Разработка урока по русскому языку Буквы О-Ё после шипящих в корне слова, 5 класс


Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Штрейденберг Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы, урок в 5 б классе
Цели деятельности учителя
Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов»; помочь выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы (или выработать в совместной деятельности с учащимися)
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь применять правило правописания о–ё после шипящихв корне слова.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
методы и формы обучения Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные (цифровые) ресурсы
Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер
Наглядно-демонстра-ционный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия и термины
Орфограмма-буква
Сценарий урокаЭтапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формыорганизации совзаимодействияФормируемые умения (универсальные учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности
1. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельнос-тиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:
• отличное;
• хорошее;
• не совсем готовы.
– Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
Листы обратной связи
2. Актуализация и пробное учебное дей-
ствиеВоспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Письменная работа
Зрительный диктант по упражнению 418.
– Объясните орфограммы, выделите корни с безударными гласными
Выполняют письменные задания
Фронтальная, индивидуальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач логические операции
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы, письменные работы
3. Выявление места и причины затруднения
Ответы на вопросы, написание, чтение и комментирование мини-сочинений.
Физкультминутка
Творческая работа.
– С кем сравнивает наших мам автор текста? Почему?
– Наверняка у вашей мамы есть увлечения, которые не упомянуты в тексте упражнения. Наблюдательны ли вы? Расскажите письменно об одном из увлечений своей мамы (3–5 предложений).
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся, выборочно проверяет диктанты.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Создают мини-сочинение, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Выполняют элементарные физические упражнения
Групповая индивидуальная.
Фронтальная
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Вопросы для уточнения информации
Выполнение упражнений
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности учащихся.
Словесно-иллюстративный рассказ, эвристическая беседа по вопросам.
Анализ языковых единиц
Организует чтение и анализ нескольких мини-сочинений.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– А сколько мама знает сказок! Поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки
о русском языке?
– Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая*.
– А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, ш, ч, щ.) Что мы о них знаем? (Звуки ж и ш – всегда твердые, ч’ и щ’ – всегда мягкие.)
С буквами я, ю, ы, э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам о и ё! То все буквам подавай букву ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с о. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами о и ё.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании букв о и ё после шипящих.)
– Теперь обратите внимание на экран, где вам предлагаются слова для анализа.
Пчелка, шелковый, шорты, щечка, шоу, молодожены, анчоус, челка, шепот, шорох, крыжовник, жокей.
– Значение каких слов вам незнакомо?
Поясняет значение незнакомых слов.
– Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие.)
– Какой звук слышится после шипящих? (Звук о.)
– Почему же в словах пишутся разные буквы: и о, и ё? (Звук о на письме передается буквами о и ё.)
дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, строят понятные для парт-
нера высказывания; выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями
Фрон-
тальная,
индивидуальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Устные ответы, вопросы
для уточнения информации
5. твор-
ческая практичес-кая деятельно-сть по реализации построен-ного проекта
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых спо-
собов учебной и умственной деятельности учащихся.
Наблюдение и анализ языковых единиц, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа.
Физкультминутка
– Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой ё и буквой о после шипящих. Подберем к каждому однокоренное слово.
Организует работу в тетрадях и на доске.
– Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется е, значит, в слове пишем ё, где нельзя подобрать слово с е – пишем о.)
– Сформулируйте самостоятельно правило.
– Давайте познакомимся с правилом из учебника и сравним его с тем, которое сформулировали сами.
Организует работу с учебником.
Вот помощники мои,
Постучали, повертели
Их как хочешь поверни.
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Тихо все на место сели
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют
план работы над заданием, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником.
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная,
индиви-
дуальная
Фронтальная
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
Вопросы для уточне-нияВыполнение упражне-ний6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных
рассказов об изученных нормах, письменная работа
– Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.
В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох
За кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстрашно.
Треск!.. И разорвался шов.
«Мой капюшон! О, так ужасно!»
И Буратино был таков.
– Какие слова вам встретились в этом стихотворении? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (на слайде). Прочитайте их вслух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?
Вывод: Есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная о. Такие слова называются исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения
Индивидуальная
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие
трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Устные ответы
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обобщениеи систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения
– Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения. (план на слайде):
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с е.
3. Можно подобрать такое слово – пишем ё.
Нельзя подобрать такое слово – пишем о.
– Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану.
Слова для анализа: черный, шоссе, желтый, шоколад.
– Но существует одна особенность в этом правиле: Если слово с корнем –жёг- – -жог- является существительным – пишем о. Если глаголом – пишем ё.
– Посмотрите на доску (слайд).
– Давайте разберемся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
Творческое задание.
– Составьте небольшой текст (3–4 предложения), используя предложенные слова (слайд).
Крыжовник, пчелы, шорох, шепот, шорты, шелковый.
В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом
Отвечают на вопросы, работают с учебными пособиями, выполняют упражнения
Индивидуальная, групповая
Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Письменные работы
8. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
– Какую орфограмму мы выучили?
– Выполнили цели урока?
Выслушивает варианты ответов учащихся
Отвечают на вопросы, определяют уровень приобретенных знаний
Индивидуальная, групповая
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Оценивание учащихся за работу на уроке
9. Рефлексия учебной деятельности
Заключительная беседа по вопросам
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился –выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений
Индивидуальная, групповая
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания
Листы обратной связи