Классный час для 3 класса на тему Молоко и молочные продукты


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. ИПАТОВО ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Классный час для 3 класса на тему
«Молоко и молочные продукты»
Игнатенко Наталья Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22 г. Ипатово
высшая квалификационная категория
г. Ипатово 2016г
Тема: Молоко и молочные продукты.
Задачи:
- расширить представления детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;
- познакомить с ассортиментом молочных продуктов и их свойствах;
- сформировать представление о молоке и молочных продуктах как основных в рационе - питания, познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны; познакомить с ассортиментом молочной продукции ОАО «Сыродел» г. Ипатово.
Оборудование: рабочая тетрадь для школьников «Две недели в лагере здоровья» (по программе «Разговор о правильном питании»), оборудование для исследования: стаканчики, выставка молочной продукции, салфетки, пословицы о молоке, ИКТ.
Ход занятия.
Актуализация знаний. Приветствие гостей.
Учитель: - Ребята, поднимите руки, кто хочет быть здоровым? Правильное питание – залог нашего здоровья. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на классном часе, я предлагаю вам загадку:
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай:
Масло в нашу кашу,
Сливки в простоквашу,
Творожок на пирожок.
Ешь да пей, гостям налей
И коту не пожалей.
( Ответ: Молоко) (Слайд 1)

Сообщение темы занятия.
- О чём мы сегодня будем говорить? Тема классного часа «Молоко и молочные продукты». Мы поговорим о молочных продуктах, их пользе, узнаем их свойства, а также какие из молочных продуктов производятся в нашем городе.
(слайд 2) Молоко по праву считают чудесным продуктом.
История молока такая же древняя, как и история самого человечества. Историки еще спорят о точных датах, но из различных источников известно, что человек употребляет, молоко в пищу около 10000 лет.
Великий учёный Гиппократ, живший до н.э., которого все считают отцом медицины, прописывал молоко как лекарство почти от всех болезней.
Состав молока.
- В народе говорят: «Молоко не пьёшь, откуда силы возьмёшь». – А кто любит молоко?
Я приглашаю сюда экспертов. Угощайтесь молочком и попробуйте определить, из чего оно состоит.
(1 уч. – Какое оно вкусное и сладкое! А почему у него сладкий вкус? Может быть, в нём есть углеводы?
- Молодец, правильно догадался!
2 уч. - Смотрите, смотрите, на стенках стакана остались жирные капельки. Выходит, в молоке есть жиры?
Учитель: - Действительно.
3 уч. - Мама всегда говорит, что молоко полезное. Значит, в нём есть и витамины?
Учитель: Есть и витамины.
4 уч. - У меня 2 месяца назад родился брат Артёмка. Мама кормит его грудным молоком. Она говорит, что новорождённым детям этого достаточно.)
Учитель: - В молочных продуктах есть все питательные вещества. Посмотрите (слайд 3)
Не случайно природа щедро наделила молоко полезными свойствами . Это продукт, содержащий около 100 различных ценных веществ! В нем есть белки, жиры, витамины, все, что полезно для детского организма. Белки – строители нашего организма, жиры – источник энергии, они  делают нашу кожу нежной и гладкой, а волосы – блестящими и здоровыми, кальций обеспечит вас крепкими костями и хорошими зубами, фосфор и железо необходимы для работы кровеносной и костной системы. А уж о пользе витаминов знают все!
Пейте, люди, молоко – будете здоровы.
(Дети читают стихи о молоке)
1. Молоко полезно очень
И даёт нам много сил!
Нужно чтобы каждый в школе
Молока побольше пил!
2. Ведь оно нам помогает,
Наши кости укрепляет.
При болезнях исцеляет,
И в учёбе выручает!
3. Чтобы, дети, вы и впредь
Были все здоровы,
Надо вам почаще пить
Молоко коровы!
Экскурсия на ферму. ( Рабочая тетрадь)
Учитель:- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Кто это? ( Корова) (слайд 4)
- Где мы можем встретить корову? ( У некоторых людей во дворах, на фермах) А зачем люди держат коров? ( Чтобы те давали молоко.)
Давайте совершим экскурсию на ферму (слайд 5) Откройте тетрадь на с. 36. Задание 3.
Задание 4. Проверка. ( Работа в парах)
Сметана (слайд 6)
- А теперь поговорим о чудесных превращениях молока.
Вспомните сказку Л. Толстого « Лягушка».
Кто помнит, что произошло с лягушкой, попавшей в кувшин с молоком?
( Она сбила из молока масло). Разве сразу это у неё получилось? ( Нет. Сначала она сбила сливки, потом сметану, а уж потом масло). Верно. Но на производстве используют, конечно, не лягушек, а специальный аппарат - сепаратор. Вот теперь вы знаете, как из молока получают сливки, сметану и масло.
- Сметана - исконно русский продукт. Это название произошло от глагола «сметати» - сгребать, собирать в кучу. Сметану делают из специально собранного молока, обладающего повышенной жирностью. Для чего у вас дома используют сметану? ( Кладут в борщ, едят с пельменями, творогом, сырниками, блинами, пирожками.) (Слайд №6 )
Кисломолочные продукты.
- А знаете, что наиболее полезными среди молочных продуктов являются кисломолочные продукты. Как вы думаете, почему продукты так назвали? ( Это сложное слово, состоящее из двух слов - кислые и молочные) Что же это за продукты и кислые одновременно и молочные? (Ряженка, кефир, варенец, простокваша, йогурт). Для их приготовления используется специальная закваска, в которой много полезных бактерий.
У прокисшего молока есть и другое название. Какое? (Кисляк). Как точно народ охарактеризовал состав и вкус этого продукта.
(слайд 7) - Об одном из самых полезных кисломолочных продуктов нам расскажет … Кефир «родился» на Кавказе и рецепт этого напитка длительное время сохранялся в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто-то из них расскажет о том, как готовить кефир, продаст или подарит кефирные грибки, то навлечет Божий гнев — погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.
Существует легенда. Полюбил грузинский князь русскую княжну. Но надо было получить разрешение русского царя. Царь попросил за это выдать секрет приготовления кефира. Так в России узнали этот очень полезный продукт.
Кефир очень полезен детям. Так, если обычное молоко через час после употребления усваивается примерно на 30% , то кефир на-90%.
Йогурт (слайд 8) – лидер среди полезных продуктов. Известно, что он был любимым продуктом завоевателя Чингисхана его армии в 13 веке. Его польза для здоровья стала очевидной лишь в 20 веке. Самый лучший йогурт – натуральный.
- А сейчас познакомимся с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны.
(слайд 11) Кумыс - напиток, распространённый в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. Готовится из молока кобыл. Кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами, возбуждает аппетит, его издавна применяют для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, восстановления после болезни.
(слайд 12 ) Мацони, айран - разные названия одного и того же кисломолочного продукта, приготовленного из кипяченого молока, путём заквашивания.
(слайд 13) Каймак — кисломолочное изделие, подобно сметане. В Татарстане, Башкирии, каймаком называют обыкновенную сметану, которую собрали с простокваши. В Узбекистане приготовление каймака — довольно сложный процесс. В готовом виде он густой, темно-кремового цвета.
Рассказ о сырах (слайд 14) Загадка.
Ну что вкусней быть может в мире,
Чем жёлтые бесчисленные дыры? (сыр)
В мире свыше 2000 видов сыров. Есть страны, например, Франция, где выпускают сотни разных сыров. То, что называют в России творогом, у большинства народов носит название сыра или считается сырьём для получения сыра.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Класс наш вышел погулять.
Мы на ферму пойдём,
Молока там попьём.
Будем все здоровы!
(слайд 15) Посмотрите на этих животных. Что их объединяет? ( Кисломолочные продукты получают не только из коровьего молока, но и из овечьего, козьего, кобыльего, верблюжьего).

Сказки. А сейчас вспомним сказки, где мы встречаемся с молоком или молочными продуктами (слайд 16)
1.  «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)
2.  «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
(«Волк и семеро козлят»)
3.  «Принесла сено корове – корова дала молока. Хозяйка сбила из молока маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и боб проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)
СЦЕНКА
- Однажды мы услышали вот какой разговор:
В. Лаврина
Что нужнее, что вкуснее?
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко».
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Тут вмешался творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны... Ну, слегка».
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»
Учитель. Теперь мы ежедневно будем выпивать стакан волшебного напитка,
чтобы быть сильными, здоровыми, крепкими.
Кроссворд (с.36 в рабочей тетради)
- А сейчас разгадаем кроссворд в тетради на с.37. Отгадки:
Масло.
Мороженое - в России производится с 1932 года. Сколько ему лет? (84г)
Молоко
Сливки
Сметана
Сыр
Кефир
Варенец
9. Творожок
10. Ряженка
11. Простокваша.
-Учитель: - Заходишь в магазин – глаза разбегаются. Столько молочных продуктов! Одного молока несколько видов! Какое покупать? Для вас- реклама.
Реклама молока:
Где купить нам молоко?
Не всегда решить легко.
Мы решали, мы гадали
И ответ мы отыскали.
Чтоб купить нам молоко
Не пойдём мы далеко!
Завод есть у нас вблизи
Мы его легко нашли.
Ипатовский «Сыродел» называется.
Йогурты, кефир, сметану
Производит наш завод.
А вкуснее и полезней
Не видал ещё народ!
4. Экскурсия на ОАО «Сыродел» (слайд 17)
ОАО «Сыродел» Ипатовского района известно на Юге России как одно из самых лучших предприятий Ставропольского края. Основным видом деятельности предприятия является переработка молока и производство молочных продуктов.  О качестве продукции, красноречиво свидетельствуют золотые и серебряные медали Всероссийских выставок.
Продукция ОАО «Сыродел» на прилавках в торговой сети не залеживается. Покупатели с удовольствием приобретают выпускаемые предприятием сыр, масло, молоко, сметану, йогурт, отмечают их прекрасные вкусовые качества. Причем не только в Ипатовском районе. Большим спросом пользуется его продукция и в Петровском, Апанасенковском районах, г. Ставрополе.
Покупайте наши, ипатовские молочные продукты. Ведь их с любовью производят ваши родители, тёти, дяди. Ребята приготовили выставку продукции « Сыродела».
Работа в группах.
- Мы услышали полезные и интересные сведения о молоке. А что же говорит о нём народная мудрость? Устное народное творчество богато примерами, в которых люди выражают свое отношение к молоку, корове, продуктам питания.
Сейчас вы поработаете в группах. Соберите «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки по нашей теме. (Раздаю карточки группам)
Корова во дворе – обед на столе.
Кашу маслом не испортишь.
Есть молоко, да доставать нелегко.
Корова рогата, да молоком богата.
Без молока сливок не бывает.
От лентяя, как от козла, - ни шерсти, ни молока.
Заварил кашу, так не жалей ни молока, ни масла.
Будет сено — будет и молоко.
У коровы молоко на языке: как покормишь, так и подоишь.
Кто на молоке ожегся, тот и на воду дует.
Не будет молока, если у коровы тощие бока.
Коровушку не напоишь — и молочка не надоишь.
Поведение итогов занятия.
-    Из всего сказанного можно сделать вывод, что молоко – это незаменимый и очень полезный питательный продукт в любом возрасте. Нельзя из рациона исключать молоко и молочные продукты. С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма. Пейте молоко и будете здоровы!
- Для гостей мы приготовили буклеты о пользе молока и молочных продуктов (раздают дети). А вам родители принесли вкусные сырки, которыми вы подкрепитесь на перемене.
  Рефлексия.
 Классный час наш завершился
И никто не усомнился!
Что полезней молока
 Не найдёте вы в века!