Публикация для учителей иностранных языков на тему «Коммуникативные технологии в новой модели образования»


В.Р.Гафиятуллина,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 2» г. Лениногорска РТ

Коммуникативные технологии в новой модели образования
при обучении английскому языку.

Одним из требований к предметным результатам освоения образовательных стандартов по иностранному языку является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности обучающихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
Communicative language teaching Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам или коммуникативная технология - это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Коммуникативный подход, прежде всего, призван научить учащихся свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку впервые возник в 70ых годах как результат работы экспертов Совета Европы. С того времени данный подход получил широкое распространение во всем мире и стал одним из главных методов обучения иностранным языкам.
Коммуникативная технология активно используется сегодня как ведущая во многих современных  УМК не только по иностранному языку, но также и по другим предметам, например, по русскому языку и литературе.
Основная цель этого метода - научить человека общаться, снять страх перед общением, сделать так, чтобы его речь была понятна собеседнику. В соответствии с данной методикой, достичь этого можно, обучая человека в так называемых естественных условиях - естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла. Так, например, вопрос преподавателя "Что это?" с указанием на стол может считаться естественным только в том случае, если тот и в самом деле не знает, что же это такое.
Cовременный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих и многих способов обучения иностранным языкам, находясь, наверное, на вершине эволюционной пирамиды различных образовательных методик...
      Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на межличностное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.
Коммуникативные педагогические технологии развиваются в рамках педагогики сотрудничества, которая провозглашает следующие принципы:
человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе;
активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;
идея деятельного становления призвания человека. 
Специфика предмета «иностранный язык» такова, что обучение, направленное на формирование коммуникативной компетенции может происходить только в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход заключается в том, что обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работы – (слушать иноязычную речь, читать тексты, писать и говорить), где все эти виды деятельности рассматриваются не в качестве самоцели, а как способ решения учеником конкретных личностно важных проблем и задач.
Главной целью обучения является коммуникативная компетенция учеников.
Коммуникативная компетенция может включать в себя следующие аспекты:
знание, как использовать язык для различных целей и функций,
знание того, как меняется язык в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации и самих участников этой ситуации (например, знание отличий формальной речь от неформальной, устной от письменной).
умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера (например, рассказы, интервью, диалоги, доклады).
умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе.
Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Основное внимание уделяется групповому обучению. Задача учителя и учеников – научится работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Ученик учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Ученик больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на своего учителя как на модель.
Коммуникативный метод развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Приемы введения нового грамматического и лексического материала зависят от возраста учащихся и уровня их языковой подготовки. Вся лексика и грамматика вводиться только в контексте. Известный способ предъявления нового материала в контексте – использование комиксов или «мыльной оперы», фоторассказа или одного их эпизодов рассказа. Это повышает мотивацию учащихся, дает им новую информацию об уже известных героях и таким образом создает предпосылки для активного усвоения нового материала.
Правила, значения новых слов объясняются учителем при помощи знакомой студенту лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи жестов и мимики, рисунков и прочих наглядных пособий. Могут использоваться также компьютеры с CD, Интернет, ТВ-программы, газеты, журналы и т.д. Все это способствует пробуждению у студентов интереса к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Упражнения и задания, которые используются в обучении иностранным языкам по коммуникативной методике:
поиск недостающей информации, интервью, социологический опрос, дискуссия, ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность.
Как и в реальной жизни, учащиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера самой языковой проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности. Как и в жизни, учащиеся должны иметь возможность выпускать свои газеты, организовывать праздники, переписываться с иностранцами, сочинять песни и стихи, решать исследовательские задачи и т.п., только все это посредством иностранного языка.
Учитель в обучении при использовании коммуникативного подхода, как правило, выступает в качестве: помощника, друга и советчика.