Конспект урока Построение правильных многоугольников

КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Построение правильных многоугольников»
по геометрии в 9 классе (общеобразовательный уровень).

План - конспект урока на тему «Построение правильных многоугольников» по геометрии в 9 классе (общеобразовательный уровень) по учебнику: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. Учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.СБ. Кадомцев и др.] -М.:Просвещение,2007
Форма проведения: классно-урочная.
В тематическом планировании геометрии 9 класса на изучение материала «Построение правильных многоугольников» отводится 1 час, поэтому этот урок целесообразнее провести в виде модульного урока, который характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей и отличается завершенностью и самостоятельностью.
На уроке используются информационные технологии, способствующие формированию информационной компетентности учащихся на уроках геометрии, с использованием которых отмечается повышение познавательной активности учащихся и их мотивации к учению.
Оборудование к уроку
Интерактивная доска Smart Board; презентации; мультимедийные средства; слайд в программе Microsoft PowerPoint, «Оценки» в программе Microsoft Office Word 2007 - в ссылке,


№п/п
Основные этапы модульного урока
Время(мин)

1.
Мотивация учебной деятельности (организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока), завершающийся постановкой интегрирующей цели урока
2

2.
Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний
5

3.
Работа с новым материалом. Практическая направленность.
8

4.
Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения, их практическая направленность
10

5.
Завершающий контроль ( проверка усвоения через самостоятельную дифференцированную работу, которая оценивается учениками на уроке способом взаимопроверки по готовым ответам).
10

6.
Выставление комплексной итоговой оценки за урок с учетом оценок за промежуточные ответы учащихся, которые озвучивались учителем и фиксировались в наглядном оценочном листе самими учащимися (оценочный лист по гиперссылке появлялся на каждом этапе урока в заготовленной презентации урока).
6

7.
Рефлексия, которая связана с самооценкой и суждениями о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и полученных знаниях.
4










Ход урока



Этапы урока
Содержание урока
Презентационное сопровождение

Мотивация учебной деятельности (организационный момент: сообщение темы, цели, задач урока),
завершающийся постановкой интегрирующей цели урока
Тема
урока
Построение правильных многоугольников



Цель урока
(триединая: обучающая, развивающая, воспитывающая
Изучить
материал на построение правильных многоугольников и показать применение правильных многоугольников в практической, профессиональной деятельности,
развивая их творческий потенциал, постоянно формируя умение того что необходимо познать и уметь каждому ученику в результате работы на уроке,
воспитывая целеустремленность, самостоятельность и трудолюбие.



Форма проведения занятия:
модульный урок.




Тип урока
урок ознакомления, закрепления изученного материала и проверки знаний через самостоятельную работу.



Структура урока
трехфазная




Задачи урока
Прослушать рассказы из истории математики о правильных многоугольниках.
Актуализировать опорные знания на построение правильного треугольника и четырехугольника по известной стороне.
Ознакомить с новым материалом на построение правильных многоугольников через радиус описанной окружности.
Показать практическую направленность изученного материала.
Проверить уровень сформированности умений и навыков через самостоятельную деятельность учащихся.



Мотивация и целеполагание: мотив – это желание что - либо делать, мотивация – это побуждение к деятельности: я хочу узнать, я хочу научиться... . Мотивацией обеспечивается не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников.





Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний
Из истории математики
Из истории математики задач на построение правильных многоугольников,
которые решаются с помощью только циркуля и линейки (полная информация, которую используют ученики, помещена на слайде презентации).
Цель: вызвать интерес учащихся к истории математики, к биографии ученых, сделавших открытия в различных областях естественно - математических наук, воспитывая интерес к чтению дополнительной литературы.







Актуализация: актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы.



Что мы знаем о правильных многоугольниках?
1.Этап. Что мы знаем о правильных многоугольниках?
(вопросы и ответы заложены в таблице),
Цель: воспроизведение ранее изученного теоретического материала и наглядных геометрических фигур, (с последующей проверкой уровня их усвоения) дала возможность учителю для актуализации более сложных практических задач.




Построение правильного треугольника
2.Этап. Построение правильного треугольника по заданной стороне ( с полной теоретической трактовкой)

Применение циркуля и линейки (новизну средств) сразу создает условие для самомотивации - (а можно мне попробовать!), включая каждого в активную творческую деятельность.
Цель: ( так как на этом этапе решается задача с подробным объяснением), поднять на поверхность знания в решении более сложных практических задач, вызвать необходимость в усложнении смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания).



Построение правильного четырехугольника по заданной стороне
3.Этап.1. Показать построение серединного перпендикуляра к отрезку.
2.Воспроизвести алгоритм поэтапного построения правильного четырехугольника по заданной стороне
( используя слайд) - в коллективной деятельности.
Цель вызывать интерес к изучаемому материалу и желание каждого узнать новое через наглядное, необычное средство мультимедиа.
В коллективной деятельности (при теоретическом решении задачи по готовому чертежу) воспитывается гуманность, товарищество, деликатность и вежливость, терпимость, желание слушать отвечающих, чтобы продолжить логическую цепочку рассуждений.


Работа с новым материалом. Практическая направленность.

Построение правильных
многоугольников для n=4; n=8. с помощью окружности
1.Этап: работы с новым материалом. Построение правильных многоугольников для n=4; n=8 с помощью окружности, с заданным радиусом R, выполняется на компьютерах (обучающая самостоятельная работа в парах). Работа выполняется в парах и на данном этапе учитель выступает в роли консультанта: сильным ученикам, ставя проблемные вопросы; слабым - задавая наводящие на решение – пояснения, с последующей проверкой по заготовленному решению, находящемуся под зашториванием

Цель:. Главное - учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
В парной работе учить других - значит показать, что должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат.





Построение правильных многоугольников с помощью окружности для n=6
2.Этап: Задача. Построить правильный шестиугольник А1А2А3А4А5А6, используя окружность с центром в точке О, радиус которой равен R.
Для решения задачи воспользуемся формулой: а6=R (Задача решается учителем при фронтальном участии учащихся только на доске) и выработать алгоритм действий построения правильного шестиугольника.
Цель: формировать у учащихся последовательность действий от восприятия, осмысления к усвоению более сложной системы знаний, к умению ставить и решать проблемы, вырабатывать алгоритм действий, воспитывая чувство гордости за успехи в решении возникающих проблем.





Построить правильный многоугольник с помощью окружности для n=12; n =3.
3.Этап: Задача.1) Построить правильный многоугольник с помощью окружности для n=12.(задача решается по предыдущему рисунку)
Задача.2) Построить правильный многоугольник с помощью окружности для n=3 .(задача решается по предыдущему рисунку).

Цель: создать условия: не научить или познакомить, а создать условия для коллективного творчества и развития познавательной активности, создавая ситуацию выбора, воспитывая чувства: товарищества, взаимовыручки в групповой деятельности.





Построение с помощью окружности (центр которой в точке O) правильных n-угольникиков для n=5;n=10
3.Этап: Построение с помощью окружности (центр которой в точке O) правильных n-угольникиков для n=5; n=10.
(материал изучается ознакомительно, используя рисунки на слайде презентации, в виде заранее подготовленного сообщения одним учеником, составленного на основе ресурсов сети Интернет и дополнительной литературы ). Этот материал, хотя и выходит за рамки программы, но зачастую вызывает интерес.

Цель: приучать пользоваться иформационным пространством, вызывая интерес к новому, пробуждая стимул к исследовательской деятельности; создавать условия для развития увлеченных и одаренных детей.






Сообщение ученика









































4.Этап: Материал преподносится, используя рисунки на слайде презентации, в виде заранее подготовленного сообщения, одним учеником ( основе ресурсов сети Интернет и дополнительной литературы

Цель: используя ресурсы сети Интернет , пробуждать интерес к практической направленности изучаемого материала.







ЗУН и их практическая направленность


Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения, их практическая направленность
Рение задачи с практической направленностью.
1.Этап: Задача. Сколько денег должен получить
плиточник за облицовку пола такой конфигурации,
если за 1 м2 ему платят по 100 рублей?
Сторона одной плитки-20 см (задача на быструю смекалку, решением).

Цель: создать ситуацию успеха при отработке умений и навыков: обеспечить у учеников ощущение  продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через индивидуально подобранный уровень сложности заданий и правильное оценивание результатов деятельности.



Завершающий контроль
Дифференцированная самостоятельная работа
2.Этап: дифференцированная самостоятельная работа (частично подготовленная на предыдущих этапах). Работа быстро оценивается учениками на уроке через работу в парах по готовым ответам ( Ответы зашторены и открываются в момент взаимопроверки).
Цель: выявить уровень
усвоения изучаемого материала,
устойчивости сформированных связей с ранее изученным,
практического его применения при подготовке к ГИА,
реализации успешности учащихся при выполнении дифференцированной самостоятельной работы,
сформированности само- и взаимооценки учащихся.



Итоги урока

Итог урока
Мы прослушали рассказы из истории математики о правильных многоугольниках.
Повторили решение задач на построение правильных треугольника
и четырехугольника по известной стороне.
Изучили новый материал на построение правильных многоугольников через радиус описанной окружности.
Увидели практическую направленность изученного материала.
Проверили уровень сформированности умений и навыков через самостоятельную деятельность.
Домашнее задание
Обязательное задание: п.109, №1094(а,б,в).
Задание по выбору: построить 5-и конечную звезду.



Выставление итоговой оценки за урок
Оценочная деятельность
Выставление итоговой оценки за урок с учетом оценок за промежуточные ответы учащихся, которые озвучивались учителем и фиксировались в наглядном оценочном листе самими учащимися (оценочный лист по Клик: ссылка ( Оценки.docx расположен в правом верхнем углу первого рабочего слайда 5) затем- свернуть -установить в правой нерабочей части презентации и по клику поместить на панели задач, затем по клику, он устанавливается, в определенном месте, каждого последующего слайда.
Цель: помочь учащимся осознать собственную деятельность на уроке и её результативность через результаты, полученные на «оценочном листе» и получить отметку за урок. («оценочный лист» позволил фиксировать и видеть оценки на каждом этапе урока).
Оценочный лист



Рефлексия
Рефлексия
Рефлексия (сопровождается музыкальным звучанием) : ссылка-« Beethoven-Piano Sonata №14», которая связана с самооценкой и суждениями о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке. Проводится в виде высказываний учащихся, которые наглядно выражаются на слайде презентации и ИД. Ученик может выразить свои эмоции передвижением любого многоугольника на ИД.
Цель: позволить ученику не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность на уроке, что дает возможность задуматься: почему сегодня нет успеха?
(Клик)- ссылка перехода на завершающий этап мастер- класса.







Во время урока соблюдена вся совокупность требований к учебному процессу, к соблюдению дидактических принципов обучения:
принцип воспитывающего и развивающего обучения;
принцип научности;
принцип связи теории с практикой;
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип самостоятельности и активности учащихся в обучении;
принцип сознательности и прочности усвоения знаний, умений, навыков;
принцип целенаправленности и мотивации обучения;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.






Методическая литература к уроку:
Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. Учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] -М.:Просвещение, 2007.
Слайд для ссылки « презентация» в программе Microsoft PowerPoint (автор Масько Л.Г. с изменениями и дополнениями автора урока).
Геометрия. Тематические тесты. 9 класс /Т.М.мищенко, А.Д. Блинков.– М.: Просвещение, 2008.
Изучение геометрии в 7 ,8, 9 классах: Метод.рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др – М.: Просвещение, 2006.
Энциклопедический словарь юного математика/сост.Э-68 А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989.
Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
Печатная статья в отделе научной части БелГСХА (автор Скаржинская Т.П.) «Реализация функций целостного педагогического процесса на уроках математики при подготовке к ЕГЭ», Белгород: 2008.
Обобщенный опыт работы на муниципальном уровне по теме «Реализация функций целостного педагогического процесса на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА» (автор Скаржинская Т.П.) город Губкин Белгородской области, 2011г.
Ресурсы Интернет:

http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Рисунок 5Рисунок 2Рисунок 1915