Технологическая карта урока по изобразительному искусству Древнерусские воины-защитники (4 класс)


Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе
тема: «Древнерусские воины-защитники»Цели деятельности
педагога Формировать представления о древнерусских богатырях, воинах-защитниках и особенностях их воинского снаряжения; познакомить с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников;
создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве; учить изображать их на бумаге простым карандашом;воспитывать навыки сотрудничества, самоконтроля и самооценки.
Тип урока Усвоение новых знаний
Планируемые образовательныерезультаты Предметные:расширяют свои представления об истории искусства России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «графика», «декор», «живопись»; познакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.
Метапредметные:
- познавательные: умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата; оценивают свои достижения на уроке.
- коммуникативные: умеют строить высказывания; активно слушают одноклассников и учителя; вступают в коллективное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют ответы; умеют строить понятное монологическое высказывание; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте мужского образа древнерусского воина
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, живопись, графика, образ, цвет, тон, композиция
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусские воины-защитники»;
Русские доспехи X–XVII веков. Художник В. Семенов. – М. : Изобразительное искусство, 1983.
Музыкальный ряд: песня «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой
Образовательные ресурсы Учебник изобразительного искусства Л.А. Неменской, 4 класс (УМК «Школа России»);
Интернет-ресурсы:http://www.veliz.h12.ru, http://www.cityref.ru
Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: простой карандаш, уголь, листы бумаги

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Универсальные
учебные действия
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создание положительного настроя на уроке, способность быстрому включению в деловой ритм. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают песню «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет
речь на уроке?
– Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне.
Отвечают
на вопрос Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси
II.Постановка учебной задачи
Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока – Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства.
- Как вы думаете, какова тема и задачи нашего урока?
(Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника) Слушают учителя, cами формулируют тему и задачи урока Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
III. Актуализация знаний
Цель: создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве.
– В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец».
В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом». Это значит, что богатырь славен своими делами. «Доброе братство дороже богатства» – это значит, что
дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.
– Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри».
Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
– Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов.
Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.
Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.
Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке.
– Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский».
– Что вы можете сказать про этого героя?
– Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура
на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения.
– Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну?
– А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.)
– Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.)
– Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения.
– В. А. Фаворский выполнил гравюру на дереве,иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика.)
– К «Слову о полку Игореве» были сделаны и другие, более древние иллюстрации миниатюры.
– Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине.) Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют



Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание
Физкультминутка.

Мы сидели, рисовали    
И немножечко устали.
Встали, руки развели,
Вверх подняли, потянулись.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно снова рисовать! Выполняют упражнения Личностные: Осознанно заботятся о своем здоровье
III. Творческая
практическая деятельность
Цель: создать образ воина-защитника.
Приступайте к выполнению задания по плану:
1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы.
2. Наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру.
3. Покажите детали костюма.
4. Прорисуйте черты лица.
5. Окончательно доработайте образ воина-защитника Составляют план работы.
Рисуют графическими материалами
Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
IV. Рефлексия деятельности
Цель: самооценка обучающимися своей деятельности – Что нового узнали вы на уроке?
– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.
Удалось ли нам передать образ русского богатыря?
– Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!

Домашнее задание: найти и прочитать пословицы и поговорки о богатырях Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников.
Отвечаютна вопросы
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу