
Посетив школьную библиотеку и изучив с библиотекарем Крыжановской Л.В. читательский спрос, были сделаны следующие выводы:
За последние годы значительно снизилось количество посетителей в библиотеке. Особенным спросом у детей пользуются детские детективы и ужастики; продолжает возрастать интерес к комиксам, особенно у младших школьников.
Чаще всего ребята спрашивают книги о приключениях, фантастику. Научно-популярную литературу берут редко, классическую литературу и поэзию читают ученики старших классов.
В современном мире компьютер является наиболее распространенным способом проведения свободного времени у большинства детей. Он становится и образованием, и отдыхом, и развлечением. Но просмотр игр, телепередач, фильмов не может заменить чтение.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После того, как я для себя открыла чудесный мир детской литературы, мне захотелось, чтобы и мои школьные товарищи тоже полюбили чтение книг.
Проведенная мною исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Большинство слабоуспевающих учеников читают непостоянно, они не могут объяснить свой выбор. Хорошисты и отличники лучше владеют техникой чтения, более начитаны.
2. Много читающие дети имеют любимых писателей, хорошо пересказывают прочитанные произведения.
3. Чтобы дети хотели читать нужно: 
 а) улучшать технику чтения;
 б) знакомиться с новыми книжками;
 в) родители должны устраивать семейные чтения;
 г) посещать библиотеку; 
 д) делиться впечатлениями о прочитанных книгах с товарищами.
Моя гипотеза подтвердилась. Высокие результаты техники чтения и хорошая успеваемость связаны между собой.
Литература развивает способности детей. Благодаря ей, дети мечтают, фантазируют, изобретают. Без интересных увлекательных книг невозможно представить настоящего детства.
Дети тоже читают книги, но не так, как их родители, и совсем не те произведения, которые читали наши дедушки и бабушки.
Для нас, ребят, очень важно воспитывать в себе желание читать, чтобы хорошо учиться, много знать, а для этого родители должны подбирать нам для чтения правильные книги: с хорошим внешним видом и интересным внутренним содержанием.






































СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Е.Л.Вдовина «Формирование навыков чтения» 1989
2. В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению» 1991
3. М.И.Оморокова «Преодоление трудностей» 2000
4. Д.Хаблин «Формирование учебных навыков» 2004
5. Е. П. Шакирова, О.А.Токарева «Профилактика нарушений зрения и осанки у детей» 2005
6. http://www.onlyfive.ru/download/advance/122-devel2
7. http://www.skorochtenie.info/
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. http://zanimatika.narod.ru/DetKniga2.htm










Таблица 1
Анализ техники чтения за I полугодие 3 Б класса
№ п/п
ФИ учащихся
Слов в минуту
Слог/ Слово
Выразительность чтения
Ошибки


Абдрашитова Зарина
79
Слово
Выраз.
Ошибки


Айкина Елена
90
Слово
Выраз.
Ошибки


Белая София
92
Слово
Выраз.
Ошибки


Богданов Владислав
95
Слово
Выраз.
Ошибки


Булгаков Сергей
124
Слово
Выраз.
Без ошибок


Васильева Дарья
91
Слово
Выраз.
Ошибки


Гарина Дарья
104
Слово
Выраз.
Ошибки


Горбунова Полина
45
Слог/ Слово
Невыраз.
Ошибки


Григорьева Дарья
115
Слово
Выраз.
Ошибки


Дитрих Кирилл
124
Слово
Выраз.
Без ошибок


Дунас Артём
105
Слово
Выраз.
Ошибки


Ефремова Софья
157
Слово
Выраз.
Без ошибок


Иванова Арина
82
Слово
Невыраз.
Ошибки


Ижбахтин Даниил
101
Слово
Выраз.
Ошибки


Кислюк Ксения
75
Слово
Невыраз.
Ошибки


Косолапов Даниил
104
Слово
Выраз.
Ошибки


Липко Владислав
104
Слово
Выраз.
Ошибки


Мулоярова Татьяна
115
Слово
Выраз.
Без ошибок


Первухина Полина
151
Слово
Выраз.
Без ошибок


Симакина Вера
113
Слово
Выраз.
Без ошибок


Сорокина Дарья
90
Слог/ Слово
Невыраз.
Ошибки


Сурков Даниил
75
Слово
Невыраз.
Ошибки


Высокий (100-75%)
19-87%
20-91%
17-77%
6-27%


Средний (74-51%)
2-9%


16-73%


Низкий (менее 50%)
1-4%
2-9%
5-23%






Таблица 2




Результаты опроса показали, что из 22 учеников нашего класса 17 ответили на вопрос утвердительно – они читать любят. К сожалению, нашлось 5 ребят,



Из 22 учеников нашего класса
17 ребят – 77% любят читать,
5 ребят – 23% не любят читать.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




eђ Заголовок 215