Технологическая карта урока на тему Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова


Технологическая карта урока на тему
Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова
Филаткина Елена Львовна
МБОУ Спасская СОШ
Учитель
Русский язык и литература
5 класс
Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова (1 урок )
Академический школьный учебник (5 класс часть 1) автор Л.М.РыбченковаКомпьютер , экран , проектор
Учебные цели :Освоить алгоритм правописания букв О и Ё после шипящих в корне слова ;Развить умение опознавать орфограмму , использовать алгоритм орфографического правила написания букв О и Ё после шипящих в корне слова ;
Способствовать воспитанию у учеников интереса к истории родного края , чувства ответственности за качество своих знаний.
Учебные задачи :
Познакомиться с алгоритмом правописания букв О и Ё после шипящих в корне слова , понять , почему он так устроен ;
Познакомиться с образцом действия по этому алгоритму ;Потренироваться в самостоятельном действии по этому алгоритму;
Проконтролировать себя самостоятельно и проделать рефлексивную оценку;
Педагогические цели :Организовать учебную деятельность по освоению алгоритма правописания букв О и Ё после шипящих в корне слова ;Организовать учебную деятельность учащихся по выработке умения правильного написания букв О и Ё после шипящих в корне слова ;Способствовать формированию у учащихся опыта постановки цели своей учебной деятельности под руководством учителя ;Педагогические задачи :
Организовать знакомство учащихся с алгоритмом правописания букв О и Ё после шипящих в корне слова ;Организовать понимание учащимися алгоритма правописания букв О и Ё после шипящих в корне слова ;Организовать знакомство с образцом действия по этому алгоритму ;Организовать тренинг в самостоятельном действии по этому алгоритму ;Организовать самостоятельный контроль и рефлексивную оценку учебных действий учащихся ; План урока :
Анализ домашнего задания ;Мотивация учащихся на урок;
Актуализация знаний , постановка учебной задачи ;
Освоение новой орфограммы с помощью алгоритма ;Орфографический тренинг ;Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Анализ домашнего задания.
2 Мотивация учащихся на изучение новой темы.
Фиксация затруднения
3 Актуализация изученного.
4 Переход к новой теме, постановка целей учебной деятельности
5 Решаем проблему, открываем новые знания.
6 Освоение алгоритма.
(Проговаривание каждого шага вслух) - Недавно в парикмахерской я обратила внимание на список предоставляемых услуг. В нём есть такая запись (на доске) подстричь чолкуА в другой парикмахерской эта запись была такой (на доске) подстричь чёлку
- Какой вывод вы можете сделать по этой записи?
- Как вы считаете, грамотным нужно быть только учителям, журналистам, писателям или людям любой профессии?
-Запишите слова группами в зависимости от орфограммы:
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь ,луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
-Какие группы у вас получились? Сравните их с группами на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм.
-Какой общий опознавательный признак у этих орфограмм?
-Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
-Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму.
-Вернемся к первому слайду. Как вы считаете, в каком случае слово написано верно?
-Каких знаний вам не хватает?
-Какой общий опознавательный признак в этих словах
-Сформулируйте тему урока.
- Какие цели мы должны достигнуть на уроке
-Какими способами мы будем достигать эти цели?
-Сформулируйте учебную проблему.
-Сравните свою формулировку с авторской на странице 238. Упр. 59 выполняется в паре.
- Назовите общий опознавательный признак в этих словах
- В какой морфеме находится шипящий звук и возникает орфограмма?
- В сильной или слабой позиции возникает орфограмма?
- Какой звук слышим в словах после шипящего?
- Звук одинаковый , а буквы о или ё
Ответы на задания к упр.59
- Теперь вернёмся к слову чёлка . В каком же случае оно написано правильно и почему ?А поможет вам в этом рубрика «Из истории языка». (На слайде)
- Для освоения правила воспользуемся алгоритмом. (Алгоритм раздаётся каждому на индивидуальной карточке).
- Можно ли поменять шаги местами или пропустить какой-либо шаг? Почему?
Индивидуальные задания ( работа с толковым и этимологическим словарями) учащиеся зачитывают словарную статью к слову архитектура
Звучат краткие рассказы о памятнике Ю.А.Гагарину ,обелиске в парке Победы .
- В каком-то из этих вариантов написано с ошибкой
-Наличие буквы шипящего
Щавель
Мнения в классе различные
-Знаний о том, когда пишется о , а когда ё
Буква шипящего
-Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова.
(Учащиеся записывают новую тему в тетрадях)
-Узнать правило правописания букв О и Ё после шипящих в корне слова;
-освоить и применять алгоритм правила написания букв О и Ё после шипящих в корне слова.
-Познакомимся с образцом действия по этому алгоритму, потренируемся в самостоятельном действии по этому алгоритму.
-Какую букву о или ё нужно писать в корне слова после букв шипящих?
- Шипящий
- В корне
- В сильной
- [о]
Ответы учащихся Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Организационно-коммуникативные УУД
Познавательные УУД

Сигнал : буква шипящего ж ш ш ч
после него в сильной позиции слышим [o]

Подбираем родственное слово с – е или меняем форму слова
Есть слово Нет слова

Ё О
Жёлтый (желтеть) Крыжовник исключения
Шёпот (шепчет) Шорох
+ все иноязычные слова
(шоу, капюшон )

7 Тренинг с помощью алгоритма (упр. 60)Кроме слов чопорный и мажорный
Первичное закрепление во внешней речи.

Дифференцированная работа .Рефлексия
Самооценка (на слайде) учащиеся в тетрадях ставят + или –
Задание на дом
- Как проверить , поняли вы это правило или нет?
(Коррекция учителем рассуждений учащихся)
Обращаем внимание на графическое обозначение условия выбора орфограммы (см. правило)
Слабые учащиеся выполняют упр. 61 Работа с сильными учениками: на слайде лексические значения слов.
- Назовите ключевые слова урока по опорным словам:
Опознавательный признак -
Морфема -
Позиция-
Слышим о
Проверочное слово
- Какие новые знания вы усвоили сегодня на уроке?
Отмечаю ребят, которые успешно усвоили орфограмму , назначаю из их числа консультантов , которые помогут на следующем уроке другим усвоить новую тему.
Знать алгоритм рассуждения .Упр. 62 (слабые ученики)
Тем, кто усвоил орфограмму на уроке, упр. 67.
- Нам нужно потренироваться
Самостоятельная работа.
Учащиеся записывают нужное слово, объясняя орфограмму , опираясь на алгоритм ( без комментирования вслух)
Проверка по эталону (шкала самооценки)
-буква шипящего
-корень
- сильная
- пишем о или ё
- пишем ё
Выводы учащихся о качестве освоения новой орфограммы, о причинах ошибок ( не увидели опознавательный признак, не смогли подобрать однокоренное слово для проверки , пропустили мыслительный шаг в рассуждении)
Регулятивные УУД