Конспект урока Декоративные растения. Комнатные растения


Окружающий мир
Дата___________________
Тема: «Декоративные растения. Комнатные растения».
Цель:
Познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классной комнате;
Обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека;
Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями;
Развивать любознательность, правильную связную речь;
Воспитывать уважительное отношение к живой природе через деятельностный подход;
Продолжить развивать умение анализировать рисунки, добывать информацию.
Ход урока
Организационный момент.
Дети, добрый день! Начинаем наш урок!
Актуализация знаний.
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, что мы будем изучать на уроке окружающего мира.
Дышит, растёт, а ходить не может (растение).
Что вы знаете о растениях? (делятся на 3 группы: деревья, кустарники и травы).
Что общего у всех растений? (цвет листьев, наличие стебля, ствола).
На какие группы ещё делятся растения, вы узнаете из сказки (Учитель читает отрывок из сказки Б. Вовк «Чьи цветы лучше?»).
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать–и-мачехи, нарциссами…
-Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. Цветы у тебя правда красивые, да только мои лучше! Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван – чай, гвоздики, ромашки…
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвел вереск, цикорий, хризантемы.
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад….Люди сад вырастили. Здесь цветы круглый год самые красивые, зеленые - хвалится Зима.
-О каком зимнем саде идет речь?
-Какими цветами хвалится зима? (комнатные)
Дети, как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по–прежнему остались зелеными и даже цветут? (ученики высказывают свои предположения).
Люди издавна украшали свой дом декоративными (комнатными) растениями, значит эти растения – источник красоты, кислорода, радости.
Определение темы урока.
Дети, только ли для еды и одежды человек выращивает растения?
Где люди выращивают растения, чтобы любоваться ими?
Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? (о комнатных растениях)
Откуда эти комнатные растения, ведь за окном на улице у нас они не растут? Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает для них примерно такие же условия, как и летом.
Объяснение нового материала.
Итак, мы отправляемся в прекрасное царство богини Флоры (флора – это совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории с определёнными условиями).
Педагог обращает внимание детей на то, что многие растения пришли к нам с лесной полянки, с луга, с болота. Почему они оказались в палисадниках, в скверах, на клумбе в школьном дворе? Какие их качества улучшил человек? Многие дикорастущие цветковые растения переселились в сады, их используют для украшения скверов, парков, улиц городов. Их называют декоративными растениями. Некоторые растения окультурили, вывели растения с более крупными и более махровыми цветками, с большим разнообразием окраски их лепестков.
Физкультминутка.
Работа по учебнику (с. 12-14)
Рассмотрение картинок на страницах учебника;
Выполнение вопросов и занятий;
Обсуждение, какое из растений «лишнее» в каждом ряду.
Работа в тетради (с. 7)
Затем ученики выполняют задание № 12. Записав в крестословицу названия изображённых на рисунках растений (тюльпан, одуванчик, ромашка, незабудка, роза), ученики читают ключевое слово «клумба». Лишним растением здесь является одуванчик – он на клумбе будет сорняком. В одно ли время цветут на клумбах разные растения? Первоцветы расцветают ранней весной – это примулы, крокусы, тюльпаны, нарциссы. Затем цветут пионы, розы, георгины. Ближе к осени цветут астры.
Затем обсуждаем вопрос, какие условия необходимы для роста и развития комнатных растений. Чтобы вырастить комнатное растение, нужно знать, где это растение обитает в дикой природе, какие условия жизни предпочитает: светолюбивое, засухоустойчивое, влаголюбивое, теневыносливое, теплолюбивое.
Педагог предлагает ученикам, готовя сообщение о растении (задание № 14), спросить о любимых цветках маму, бабушку, папу и дедушку.
Пусть дети сделают аппликацию, либо нарисуют эти цветки, расскажут легенду или сочинят о них сказку, а может, сделают и научный доклад.
Дополнительная информация: в разных странах почитают разные цветы. Во многих странах царицей декоративных цветов считается роза – окультуренный дикорастущий шиповник. Астру находили в гробницах египетских фараонов (видимо, он там считался священным). В Японии таким цветком является хризантема, в Великобритании, в одной из провинций, почитают ландыши, лилия была изображена на гербах французских вельмож.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Что показалось самым интересным?
Дополнительный материал из методички по ОМ
Загадки
Красотой своей завлёк На лугу и в поле
Невысокий стебелёк: Мы её встречаем,
Смотрят миленькие глазки Лепесточки белые
Фиолетовой окраски. Мы на ней считаем.
(Фиалка) (Ромашка)
В сентябре сажают, Золотой и молодой
В мае расцветает. За неделю стал седой.
(Тюльпан) (Одуванчик)
С летней поры Она на опушке в лесу
Не забудутся мне Раскрывает красу
Капельки неба Жарким летом
В зелёной траве. Оранжевым цветом.
(Незабудка) (Купальница азиатская)
Как блестит на солнышке Встретишь на опушке
Рядышком с водой Ты цветок лесной,
На зелёном платьице Жёлто-фиолетовый,
Венчик золотой. Словно брат с сестрой.
(Калужница) (Иван-да-марья)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен.
Вроде подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета.
(Колокольчик)
******
Одуванчик, одуванчик, Я – венерин башмачок,
Ты горюешь над овражком:Франт невероятный,
Кто понежит, кто понянчит, Желтый с бантиком цветок,
Где уснуть цветам-бедняжкам? Всем весьма приятный.
Ветер дует, рвёт былинки, Я – по северным лесам –
Пух с головушки срывает, Роскошь без примера.
Серебристые пушинки И, клянусь, не цвел бы там,
В чёрном поле развевает... Если б не Венера.
С. Нерис Н. Холодковский***
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун***
Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в жёлтый цвет,
Звезда лугов — земная астра
Небесным сестрам шлет привет
С. Красиков
***
Ах, вьюнок,
Ты большой баловник,
Весь в цветочках,
Как в рюмочках белых.
Ты у нас расстилаться привык
Все бочком, неторопко, несмело...
А. Марков
О цветках
Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лесные полянки и луга. Не только деревья сплошь покрыты цветками: и под деревьями всё цветёт, и зелень лугов украшают пёстрые цветки. Чем ближе лето, тем больше цветов. В хвойных лесах цветущие травянистые растения лучше не искать. Они там встречаются очень редко. Зато в берёзовых и дубовых рощах их полным-полно. На голых скалистых кручах можно встретить среди кустарников бело-розовые, сладко пахнущие цветки шиповника. В лесах мы любуемся нежными душистыми колокольчиками ландышей. На лугах нас радуют васильки, незабудки, ромашки, колокольчики, маки. У воды цветут ирисы и калужницы, на воде красуются кубышки жёлтые и водяные лилии. Когда зацветают цикорий и иван-чай, считают, что уже прошла половина лета. Многие любят собирать цветы и дома ставить в вазы букеты. Другие хранят их в гербариях. Но в вазах цветы быстро вянут, а в гербариях теряют краски. Самые догадливые просто пересаживают цветы из поля и сада в горшки – так они живут дольше всего. Особенно красивы цветы в городских парках, где за ними ухаживают садовники. Они хорошо знают характер цветов: для цветов они и врачи, и воспитатели. Тех цветов, что растут в саду, не найти ни в лесу, ни в поле. Но когда-то и они были дикими. Человек принёс их в свой сад и до тех пор ухаживал за ними, совершенствовал их, пока они не превратились в те прекрасные цветы, какими мы их видим сейчас. Маленький сад или множество комнатных растений отнимают много времени: ведь их нужно поливать, пропалывать – вообще ухаживать за ними. Но всё это не напрасно: цветы – лучшее украшение дома.
Вкусная настурция. Многие любят украшать свои садики и балконы настурциями. Но мало кто знает, что это растение едят. На родине настурции, в Южной Америке, из её цветов варят суп, делают салаты, а листья, почки и незрелые плоды настурции считаются деликатесом.
Растение-хамелеон. В Мексике есть растение, способное менять окраску своих цветков несколько раз в течение дня. На рассвете они белые, затем становятся розовыми, около полудня — тёмно-красными, к вечеру — фиолетовыми, а ночью опять белеют. Интересно, что пахнут эти цветы, только когда они белые...
Про одуванчик. Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша земля! И леса, и луга – всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А всё-таки чего-то не хватает. «Что бы ещё такое придумать? – спросило само себя Солнышко. – Чем людей порадовать?» Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках весёлые жёлтые огоньки-одуванчики. «На меня похожи!» – обрадовалось Солнышко. А сердитая Зима неподалёку пряталась, в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в жёлтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
Просто так
Шёл по дороге Мальчик. Весёлый, кудрявый, в коротеньких штанишках. И нёс охапку цветов: глазастых ромашек, синих васильков и звонких колокольчиков. Шёл Мальчик под синим небом, под белыми облаками и ярким солнцем. И пел песенку: «Тра-ля-ля-ля!» Слов в этой песенке не было, просто мелодия чудесного настроения. А навстречу Мальчику, торопливо постукивая по дороге копытцами, брёл задумчивый Ослик. Такой задумчивый, что ничего не замечал вокруг: ни синего неба, ни пушистых облаков, ни яркого солнца. Мальчик вдруг протянул Ослику цветы. Ослик остановился.
«Это — мне?!» — удивился Ослик. «Тебе!» — сказал Мальчик.
«А за что?!» — ещё больше удивился Ослик. Круглые глаза его от удивления стали ещё круглее, а длинный нос — ещё длиннее.
«Да просто так», — ответил Мальчик и пошёл своей дорогой. Ослик свой длинный нос в цветы спрятал: какие красивые, а как пахнут! И ни с того ни с сего захотелось Ослику смеяться, прыгать, скакать, петь! И он запел: «Тра-ля-ля-ля!» А навстречу Ослику…
Пусть ребята сами придумают продолжение.__