Урок по окружающему миру Комнатные растения нашего класса


Технологическая карта урока.
УМК «Планета знаний»
Предметная область: «Окружающий мир» 1 класс (авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов) Тема урока: Комнатные растения в нашем классе.
Тип урока: урок «открытие» новых знаний.
Цель: формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные) учащихся в предметной области «Окружающий мир» по теме «Комнатные растения в нашем классе».
Задачи:
Познакомить учащихся с комнатными растениями, с правилами ухода за ними, обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека.
Развивать познавательные и исследовательские способности.
Прививать интерес к цветоводству, воспитывать бережное отношение к растениям.
Формирование УУД: - регулятивные: умение различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений;- познавательные: умение использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;- коммуникативные: умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание.- личностные: формирование нравственного аспекта поведения (бережного отношения к растениям); способность к самооценке.
Планируемые результаты.
Предметные:• знания - узнают общие условия, необходимые для жизни растений.• умения - научатся грамотно строить свои высказывания, предположения.• навыки - соблюдать правила ухода за комнатными растениями.Метапредметные:а) личностные:• уметь проводить самооценку;• бережно относиться к растениям;б) регулятивные:• уметь различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений;в) познавательные:• уметь использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями;• искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах;г) коммуникативные:• уметь определять цели, функции участников, способы взаимодействия;• строить монологическое высказывание.
Основные понятия: части растений, свет, тепло, комнатные растения.
Метапредметные связи: экология, литературное чтение, технология.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов); рабочая тетради №2 (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов) к учебнику Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир».
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин)
Цель: проверить готовность учащихся, и настроить их на работу.
- Посмотри, мой милый друг,Что находится вокруг?Небо светло – голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Человек и время года –Это все вокруг …природа-Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? А для чего вам нужно учиться дальше? (Чтобы узнавать каждый день что-то новое)- Сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое)- Пожелаем друг другу удачи, и в путь. Девизом урока будут слова, давайте прочитаем их хором
« Мы ошибок не боимся, вместе мы исправим их»- Начнем нашу работу с повторения. Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
(7 мин)
- Ребята, назовите сегодняшнее число (4)
месяц (февраль)
день недели (..)время года ( зима)
какие изменения происходят в природе (…)какая сегодня погода(…)
Значковый диктант.
- Ребята, приготовились к значковому диктанту.
-К не живой природе относится дождь. (+)- К живой природе относится ворона? (+)- В году 10 месяцев. (-)- Голубь – перелетная птица (-)- После весны наступает зима? (-)- Поздней осенью все животные впадают в спячку? (-)- Растения состоит из листьев, плода, стебля, корня.(+)
- Пронумеруйте правильный порядок развития растения из семени.
Проверяем с использованием сигнальных карточке. (фронтальная проверка)
- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок? Молодцы.
- Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Молодцы
- Поднимите руку, кто допустил более 3 ошибок. Не расстраивайтесь, мы отработаем все пробелы, в следующий раз эти ошибки не допустите.
Инсценирование сказки « Чьи цветы лучше? »
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?
Весна:
-Мои цветы самые красивые! Притопну каблуком- и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами, одуванчиками…
Лето:
-Нет! Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахну шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпаю не скупясь, свои цветы повсюду.
Куда ни глянешь- везде васильки, колокольчики, гвоздики, ромашки…
Осень:
-Мои цветы не хуже. Поведу багряным рукавом и цветут вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что зима?
-Засыплю снегом лес, луга, поля, дороги замету. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад.
За стеклом оранжевые цветут бегонии, цикламены, орхидеи, фиалки.
Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые!
Так до сих пор и спорят времена года - у кого цветы самые лучшие.
-Как называются все растения, которые растут в зимнем саду? (комнатные растения)
-Ребята, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( о комнатных растениях)
- Что вы хотите о них узнать? (какие они бывают, как за ними ухаживать, как они появились) Это и будет являться целью нашего урока.
Предметные:
-знать число, месяц, день недели, времена года, изменения в природе, различать живую и неживую природу, знать, сколько месяцев в году, различать перелетных и неперелетных птиц, знать из каких частей состоит растение.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
- высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3 Совместное открытие новых знаний
(8 мин)
Как вы думаете, почему комнатные растения, не смотря на изменения природы, с наступлением зимы остаются зелеными и даже цветут? (наверное, потому что находятся в тепле)
Откуда привезли комнатные растения? ( ответы учащихся могут быть разными: из города, из Москвы, с юга и т.д)
Давайте об этом прочитаем в учебнике.
Работа по учебнику.
а) чтение текста на с. 65 (читают хорошо читающие или подготовленные дети)
б) работа по прочитанному тексту
Откуда же привезли комнатные растения? Как их называют на родине? А у нас их как называют? (комнатные растения) Почему? Для чего люди выращивают комнатные растения?
Ребята, давайте послушаем о чем говорят цветы в нашем классе (подготовленные дети выходят в костюмах с изображение цветка)
Я Бальзамин- называют меня «огонек» за яркие красные малиновые цветки. А в народе еще меня называют «Ванька-мокрый» за прозрачно-водянистые стебли. Моя Родина тропические леса Африки. Я неприхотливое, обильно цветущее растение.
Я Кактус –расту в жаркой пустыне Америки и в тропиках. Я очень колючий, колючки - это мои листочки, они помогают мне сохранять воду, поэтому мне можно долго не поливать.
Я Зигокактус или «Декабрист» из тропических лесов Африки. Такое название получил потому, что я начинаю цвести в декабре. Требует частого опрыскивания.
Я Алоэ - разновидность тропических кактусов. Алоэ или столетник – в медицине меня применяют для лечения ожогов, ран, язв. Алоэ нейтрализует действие вредных газов, поэтому его полезно содержать на кухне.
А я Герань - одно из самых распространенных растений. Мои ярко-красные цветы излучают жизненную энергию и силу, которые помогут вам в случае плохого самочувствия. Поэтому во время болезни держите герань в своей комнате.
С какими комнатными цветами вы познакомились? Что интересного узнали?
Давайте немного отдохнем. Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4 Физминутка
(1 мин) В сад пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками помахал
И цветы заколдовал.
Но пришли друзья детишки
Озорные шалунишки.
Стали думать и гадать,
Как цветы расколдовать.
Наконец они решили
И цветы пересадили. 5 Практическая исследовательская работа. (8 мин)
-Ребята, злой волшебник заколдовал и наши цветы в классе. Поможем цветочкам? (Да)
-Сейчас вы будете работать в группах, вы должны выяснить, что случилось с цветами и как им помочь. Вы можете исследовать цветы, потрогать листочки, землю. Работать мы будем по группам:
1 группа у кого зеленые кружочки, вы работаете самостоятельно.
2 группа поднимите желтые кружочки, у вас есть карточка мошница
3 группа поднимите красные кружочки, у вас есть карточка с планом работы, если будет непонятно, я подойду, помогу.
- Приступаем к работе. Незабываем записывать результаты исследования.
(Дети садятся в группы, у каждой группы на парте комнатный цветок. Работа проводиться дифференцированно по степени сложности.
2 группа Карточка помощница.
1 Исследуйте вид цветка.
2 Исследуйте почву.
3 Сделай вывод.
4 Как спасти цветок?
3 группа Карточка с планом работы.
Исследуем вид цветка.
Какого цвета листочки?
Какие они на ощупь?
Есть ли на них пыль?
Исследуем почву
Какая она на ощупь? ___________________________
Как помочь?
Давайте подведем итоги.
1 группа (У нас комнатное растение «Ванька мокрый» Листочки этого растения вялые, имеют бледно-зеленый цвет, земля в горшке сухая. Мы приняли решение, что цветок необходимо полить, опрыскать, подрыхлить.)2 группа (У нас комнатное растение Герань. Листочки зеленого цвета, плотные, цветы растения имеют красный цвет, но некоторые цветы завяли, чтобы он был красивым. Почва сухая и плотная, поэтому мы решили, что растение нужно полить и подрыхлить.
3 группа (У нас комнатное растение декабрист, листочки растения плотные зеленые, земля сухая, рыхлая, поэтому мы решили, что цветок нужно полить.)
- Что необходимо для растений, чтобы оно цвело, имело красивый вид?
(Уход, полив, рыхление почвы, свет и т.д.)
- Давайте познакомимся с правилами ухода за растениями и научимся делать это сами.
- Ученик подготовил сообщение о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Давайте послушаем
Полив и опрыскивание.
Вытирание пыли тряпкой или кисточкой.
Рыхление деревянной палочкой.
В ходе своего выступления ученики наглядно демонстрируют уход за цветком.
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю помочь своим растениям в ваших группах. Каждая группа помогает своему растению. Ребята, пройдет немного времени, и цветы будут радовать нас своим красивым видом, в благодарность за ваш труд.
А как вы думаете, как называют людей занимающихся выращиванием комнатных растений? (цветовод)
Цветоводами становятся те, кто любит природу, кому нравится своими руками создавать красоту — благоухающие зимние сады.
Предметные:
- развивать познавательные и исследовательские способности. Подвести учащихся к выводу о том, как ухаживать за комнатными цветами.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Физминутка.
(1 мин) Наши чудные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают Закрепление знаний. Самостоятельная работа в тетради.
(6мин) Ребята, для чего нужны комнатные растения? (В ходе беседы заполняется схема)
Значение комнатных растений в жизни человека.
Красота
Здоровье
Хорошее настроение
Очищение воздуха
Доброта
- Молодцы. Откройте рабочие тетради на странице 18. Выполните самостоятельно первое задание, закрасьте зеленым цветом кружки, где указан правильный уход за цветами.
Фронтальная проверка с использованием сигнальных карточек.
Молодца. А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворения, которые подготовили ученики.
Бальзамин.
Хруст за окошком морозный денек.
Стоит на окошке цветок-огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок,
уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
Алоэ.
Кто видел, как цветет алоэ?
Как из колючего листа,
Выходит что-то неземное,
Себя являет красота!
Изящной кисточкой на ножке,
Как перед публикой актер.
Он сделал то, что невозможно
Столетник, раз в сто лет расцвел.
Упругий лист залило солнце,
Цветет и радует глаза.
Руками Мамы под оконцем,
Природа чудо принесла.
***
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Итог урока. Рефлексия.
(2мин)
-Ребята, что вы узнали на уроке, что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что бы вы хотели узнать еще о комнатных растениях?
Ребята, я предлагаю вам создать наш с вами цветок настроения. На доске цветок без лепесточков, нам его нужно украсить, у вас на парте лежат лепестки трех цветов: белый, красный и желтый. Если вы, выбираете красный, вам урок понравился, было все понятно и настроение у вас отличное. Если вы, выбираете лепесток желтого цвета, вам урок понравился, но были трудности в выполнении заданий, настроение у вас хорошее. Если белый, урок не понравился и настроение у вас плохое.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание в 1 классе не задается. Но если учащимся захотелось узнать больше о комнатных растениях, им можно предложить написать, создать всем классом проект о комнатных растениях. Тогда учащихся нужно разделить на группы, составить план работы каждой группы (подход должен быть дифференцированным). Какой проект выбирают учащиеся по желанию, учитель им помогает.