Материал для подготовки к муниципальному туру предметной олимпиады



Подготовка к муниципальному туру олимпиады по истории
1.Определите, с какими историческими личностями связаны данные высказывания (всего за ответ 3 балла).
1.1. Первый подвиг свой обнаружил объявлением жестокой, беспощадной войны злейшим врагам государства русского – круглым шляпам, фракам и жилетам!
Ответ:
1.2. Действительно и безусловно хороша в мужском наряде была только императрица, так как она была очень высока и немного полна, мужской костюм ей чудесно шел; вся нога у нее была такая красивая, какой никогда я не видела ни у одного мужчины, и удивительно изящная ножка. (Из воспоминаний Екатерины II).
Ответ:
1.3. Савва Иванович был в нашей семье общепризнанным авторитетом в вопросах искусства. Принесут ли картину, появится ли доморощенный художник, музыкант, певец, актер или просто красивый человек, достойный кисти живописца или резца скульптора, и каждый скажет: «Надо непременно показать его Савве Ивановичу!»
Ответ:
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
2.1 П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Э.И. Тотлебен, Н.Н. Муравьев. -------------
2.2 1806 - 1812 гг.; 1828 - 1829 гг.; 1853 - 1856 гг.; 1877 - 1878 гг.-------------
2.3 К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус ----------------------------
2.4 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г.----------------------
В. М. Молотов, А. А. Громыко, Э. А. Шеварднадзе ---------------
3. 1. Какое событие произошло позже всех остальных?
Крещение Руси
Невская битва
Куликовская битва
Призвание варягов
Какие даты отражают процесс объединения русских земель вокруг Москвы?
1380г., 1382г.;
1471г., 1478г.;
1547г., 1598г.;
1497г., 1550г.
Что из названного произошло в России в результате реформ Избранной Рады?
свержение монголо – татарского ига
утверждение абсолютной монархии
утверждение патриаршества
укрепление центральной власти
Прочтите отрывок и укажите, где и когда было принято такое решение.
«Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московское государство не выбирать и Маринкина сына не хотеть».
в Боярской думе по окончанию Ливонской войны в 1583 г.
При воцарении Василия Шуйского
На Земском соборе 1613 гНа Земском соборе 1654г.
4.Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):
Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. М. Василевский,
Д. Г. Павлов________
Г. Львов, П. Милюков, В. Чернов, А. Гучков____
1953 г., 1961 г., 1964 г., 1982 г.-____________
Дайте современные названия следующих географических областей и объектов
(4 балла):
1. г. Куйбышев - ____________________ 2. г. Горький -_________
3. р. Яик - __________________________ 4. Таврида -___________
6. Выполните задания.
1. Определите, какие события относятся к периоду Киевской Руси, а какие – к периоду феодальной раздробленности. Ответ запишите в виде таблицы. (2 балла)
Битва на р. Калке, крещение Руси, Ледовое побоище, первое упоминание о Москве, походы русских князей на Константинополь, строительство Софийского собора в Новгороде.
Киевская Русь Феодальная раздробленность
   
   
   
2. В 2012 г. отмечалось 200-летие Отечественной войны 1812 г. В связи с этим распределите сражения этой войны в таблицу (4 балла):
Тарутинский марш-маневр, Смоленская битва, сражение под Красным, битва на р. Березина, Тарутинское сражение, битва под Малоярославцем, Вяземское сражение
Сражения, относящиеся к оборонительному этапу Отечественной войны 1812 г. Сражения, последовавшие за переходом русской армии к наступлению
_____________________________
________________________________
____________________
_______________________
7. Кому принадлежат следующие высказывания? (3 балла)
1) «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
Ответ:____________
2) Умом Россию не понять, У ней особенная стать –
Аршином общим не измерить: В Россию можно только верить.
Ответ:____________
3) «Товарищи! XX съезд Коммунистической партии Советского Союза с новой силой продемонстрировал нерушимое единство нашей партии, ее сплоченность вокруг своего Центрального Комитета, ее решимость выполнить великие задачи коммунистического строительства. (Бурные аплодисменты.) И тот факт, что мы сейчас во всей широте ставим принципиальные вопросы о преодолении чуждого марксизму-ленинизму культа личности и о ликвидации причиненных им тяжелых последствий, говорит о великой моральной и политической силе нашей партии»
Ответ:____________
4) «Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять! Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко, пуля обмишулится, а штык не обмишулится». Ответ:____________
5) «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Ответ:____________
8. Решите историческую задачу.
1) В 1072 г. в Киеве один из посадских людей обвинил одного из приезжих крестьян в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин заявил, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил?
2) Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово евангелие»?
3) ) Как известно, выборы в дореволюционную Государственную Думу осуществлялись по куриям. За кандидата А проголосовало 2 помещика; за кандидата Б – 5 представителей крупной буржуазии; за кандидата В – 12 крестьян; за кандидата Г – 25 рабочих. Все они претендуют на одно депутатское место. Кто из них получит его в соответствии с Положением о выборах, принятом 3 июня 1907 г. и почему?
9. Историку часто приходится иметь дело с устойчивыми выражениями, подменяющими строгие научные термины и понятия. Расшифруйте некоторые из них.
1. «Нарочитая чадь» -------------------
2. «Большая соха»-----------------------
3. «Белоподкладочник»----------------
4. «Погромные герои»-----------------
5. «Бумажная конституция»-----------
6. «Столыпинский галстук»----------
7. «Министерская чехарда»-----------
8. «Третьеиюньская монархия»------
10. Расшифруйте данные аббревиатуры. (6 баллов)
БАМ –
ТАСС –
ВЧК –
ЦДСА –
Ликбез –
ГОЭЛРО –
11. Определите, какому событию посвящено изображение. (2 балла)
-16573538569901)Ответ:_________________
2)Ответ:______________
3)Ответ:__________________
12. Определите, о каких исторических событиях, явлениях отечественной истории говорится в каждом из приведенных отрывков поэтических произведений. Укажите дату событий с точностью до года. (2 балла)
1. От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
(А. Блок)
2. Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
(А.Твардовский).
3.
Нами все это забудется вскоре, в Сараево
прибыл эрцгерцог, а с ним – жена его;
пуле тесно в стволе...
кому-то такой неприятен дуэт,
(И.Бродский)
4.
13. Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.
(М.Цветаева)
Событие Дата
Историк должен грамотно писать исторические термины и понятия. Впишите вместо пропусков правильные буквы и дайте определение термина.
1.…гре…сия –
2. С…гр…гация –
3. К…нв…рсия –
4. …нтаг…низм –
5. С…кул…ризация –

14. Перед Вами изображения наград.
АБ
14.
Назовите награды. Когда и за что они были учреждены?
Определите главную общую черту представленных наград.
15. Расположите юбилеи, отмечавшиеся в начале XX века, по хронологии празднования. Ответ запишите в таблицу (8 баллов).
300-летие Дома Романовых;
200-летие Полтавской битвы;
100-летие Отечественной войны;
50-летие отмены крепостного права.
1 2 3 4
16. По какому принципу образован ряд? Кто является лишним в ряду? (Максимальный балл - 4)

А Б В Г
Ответ: __________________________________________________________
17. 1.Установите соответствие. Ответ занесите в соответствующие ячейки таблицы. Максимальный балл – 5.
Генеалогия А. изучает печати
Геральдика Б. изучает историю монетной чеканки и денежного обращения
Сфрагистика В. изучает возникновение и развитие родственных отношений
Фалеристика Г. изучает гербы
Нумизматика Д. изучает историю орденов медалей, знаков отличия
1 2 3 4 5
2. Соотнесите имена правителей и годы их правления.
А. Елизавета Петровна 1.1533 – 1584 гг.
Б. Петр I Алексеевич 2. 1598 – 1605 гг.
В. Екатерина II Алексеевна 3. 1613 – 1645 гг.
Г. Иван IV Васильевич 4. 1645 – 1676 гг.
Д. Петр II Алексеевич 5. 1682 – 1725 гг.
Е. Борис Годунов 6. 1725 – 1727 гг.
Ж. Алексей Михайлович 7. 1727 – 1730 гг.
З. Екатерина I Алексеевна 8. 1730 – 1740 гг.
И. Михаил Федорович 9. 1741 – 1761 гг.
К. Анна Иоановна 10. 1762 – 1796 гг.
3. Соотнесите ордена и их девизы.
1. Святого апостола Андрея Первозванного (1698) А. «За труды и отечество»
2. Святой великомученицы Екатерины (1714) Б. «За любовь и отечество»
3. Святого Александра Невского
(1725) В. «За службу и храбрость»
Святого великомученика и Победоносца Георгия (1769) Г. «За веру и верность»
18. 1) Прочтите отрывок из сочинения историка. Ответьте на вопросы.
«Военные успехи в предшествующем царствовании позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Император был полон честолюбивых устремлений. Приняв предложенное ему звание великого магистра ордена Иоаннитов, он намеревался под знаменем защиты христианства возглавить борьбу против «атеистов». В Северную Италию послан был великий Суворов. Российский флот под командованием адмирала Ушакова освободил Ионические острова».
О каких событиях идет речь?
В правление какого императора произошли указанные события?
Какие государства выступили союзниками России?
2) Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы:
А ...После того взяли меня со стрельцами, на пат-риархове дворе на цепь посадили. Три дни ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно... Наутро архимандрит с братиею пришли и журят мне: «Что патриарху не покоришься?» Велели волочь в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и в глаза плюют... Видят они, что я не соединяюся с ними. Приказал государь уговаривать меня, чтобы я молчал, и я потешил его: царь-то есть от Бога учинен, а се добренек до меня... Да так-то с полгода жил, да вижу, яко церковное ничто же успевает, заворчал, написав царю, чтобы он старое благочестие взыскал и святую церковь от ересей оборонил22.
Б О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истину говорю: время покаятися!.. А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча хмельненек от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языки говорить, да что в том прибыль?.. Ты ведь, Михаилович, русак, а не грек. Говори природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. А ты, миленький, посмотри-тко в пазуху ту у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь?.. Ведь мы не отнимем у тебя царства, но за веру свою стоим".
Оба документа написаны одним человеком. Как его зовут?
Какое событие нашло отражение в этих документах?
Как вы думаете, какой документ был написан раньше?
4.К какому жанру можно отнести первый документ?
19. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):
«После окончания Гражданской войны в Европейской части страны положение внутри Советской России было сложным. Вспыхнуло сразу два крупных восстания. Первое, _____________________ (1), действовало под руководством эсера Антонова. На его подавление пришлось выделить 60-тысячные силы регулярной Красной Армии. Другим, не менее, а может быть, и более опасным было восстание в ________________ (2). Основу выступавших составляли моряки Балтийского флота, требуя того же, что и «антоновцы» - изменения экономического курса, особенно в деревне. В этих условиях, X съезд РКП (б), проходивший в марте ___________ (3) г., провозгласил курс на ________________________________ (4). Это привело к отмене _____________________ (5) и замене её ___________________ (6)».
20. 1.Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов).

№ районов на карте Название промышленных районов Специализация
I II III IV V VI VII 20.2 Рассмотрите карту и ответьте на вопросы (5 баллов):
Какой поход отображён на этой карте?
Когда был заключён мирный договор по результатам этого похода?
Какую войну вела Россия в это время на севере?
1. Название похода
(3 балла) 2. Дата подписания мирного договора
(3 балла) 3. Название войны
(3 балла)
20.3 Что обозначено цифрами? Оформите легенду карты. Ответ запишите в таблицу (3 балла).
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2. Напишите хронологические рамки данного события (1 балл) ____________
3. Можно ли в данном событии выявить черты гражданской войны. Ответ обоснуйте. (5 баллов).
-160020-668655

21. Историческое эссе — 30 минут (максимальная оценка — 15)
Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:
Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Грамотность использования исторических фактов и терминов.
Четкость и доказательность основных положений.
«Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик». (А. И. Уткин)
2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». ( Б. К. Зайцев)
3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)
4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов)
5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)
6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)
7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских». (А. В. Суворов)
8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)
9. «Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I , быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко)
10. «Великие реформы Александра II не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев)