Анализ мониторинговых исследований по реализации ФГОС в основной школе за 2013-2016 годы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ГОРОДА АБДУЛИНО»

461742, Оренбургская обл., г.Абдулино, ул.Школьная, д.35
тел.(35355)2-83-22, факс (35355)2-84-57, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Анализ мониторинговых исследований по реализации  ФГОС
в основной школе за 2013-2016г.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.
МБОУ «Лицей г.Абдулино» в 2013-14 учебном году вступил в эксперимент по введению ФГОС в основной школе (Приказ 37/1 от 04.06.13г.).
Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО  осуществлялся  по уже знакомому всем нам алгоритму, по аналогии с внедрением ФГОС НОО. По итогам трехлетней работы необходимо обозначить первые результаты эксперимента,  возникшие проблемы и задачи для дальнейшей работы.
  Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО в МБОУ «Лицей г. Абдулино» осуществлялся  через  изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с    требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей обучающихся о подготовке к переходу на новые  образовательные стандарты.(протокол род собрания 4кл №5 от 30.05.2013г)
В соответствии с приказом директора лицея была организована рабочая группа с целью создания плана работы по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
разработка основной образовательной программы основного общего образования;
разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
ознакомление и обсуждение  ФГОС второго поколения с родителями;
изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;
         Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база лицея локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников до родителей доведены цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность, которой была направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план методического совета мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;
         Второй этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на уровне основного общего образования по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.
         Педагогический коллектив нашей ОО в течение трех лет обучения  реализовывал  программу развития личности школьника. Лицей имеет стабильные положительные результаты в образовательном процессе. Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов лицея г Абдулино»
         Третий этап – реализация ООП ООО.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
В связи с этим для перехода педагогического коллектива лицея на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей ОО. С этой целью в общей системе методической работы есть блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Основными целями методической работы в условиях введения ФГОС являются:
создание модели методического сопровождения перехода лицея на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
создание условий для реализации ФГОС нового поколения в ;
обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.
С учетом поставленных целей были определены приоритетные задачи методической работы:
создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы;
разработать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы;
обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней;
обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС;
разработать систему мониторинга реализации ФГОС основной школы.
В сентябре 2013 года составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.
Педагогический коллектив лицея несколько лет работал над проблемой: «Совершенствование условий для успешной самореализации учащихся и педагогов в рамках внедрения стандартов второго поколения». Коллектив стабильный, количество педагогов составляет 40-43человека образовательный уровень которых составляет 90%, категорийный 100%.
В лицее функционирует Программа совершенствования профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения на 2012-2017года. В программе отражены основные направления деятельности, прописаны индикаторы, ответственные, сроки исполнения мероприятий. У каждого педагога лицея создана индивидуальная образовательная программа, которая предусматривает работу по самообразованию, работу с учащимися, написание проектов, разработку методических рекомендаций, освоение новых технологий и т.д
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на: изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов; предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Методическая работа лицея в условиях введения новых образовательных стандартов направлена
изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
составление программы профессионального роста педагога;
систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;  предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации учителей через курсы повышении квалификации, через заседании РМО учителей предметников , самообразование, индивидуальное сопровождение педагогов.
В структуре методической работы особое место занимает деятельность предметных ШМО, целью которых является сопровождение экспериментальной деятельности, исходя из образовательных потребностей и запросов учителей.
Администрацией, педагогическим коллективом лицея была проведена большая работа по методическому сопровождению введения ФГОС второго поколения. 92% учителей, работающих по новым стандартам прошли курсы повышения по ФГОС. Все педагоги разработали модифицированные рабочие предметные программы и программы внеурочной деятельности. Анализ результатов внутришкольного мониторинга показал, что учителя лицея целенаправленно формируют универсальные учебные действия школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Перспективный план работы методической службы по реализации ФГОС ООО в лицее предполагает поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом. В рамках методического сопровождения введения ФГОС рассмотрены следующие вопросы:
-  реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности ОО, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
- современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
- технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования;
-  ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
- мониторинг учебно- воспитательного процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в ОО.
Для проведения мониторинга эффективности методической работы в условиях реализации ФГОС в основной школе были обозначены следующие критерии:
1. Критерий количества: количество охваченных методической работой, квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.
2. Критерий отношения: субъективная оценка педагогами методической работы в лицее
3. Критерий качества: принятие идеологии ФГОС, обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования, освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
4. Критерий результативности определяется повышением уровня знаний, мастерства, квалификации педагогов.
5. Критерий стимулирующей роли методической работы определяется степенью интереса к проводимым мероприятиям
  Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО обеспечила создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей лицея:
положительная мотивация заметно растет;
все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
Перспективный план работы методической службы по реализации ФГОС ООО в лицее предполагает поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Педагоги лицея в этом направлении имеют положительные результаты.
Педагоги лицея пишут мини исследования, участвуют в конкурсах, размещают свой опыт в сети Интернет (Современный урок, Молодежный чемпионат г Пермь по предметам. Интернет педсоветы итд).
Последние три года учителя участвуют в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», 10-15 педагогов ежегодно получают сертификаты федерального уровня «Учитель цифрового века». Более 75% учителей лицея в 2015 -2016 учебном году создали персональные сайты на портале Инфоурок и Мультиурок с размещением материалов. На сайтах учителей размещены разработки уроков, внеклассных мероприятий, проекты, программы и другие материалы.
Все учителя создают свою копилку дидактического материала и тестов, которые используют при проведении уроков, используют технические средства обучения и наглядные пособия современного уровня для большей заинтересованности обучающихся.
 Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.           Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы. В настоящее время педагоги самостоятельно разрабатывают  задания для проведения самостоятельных и проверочных работ.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления.
Именно поэтому в лицее педагогами уделяется особое внимание проектной деятельности.
Для обучающихся 5-7 классов мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и групповых. При выборе тем проектов учителя прежде всего обращали внимание на знаменательные и юбилейные даты, на познавательные интересы учащихся.
Ежегодно на разных форумах рассматривались вопросы по реализации ФГОС в основной школе.(справки прилагаются).Мониторинговые наблюдения ведут все учителя предметники. См Приложение «Результаты, проблемы реализации ФГОС в основной школе на уроках математики.(из опыта работы учителя математики Кривцовой С.А.); на уроках русского языка (из опыта работы учителя русского языка и литературы Ильичевой Г.Р.)
Каковы самые общие итоги и выводы по результатам  работы по внедрению ФГОС ООО в лицее г Абдулино
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что
концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
материально-технические возможности лицея  (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в ОО, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
наблюдения за учащимися при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;  наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
кроме того, учителя принимают активное участие в методической работе, распространении собственного опыта,  являются активными участниками мероприятий различных уровней.
        Но при реализации ФГОС ООО обозначились и определенные проблемы, которые определяют задачи на будущее,  а именно:
недостаточное материально-техническое обеспечение для организации внеурочной деятельности;
неполное соответствие материально-технической базы учебных кабинетов требованиям ФГОС;
 недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
реализация проектной деятельности требует от педагога владения в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.
      Проблемы есть, но  они решаемы. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту является новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.         В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

Директор МБОУ «Лицей г. Абдулино» О.В. Куличкова
 

15