Педагогический совет на тему Система работы образовательного учреждения по повышению качества подготовки выпускников к ГИА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грековская основная общеобразовательная школа













Педагогический совет

Формирование системы работы ОУ
по повышению качества подготовки учащихся
к итоговой аттестации









Заместитель директора по УВР
МБОУ Грековская ООШ
Зайцева Т.В.













2016 г


Основная цель данного педагогического совета - проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить проблемы, с которыми сталкиваются девятиклассники, их родители, педагоги при подготовке к ГИА, и наметить пути их решения.
Задачи:
Выявить уровень готовности педагогических кадров к созданию системы условий по подготовке учащихся к итоговой аттестации
Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.
Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.
Педсовет организован по следующему плану:

1. Об особенностях государственной итоговой аттестации в 2017 году (заместитель директора по УВР Зайцева Т.В.)
2. Дорожная карта по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса МБОУ Грековская ООШ на 2016-2017 учебный год (заместитель директора по УВР Зайцева Т.В.)
3.Организация подготовки к ГИА по математике (из опыта работы, учитель математики Сидоренко Т.В.)
4. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации (директор школы Шкондина И.В.)
Ход педсовета
Об особенностях государственной итоговой аттестации в 2017 году (заместитель директора по УВР Зайцева Т.В.)

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 59 «Итоговая аттестация» сказано:
«п.1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
п.2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
п.3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим федеральным законом».
Итоговая аттестация – первая серьёзная проверка освоения основной образовательной программы основного общего образования. В 9 классе обучающемуся необходимо успеть повторить пройденный материал по обязательным предметам и определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Обучающийся должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Форма ГВЭ проводится для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории РФ, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Для участия в ГИА обучающемуся необходимо до 1 марта 2014 года подать заявление с перечнем выбранных предметов и согласие на обработку персональных данных (обязательное условие). Экзамены по русскому языку и математике являются обязательными. Экзамены по литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) обучающиеся сдают по своему выбору.
Для улучшения системы оценивания в ОГЭ 2017 предусмотрены изменения.
Процедура проведения экзаменов остается прежней. До 2014 года ученики сдавали 4 обязательных предмета, но затем число уменьшили до 2-х. Это нововведение негативно сказалось на общем уровне подготовки школьников, так как большая часть учеников отказалась сдавать экзамены по дополнительным предметам, желающих было около 10%, поэтому в Минобрнауки снова было решено увеличивать число экзаменов. Из-за малого количества сдаваемых дисциплин возник существенный дефицит знаний у учеников в определенных отраслях. В 2015-2016 учебном году выпускникам 9-х классов необходимо было сдать экзамены по четырём учебным предметам – обязательным (русскому языку и математике) и двум предметам по выбору.
При этом, в 2015-2016 учебном году для получения аттестата необходимо успешное прохождение ГИА-9 только по русскому языку и математике. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, не влияли на получение аттестата. В 2016-2017 учебном году основанием получения аттестата станет успешное сдача ГИА-9 по 4 учебным предметам – обязательным и по выбору. В 2016-2017 учебном году в случае получения неудовлетворительных результатов можно будет пересдать экзамен не более чем по двум учебным предметам (из числа обязательных и предметов по выбору).
Обучающиеся, не прошедшие ГИА-9 или получившие неудовлетворительные результаты более чем по двум предметам или повторно не сдавшие один из экзаменов в дополнительные сроки, смогут пересдать экзамены не ранее 1 сентября 2017 года.
На официальном сайте ОГЭ 2017 подтверждены внесенные изменения. Более того, в планах Минобрнауки и дальше увеличивать число экзаменов для школьников. Так, выпускникам 2017 и 2018 года предстоит пройти аттестацию по пяти дисциплинам, а выпускникам 2020-го – по шести предметам. В планах Министерства образования добавлять по 1 предмету каждые 2 года. По словам экспертов, эта система оценивания позволит существенно повысить уровень знаний у учеников и поможет поднять образование на новый уровень.

Дорожная карта по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 класса (заместитель директора по УВР Зайцева Т.В.)

Государственная (итоговая) аттестация – форма оценки качества знаний как государственного механизма контроля качества образования. Основным инструментом ГИА является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. В 2013-2014 уч. г. и 2014-2015 уч.г. выпускники сдавали по два обязательных экзамена: русский язык и математика. В 2015-2016 уч.г. четыре: два обязательных и два по выбору (обществознание и биология).
Анализ результатов сдачи ГИА-9 за последние 3 года.
Учебный год
предмет
«2»
«3»
«4»
«5»
Средний балл

2013-2014
Математика

100%


3


Русский язык


100%

4

2014-2015
Математика

33%
67%

4


Русский язык


67%
33%
4



2015-2016
Математика

50%
50%

3,5


Русский язык


100%

4


Обществознание

50%
50%

3,5


Биология

50%
50%

3,5


Как видно из представленных таблиц, все учащиеся успешно справились с экзаменационной работой по русскому языку и математике и по предметам по выбору.
Эти данные свидетельствуют о том, что итоговое повторение учебного материала было спланировано методически грамотно, была проведена большая совместная работа учителей и учащихся, направленная на устранение пробелов в знаниях. Учителя-предметники совместно с классными руководителями правильно смотивировали учащихся на подготовку и сдачу экзаменов, использовали приемы и методы, позволившие выпускникам успешно написать экзаменационную работу по русскому языку и по математике за курс основной школы.
Анализ таблиц результатов ГИА по предметам показал, что все обучающиеся показали средний уровень результативности и соответствуют уровню государственного стандарта.
В 2016-2017 учебном году в МБОУ Грековская ООШ составлена и утверждена дорожная карта, цель которой - помочь обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации в форме ГИА-9.
Для повышения результативности итоговой аттестации в форме ГИА-9 в школе намечены следующие цели и задачи.
Цель: Создание условий для повышения уровня знаний выпускников 9 класса.


Задачи:
Максимально использовать материально-технические условия для удовлетворения потребностей обучающихся в образовательной подготовке и получении знаний.
Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности учащихся - ведение предпрофильного курса «Мир профессий и мой выбор», обеспечивающего возможность выбора учащимися дальнейшего образовательного маршрута с учетом рынка труда, социальных особенностей региона, выбора будущей профессии.
Создание условий для саморазвития, самоопределения личности учащихся, развития устойчивой психологической мотивации к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА.
Исходя из поставленных целей и задач, разработан план мероприятий, включающих основные направления работы: нормативное и ресурсное обеспечение, кадровое обеспечение, управление и контроль, информационное обеспечение.
С выпускниками 9 класса организованы и проводятся дополнительные занятия, консультации по подготовке к ГИА (понедельник – биология (учитель Шкондина И.В.), география (Джигрина Н.Д.), вторник – математика (Сидоренко Т.В.), среда – обществознание (Шкондина Е.И.), четверг – русский язык (Левочкина И.И.)

3.Организация подготовки к ГИА по математике (из опыта работы, учитель математики Сидоренко Т.В.)

4. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации (директор школы Шкондина И.В.)

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).






Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ следующие:
организация информационной работы по подготовке учащихся;
мониторинг качества;
психологическая подготовка к итоговой аттестации;
предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации

1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников, родителей.
Большую роль играет информационная подготовка. В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на совещаниях
- о нормативно-правовых документах;
- о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в районе.
2) Включение в план работы школьного методического объединения следующих вопросов:
- проведение пробных ОГЭ, обсуждение результатов пробных ОГЭ;
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ОГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).
3) Направление учителей на семинары и РМО по вопросам итоговой аттестации.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков.
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ОГЭ по различным предметам.
Содержание информационной работы с родителями учащихся
1) Родительские собрания:
- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ОГЭ
2) Индивидуальное консультирование родителей.

2. Мониторинг в образовательном пространстве школы
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ОГЭ. Такую работу проводит заместитель директора анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.
Мониторинг помогает организовать работу с одаренными детьми и слабоуспевающими.
Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:
- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;
- включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, курсы повышения квалификации;
- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;
- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки;
- ведение предпрофильных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения (в учебный план школы включены курсы по русскому языку, обществознанию и математике);
- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к итоговой аттестации.
3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации (классный руководитель)
4. Предметная подготовка учащихся.
Одним из ключевых моментов является предметная подготовка учащихся, составляющими которой являются:
Входной контроль по материалам КИМов;
Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;
Систематическое повторение материала на уроках и групповых занятиях;
Регулярное выполнение домашних заданий;
Учет индивидуальных учебных возможностей, дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;
На уроках обобщающего повторения по каждому блоку проводится контроль в форме тестирования;
Проводятся пробные школьные экзамены по материалам и в соответствии с требованиями итоговой аттестации;
Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;
Текущий тематический контроль проводится по материалам КИМ.
Индивидуальное консультирование выпускников;
Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.
Справиться со всеми сложностями помогут разработанные методики по организации уроков повторения. И закончить хочется советами учителям, работающим в выпускном классе.
Необходимо изучить обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников.
Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования.
Отрабатывать навыки решения базовых задач.
Формировать осознанные знания учащихся, с помощью метода варьирования текста задания.
При работе с тестами формировать навыки самоконтроля времени, прикидки результатов, подстановке как приему проверки, рассматривать метод исключения неверных ответов.
Проводить тренинги: по заполнению бланков, по решению КИМов;
Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого ученика.

Решение педагогического совета:
Продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой итоговой аттестации.
Продолжить работу по проведению мониторинга индивидуальной подготовки учащихся к итоговой аттестации.
С целью предупреждения снижения умственной деятельности учащихся выпускного класса разнообразить формы работы на уроках, включая минутки релаксации, упражнения для снятия напряжения.
Классному руководителю обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
Классному руководителю Шкондиной Е.И. в рамках профдекады (ноябрь 2016 г.) активизировать профориентационную работу по выбору экзаменов государственной итоговой аттестации как условие эффективной мотивации к качественной подготовке учащихся.
Руководителю ШМО Шкондиной Е.И. организовать обмен накопленным опытом между учителями–предметниками. Учителю географии Джигриной Н.Д. к 01.02.17г. подготовить информацию для выступления на МО «Организация эффективной подготовки к ГИА на уроках».

ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215