Статья «Изучение мотивационного аспекта обучения как важной составляющей эффективности учебно-воспитательного процесса»


Изучение мотивационного аспекта обучения в Севастопольском президентском кадетском училище как важной составляющей эффективности учебно-воспитательного процесса
Данилова М.Е., педагог-психолог учебного отдела
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Севастопольское президентское кадетское училище», г. Севастополь
В последнее время все больше возрастает интерес подростков к поступлению в кадетские корпуса, которые своей целью ставят не только воспитание полноценной личности в духе патриотизма, но и создание интеллектуальной элиты государства.
Специфика обучения в учреждении пансионного (закрытого) типа подразумевает жесткое соответствие регламенту училища, выполнение высоких учебных и дисциплинарных требований, направленность на военную сферу, что требует от кадет высокого уровня самоорганизации и сознательности.
Не секрет, что успешность обучения во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. [3] К сожалению, престижность зачисления в президентское кадетское училище не гарантирует высокую и стабильную учебную мотивацию воспитанников. Зачастую заинтересованность кадет в обучении носит поверхностный характер. Иногда она исходит от родителей или значимых взрослых, может быть связана с внешней стимуляцией («Вот поступишь – купим тебе компьютер, собаку, телефон…»), и иссякает при первом же столкновении с трудностями. Отсутствие внутренней готовности и желания успешно учиться влияет не только на снижение качества самого обучения, но и может негативно сказаться на процессе адаптации кадет к новым условиям жизнедеятельности.
В связи с этим тема исследования мотивационного аспекта обучения у кадет является актуальной для выявления свойств личности, определяющих успешность их деятельности.
С целью повышения эффективности управления качеством образования в Севастопольском президентском кадетском училище в январе 2015 года было проведено исследование, в котором приняли участие 119 кадет младшего подросткового возраста.
Исследование проводилось с помощью опросника «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера (в модификации А.Д. Андреевой). [2] Кадетам предлагалось оценить свое обычное эмоциональное состояние на уроках, используя 40 готовых утверждений, которые распределялись по 4 шкалам: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, эмоциональное напряжение (гнев).
При количественном подсчете было выделено 5 уровней мотивации учения:
продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной активности и положительным эмоциональным отношением к обучению;
продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
пониженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
резко отрицательное отношение к учению.
При качественном анализе данные по каждой шкале сравнивались с возрастными нормативными значениями, были проанализированы сочетания по шкалам и определена степень выраженности каждого показателя.
Результаты диагностического исследования показали, что испытуемые находятся на разных уровнях мотивации и эмоционального отношению к учению. Продуктивная мотивация и позитивное отношение к учению наблюдается у 67% кадет; снижение познавательной активности – у 10%; 23% кадет характеризуются непродуктивной мотивацией либо негативным эмоциональным отношением к учению (достаточная познавательная активность на фоне повышенной тревожности и эмоционального напряжения).
Таким образом, 10% кадет нуждаются в повышении учебной мотивации и развитии мотивации достижения успеха, 8% кадет помимо этого – в снижении «школьной» тревожности, снятии внутреннего эмоционального напряжения, имеющих влияние на успеваемость. 14% кадет, несмотря на высокую познавательную активность, также испытывают учебную тревогу в силу тех или иных личностных причин, а внутреннее напряжение в таких случаях может выразится в эмоциональных срывах и дисциплинарных нарушениях.
Стоит заметить, что данные показатели являются характерными для «переходного» возраста, когда у подростков на первый план начинает выходить общение со сверстниками, мнение которых влияет на престижность успешного обучения, а, следовательно, и на соперничество между ними. [1] Повышение познавательной активности свидетельствует об осознании необходимости получения знаний и обучения в кадетском училище. Стоит также учитывать, что для тревожных кадет высокие требования обучения и без того являются завышенными в силу присущего им перфекционизма.
В связи с этим, важными задачами психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются снижение учебной и личностной тревоги у кадет и повышение у них уровня мотивации на успешное обучение.
Решение этих задач в Севастопольском ПКУ осуществляется путем реализации целостной программы психолого-педагогического сопровождения, в которую входят диагностика для более комплексного изучения личностных и поведенческих особенностей кадет; консультирование по различным вопросам, психологическое просвещение, профилактические и развивающие занятия. Групповые и индивидуальные занятия с кадетами подразумевают использование таких методов как психологические упражнения, этюды, беседы и дискуссии, элементы арт-терапии, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Нередко кадеты, столкнувшиеся с неуспехом в учебной деятельности, теряют мотивацию к познанию, что, в свою очередь, может привести к снижению мотивации на обучение в целом. Поэтому важно и наиболее целесообразно проводить с такими кадетами специальные занятия.
Например, в модуле программы занятий по развитию познавательных способностей «Учись учиться» работа по повышению уровня мотивации осуществляется путем создания так называемой «ситуации успеха», когда у кадет есть возможность почувствовать эмоциональный подъем от решения познавательных задач вне привычной урочной деятельности.
Параллельно основным направлениям программ развивающих и профилактических занятий перед педагогом-психологом стоит задача повышения самооценки кадет. Так, налаживание доброжелательной атмосферы безоценочного принятия среди кадет позволяет им почувствовать себя в комфорте и безопасности, а значит и раскрыть свой личностный потенциал. Это подтверждает, насколько ценен дифференцированный подход к обучению и воспитанию кадет со стороны всех участников образовательного процесса.
Таким образом, результаты исследования позволяют выявить основные проблемы мотивационной сферы кадет и организовать грамотную психолого-педагогическую поддержку, которая позволила бы создать благоприятные условия для гармоничного развития личности, раскрытия потенциала кадет и, как результат, высокого качества образования в Севастопольском ПКУ.
Литература:
Пономаренко А. «Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов». – М.: Издательство АСТ, 2014.
Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста». – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.