Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей


XX VI I Cтавропольская краевая открытая научная конференция школьников.Секция: филология
Название работы: «Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей»
Автор работы: Заикина Яна
Место выполнения работы:
г.Новоалександровск,
МОУ гимназия № 1,9 класс
Научный руководитель:
Синицина Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 1
г.Ставрополь 2016
Оглавление
Ведение.

Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей:
Т. Крюкова «Костя + Ника»
Ю. Ермолаев «Дом отважных трусишек»
Е. Мурашова «Класс коррекции»
Заключение.
Библиографический список
Ведение
Инвалидность – это страшный диагноз. Она калечит жизнь. Люди, столкнувшиеся с этой бедой, нуждаются в огромной заботе и в чутком внимании. Но страшнее всего, если инвалидом является ребенок. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они «небольные», а «особенные дети». Они любят играть, веселиться, общаться, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска, затем одиночество - вот их мир. Когда ребенок взрослеет и понимает, что его болезнь неизлечима, начинает страдать его психическое состояние. Детская душа начинает болеть еще сильнее. Как верно заметила поэтесса Н.Попова:
«Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!»
Многие дети-инвалиды учатся в общеобразовательных школах. Некоторые ребята не хотят учиться с ребенком-инвалидом в одном классе и стараются избегать от общения с такими детьми. Но есть дети, которые относятся к ребенку-инвалиду как к полноценному члену общества. Как изменить в сознании детей, что дети-инвалиды – они как мы, только немного добрее, сердечнее, отзывчивее на чужое горе. Они также имеют право на счастье, улыбки и радости. Только произведения художественной литературы способны сделать первый и важный шаг – изменить сознание здоровых детей, увидеть больных детей рядом, протянуть им руку помощи. Современным детям необходима современная литература, где поднимаются проблемы, которые остры для сегодняшнего времени.
Цель данной работы – проанализировать современные произведения о детях – инвалидах, а именно о подростках-инвалидах, выявить общее и различие в подаче материала, показать методы с помощью которых современные писатели раскрывают тему детей-инвалидов..
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
- рассмотрение образов детей-инвалидов в произведениях современных писателей,
- осмысление авторского подхода к данной теме,
- привлечение внимания общественности к проблемам детей-инвалидов.

Основные методы работы – сопоставление, анализ произведений, раскрытие образа детей-инвалидов современными писателями.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности, в работе школьных театральных студий.

Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, одной главы, где анализируются три произведения современных писателя, заключения, библиографического списка.
Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей:
Т. Крюкова «Костя + Ника»

Повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» - на первый взгляд, светлая, добрая, легкая, наивно-трогательная книга. Жизнь в маленьком дачной поселке, где каждый знает все обо всех, а тайна остается тайной лишь тогда, когда ты держишь ее при себе, да и то не всегда. Привлекает своей наивностью и чистотой. Оглядываясь вокруг себя, я с грустью понимаю, что не верю, что есть еще в мире такой вот Костя, который, возможно, спас свою Нику. Но это только на первый взгляд автор поднимает тему первой любви, юношеской дружбы. А на самом деле, вторая тема, более актуальна и значима: вера в человека, оказание помощи ребенку-инвалиду.
Крюкова строит свое произведение на двух мирах: реальном и вымышленном. Чем-то Костя мне напоминает романтического героя: страстного, не желающего жить как все, отличного от всего мира.
Рассмотрим более подробно. Костя встречает в лесу веселую здоровую девочку Нику, как она ему говорит Костянику, имя, придуманное ею, от лесной ягоды. И спустя день он знакомится с девочкой - инвалидом Никандрой – точной противоположностью по внутренним качествам девочку. Озлобленную на весь мир за свой недуг, видящую во всех врагов, думающую, что все над ней смеются - ледяную куклу без эмоций и души. И вот автор показывает нам: каким образом мальчику удается растопить сердце, поверить в людей, увидеть мир другими счастливыми глазами. Задача не из легких. Но Кости это удается. Конечно, на пути героя встречается непонимание со стороны самых близких и дорогих людей, мамы, друзей, родителей и сиделки Никандры. Но ничто не смогло сломить желание мальчика помочь ребенку-инвалиду, заполнить пустое пространство души счастьем и верой. Постоянно автор держит нас в напряжении. Нам хочется стать на сторону Кости, крикнуть всем: «Посмотрите, какой он необычный, добрый и счастливый человек, который может и дарит счастье ребенку, которому оно жизненно необходимо». Постоянно мы видим противопоставления: Костяника и Никандра, чудо в виде яблок на березе и человеческое осуждение за ненужные яблоки, непонимание матери, друзей и постепенное преобразование души Никандры, улыбку на лице девочки-инвалида и сиделки Полины, внешняя забота отца и замещение отцовской любви денежными и материальными ценностями.

Лишь стоит вспомнить, как Костя верил в Никандру больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги. Но самым важным фактором, несомненно, были внимание, дружба и любовь. Любовь подкралась к нему так незаметно, что он осознал ее лишь тогда, когда потерял: «Слезы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили его, но он не думал о том, что его могут увидеть. Сейчас он существовал вне мира, вне людей. Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв "благородного целителя". Он любил ее».
Финал произведения как бы разделен на две части. Первая – это известие о трагической смерти Никандры, а вторая часть – как сказка, появление девочки здоровой ровно через год. Но, может быть, это сознательно придуманный прием писателя, чтобы показать – важна каждая минута, каждый необдуманный шаг, каждое сказанное слово.
Очень добрая, светлая книга о любви и о том, что чудо - чудо рождается в душе человека, оно дело рук человеческих. И первый шаг стать "чудесным" человеком, "волшебником" - отказаться от прочно въевшихся в нашу повседневность равнодушия, черствости и безучастности. Очень непростая повесть. Вот так читаешь - и думаешь порой, что автор перестарался, что такого не бывает, чтобы подростки - сколько им там лет? - были такими. Такими мудрыми, такими глубоко чувствующими, такими неюными. А с другой стороны, разве не было такого у многих в 14-15 лет - ощущения, что ты старше многих взрослых, ярких периодов понимания и осознания, всплесков глубоких чувств, проникновения в какие-то глубины. Подростков нечасто принимают всерьёз. А главный урок. Который вынесли взрослые, был прост: Все глядели на Нику, не в силах осознать произошедшего чуда. Этот чужой паренёк сумел сделать невозможное. Он спас её от главной беды – инвалидности.
Ю. Ермолаев «Дом отважных трусишек»
«Дом отважных трусишек»– так называет главный врач детское отделение больницы в повести Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек». Само название повести заставляет нас обратить внимание на оксюморон, который и будет раскрываться на протяжении всего произведения. События происходят в необычном доме, к клинике, где врачи творят поистине чудеса - помогают детям инвалидам поверить в себя, излечиться от инвалидности, а главное стать сильными душевно на пути выздоровления. Прототипом главного врача послужил знаменитый доктор Гавриил Абрамович Илизаров, который точно  сказочный волшебник, возвращает к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми. Как о нем говорит главная героиня Надя: «Как часто она представляла себе этого несуществующего волшебника! Вот подходит к окну, возле которого она сидит, обыкновенный старичок и спрашивает: «Почему ты, девочка, не гуляешь?» Надя отвечает. И вдруг старичок, точно настоящий артист-фокусник, взмахивает руками, произносит какие-то непонятные слова – и Надя вскакивает, кружится на совершенно здоровых ногах по комнате и тут же бежит к девочкам прыгать через веревочку. От удивления все так и застывают на месте. А старичок волшебник мгновенно исчезает. Точно его и не было вовсе. А потом Надя записывается в бассейн и, конечно, устанавливает рекорд по плаванию». Но мы то понимаем, что чудеса такие не могут осуществиться в реальном мире.
Повесть рассказывает о мужестве маленьких пациентов, о самоотверженности врачей, о том, как вместе врачи и дети побеждают болезни. Повесть не документальна, но в ней рассказывается о том, какие новые методы лечения нашел и успешно применил доктор. Но, самое важное, то, что писатель  прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и  еe подружками по палате (Веры Осиповой, Джаннат Шамхаловой из Баку, Гали Скульской из Киева, Майе, маленькой Олечке), читатель пройдет через многие испытания и узнает радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для нее самой большой на свете. Мы как будто вместе с ребенком-инвалидом проходит маленькими шажками по огромной дороге жизни. Я уверена, все, кому посчастливится прикоснуться к этой повести, в будущем совсем по-иному будут относиться к больным детям.
Да, сюжет совсем прост. Ребенок-инвалид Надя Ермакова вместе с отцом используют все способы, чтобы поставить ребенка на ноги. Когда Наде было четыре года, она заболела и получила осложнение на ноги. Сильное искривление не дает ребенку возможности учиться, общаться с детьми. Как говорит сама героиня: « Разве не обидно, когда тебя разглядывают, точно какое чудище?» Десять самых сложных месяцев в жизни ребенка-инвалида описано в повести. Десять самых трудных месяцев мук, боли, разочарования проживаем мы с девочкой. Сколько пришлось пережить ребенку, чтобы осуществилась ее мечту – ноги стали ровные и на них можно было ходить – описать трудно. Восхищаешься силе духа главной героини. И радуешься вместе с ней, когда ее самая заветная мечта осуществилась – она научилась плавать, участвовала в соревнованиях не на пружинном матрасе, как раньше, а в настоящем бассейне. История Нади помогает поверить в то, что есть врачи от Бога, которые помогают детям обрести маленькое счастье – быть здоровыми. И есть такие дети, которые проходят трудные и мучительные шаги к заветному желанию – быть как все.
Е. Мурашова «Класс коррекции»
Дальше всех в раскрытии жизни и борьбы за существование раскрыла в своем повести Е. Мурашова «Класс коррекции». Произведение выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков прежде всего тем, что затрагивает в произведении тему детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных. Да, такая тема слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином.
Повесть начинается с вопроса о том, что такое милосердие. «... В ответ на это половина класса заржала, а другая половина, у которой сохранились мозги, насторожилась». Читая эти строки, предполагаешь, что речь в повести пойдет о банальном описании учебных будней класса коррекции: асоциальное поведение, нежелание учиться, нарушение дисциплины. Но в противовес всему появляется ребенок-инвалид Юра Мальков. И с его появлением класс «больных» детей, а затем и другие школьники элитной школы меняются на глазах. Даже происходит перерождение маленьких учеников – детей из очень обеспеченных семей.
Историю, которая произошла с 7е, рассказывает Антон, один из учеников этого класса. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умён и образован для своих лет», но  «неврологически нездоров», у него бывают «припадки неконтролируемых эмоций». Как говорит о нём один из учителей: «Антон – герой, который почему-то отказывается быть героем». Он – наблюдатель, потому что, в отличие от большинства его одноклассников, ему сполна дана возможность наблюдать. Но он способен и на действие. Антон полон сострадания к тем, с кем его свела судьба в этом странном классе. Противопоставление больных героев писатель показывает элитную школу и обеспеченных черствых детей. Школа огромная, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах. В ней 300 учителей и полторы тысячи учеников. Первые два класса каждой параллели гимназические. У них лучшие учителя, 3 иностранных языка, а, кроме того, им преподают всякие важные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы В и Г – нормальные. 7е – класс коррекции. Здесь учатся дети с «диагнозами». Пройдёт учебный год, и этот класс будет расформирован. Администрация ждёт не дождётся этого часа. Почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки, то, как он пишет, как передвигается на инвалидной коляске. Но в классе коррекции к нему относились хорошо. Получается, дети из неблагополучных детей, духовно и физически нездоровых понимают ребенка-инвалида. Юра умел шутить над собой, спокойно относился ко всем неудачам. Он прилежно учился и помогал Пашке, у которого стали лучше оценки и «в глазах рассеялась муть». Появление ребенка-инвалида становится настоящим нравственным испытанием для класса коррекции. Юра не только объединяет 7е класс, он, как лакмусовая бумажка, неожиданно проявляет в ребятах доселе не востребованное: умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать. Ребята перестали материться, они стали дружнее после вечеринки, которую устроил Юра с его родителями. Класс коррекции защищает Стешу, над которой пытались надругаться старшие «ашки», сынки уважаемых людей и школьных спонсоров. Девочки орут под окнами элитного дома, рыночно-уголовная гвардия Пантелея дерётся с охранниками, больной Юра едет через весь город в своём инвалидном кресле. А потом они с Антоном и Мишаней отправляются вызволять Стешу через тот, волшебный, мир. И вызволяют. Она расколдовывается, Мишаня прозревает. Но Юра остаётся там, в своем особом мире, навсегда. Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Он организует туда «экскурсии» для одноклассников. Миры на то и параллельны, чтобы не пересекаться. В том мире ребята становятся другими. В этой таинственной стране к ним приходят не только красота и здоровье, которых у них никогда и не было, но и чувство собственного достоинства, без которого маленькому человеку совершенно невозможно существовать. Вывод из этой светлой повести с грустным финалом один – коррекция срочно необходима нашему обществу, всем нам. Екатерина Мурашова призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина. Она призывает нас к милосердию.
Да, мы видим два мира: мир реальный, жестокий и безнравственный, и мир фантазии, вход в который открыл Юра, где нет зла, болезней, лицемерия, где всем хорошо и каждый в нем живет своей жизнью из мечты.
Повесть Мурашовой— это изображение внутреннего мира. Она представляет собой результат соединения психологического опыта автора и его писательского таланта. Именно милосердие, сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, которое не было чуждо юным героям повести, делает это произведение особенно интересным и актуальным. Печально, что Юра не смог выжить в нашем реальном мире, но его жизнь не прошла напрасно, он смог изменить жизнь «больных» душой детей из класса коррекции.
Заключение.
Изучив произведения современных писателей Т. Крюковой «Костя + Ника», Ю. Ермолаева «Дом отважных трусишек», Е. Мурашовой «Класс коррекции» и их образы детей-инвалидов, мы пришли к следующим выводам:
тема «детей-инвалидов» в русской литературе актуальна и по сей день.
писатели по-разному освещают проблему детей-инвалидов, вследствие чего образы таких детей представлены следующим образом:
- у Крюковой через дружбу и первую любовь происходит не только телесное исцеление девочки-инвалида, но и духовное перерождение. Благодаря Кости и его веру в чудо, это чудо происходит не на пустом месте, а путем постоянных тренировок. - у Ермолаева ребенку-инвалиду помогают профессионалы – врачи, их удачные эксперименты и желание самих детей излечиться от недугов. Повесть по написанию светла, в ней нет агрессии реального и жестокого мира, дети находятся в больнице рядом с такими же больными детьми. Мы видим их исцеление посредством медицины.
- у Мурашовой образ ребенка-инвалида представлен в двух мирах: реальном и фантастическом, выдуманном детьми. Юра убегает от реального мира в свой особый, где ему легко, он здоров и весел. Но приходится возвращаться в мир жестокости и непонимания других детей. Этот образ показан в разрезе с другими детьми: здоровыми и неполноценными духовно. Он переворачивает мир жестокости, превращает в добро и помогает другим детям с отклонениями. Но сам жертвует своей жизнью во имя другого ребенка.
3. Изменена подача материала и раскрытие темы. У современных писателей образ детей – инвалидов показан в развитии. Мы наблюдаем постепенный процесс изменения сознания детей, герои помещены в знакомые нам современные условия: школу, улицу, мир подростков. Стиль написания характерен для подростковой среды, на что указывает и язык повествования. Различие заключаются в том. что у Ермолаева – общество добрее, дети изолированы от жесткого мира, у Крюковой и Мурашовой – герои выживают в современном жестком мире.
4. Разные подходы к одной и той же теме вызваны, по-моему, обстановкой, в которой писались произведения.
5. И все-таки надежда остается: люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать и в нашей стране полноправными членами общества, отношение к инвалидам должно измениться.
Произведения художественной литературы, в какую бы эпоху ни были они написаны, сыграют определенную роль в формировании нашего сознания. Первый урок эти книги дали мне, они помогли по-особому посмотреть на детей-инвалидов, понять их проблемы, проявить сочувствие- то на что и нацелена современная литература для подростков.
Библиографический список
1. Сайт в сети Internetwww.krugosvet.ru.
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2013 года.
3. Книги, помогающие жить. Рекомендательный указатель литературы. М.: Чистые пруды, 2008, 31 стр.
4. Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек. Издательство «Детская литература», 1999 г.
5. Тамар Крюкова. Костя + Ника. М., 2013 г.
6. Екатерина Мурашова. Класс коррекции. LITRU.RU