Урок по чтению для 3 класса «Почему люди фантазируют»

Ф. И. О. Гильяльдинова Надежда Ивановна

Предмет: литературное чтение

Квалификационная категория: вторая

Место работы: МОУ «Гимназия № 10 ЗМР РТ»

Тема : «Почему люди фантазируют» ( по произведению Т. Пономаревой)
(программа «Перспективная начальная школа» .
Автор: Н. А. Чуракова)
Класс: третий

Цели: 1) Обсудить с учащимися в ходе дискуссии особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, чем они различаются по своей цели и построению; развивать умение творчески подходить к художественному произведению, уметь заменить одного героя другим; на материале музыкальных произведений и произведений живописи показать особенности творчества и фантазии в изобразительном искусстве и музыке.
2) Развивать творческие способности, воображение, речь учащихся.
3) Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, к людям вокруг нас.

Окружающая жизнь-это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. И необходимо, начиная с начальной школы, вовлекать детей в активную познавательную деятельность.
Форма урока- заседание клуба «Ключ и заря»- располагает детей к обсуждению, развивает мыслительную деятельность. Дети учатся проводить дискуссию, формировать свою точку зрения и подходить к решению проблем самостоятельно.
Знакомясь с произведениями литературы, живописи, музыки, ученики младшего класса сами принимают участие в творчестве, они фантазируют, спорят , размышляют.













Оборудование: таблички со словами, стол для заседания, рамки для просмотра картины, образцы мозаики, газета с объявлением, карточки с незаконченными предложениями , магнитофон, кассета.
Организационный момент.
Учитель( У. ). Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Предлагаю вам садиться
И сейчас начнем трудиться.
2. Введение в тему урока.
У. Мы сегодня собрались на занятие клуба «Ключ и заря»,участниками которого будем мы сами и наши герои Маша и Миша Ивановы, Костя Погодин, волшебница Анишит Йокоповна, Главный Библиотекарь Михаил Потапович. Тема занятия- « Почему люди фантазируют».
(Герои-учащиеся сидят за столом перед классом)
Анишит Йокоповна (А Й): Я предлагаю прочитать историю из книги Татьяны Пономаревой «Укротитель макарон».
3.Чтение произведение Т. Пономаревой « Автобус». Словарная работа.
4. Анализ прочитанного произведения
У. Сколько героев (действующих лиц) в этой истории?
Миша. Два героя.
Маша. Их не меньше трех.
У. А как вы думаете, ребята ?
Дети (Д.) Три героя: Автор, бабушка и автобус.
У. Чье поведение напоминает вам поведение автобуса?
Д. Поведение собаки.
У. Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку?
Маша. Это сказка или рассказ?
Миша (смеясь). Конечно , это сказка! Разве автобус может потеряться? Может вести себя, как собака?
Маша: Это рассказ.
Костя Погодин (К П. ): Это небылица.
Главный Библиотекарь (Г Б): Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке. Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа –разные цели.
Цель небылицы- поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки- приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевленным миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа- «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

У. Познакомимся с содержанием плаката Летучей Мыши.


У. Этот текст-небылица?
Д. Нет.
ГБ: Обсудим мнение Маши и Миши. Ещё раз прочитайте ,каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус»- это сказка или рассказ?
Дети высказывают свою точку зрения.
ГБ: Так и должно быть: по смыслу это сказка –рассказ! Но вот по построению это что?
У. Как вы думаете, ребята?
Д. Рассказ.


В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.




А Й. Хотите проверить своё предположение? Замените в тексте слово «автобус» словом «пес» и прочитайте еще раз. Сразу все увидите.
К П: Тогда придется ещё кое- что заменить. Пес не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом!
А Й. Хорошо! Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте.
У. Замените слово «автобус» словом «пес» и проверьте, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нем –необыкновенные.
Учащиеся пересказывают текст с заменой героя.
У. Можно ли сказать , что автор этого произведения воспринимает неодушевленные предметы как живые? Как называется такой прием?
Д. Олицетворение.
У. Как называется прием, когда мы сравнивали автобус и собаку?
Д. Сравнение.
У. Вы обращаете внимание на объявления в газете? Обязательно ли нужно ждать вознаграждения за возврат или нет?
У. Автор Т. Пономарева -человек с богатой фантазией?
Физкультминутка
5. Поход в «Музейный Дом»
У. А сейчас мы отправимся в «Музейный Дом» и найдем фотографию Нарвских ворот и репродукцию картины Павла Филонова «Нарвские ворота».
К П: Можно я расскажу про Нарвские ворота?
Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены В 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху- колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!
А Й. Очень хорошо, Костя!
У. Ребята! Рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видите коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? Что такое арка?
Ученики ищут в Толковом словаре значение этого слова.
Арка- сооружение в виде больших ворот дугообразной формы.
У. Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь?
Д. Зиму. Люди в зимней одежде.
У. А какой день: солнечный или пасмурный? Докажи свое мнение.
Д. Солнечный, так как снег блестит.
У. Где видно, что ворота- это вход в большой город с многоэтажными домами?
Д. На фотографии.
У. Сравни изображение коней на картине и на фотографии.
Миша. На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные.
Маша. На картине кони как будто ожили.
У. А у вас ,ребята, какое впечатление?
А Й. Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? Такое изображение называется мозаикой.
У. А вы когда-нибудь видели мозаику? Может быть сами ее составляли?
Учитель показывает образцы мозаики.
А Й. Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики. Кто догадался , зачем он это делает?
Ответы детей.
Миша. Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша. Разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
К П. Мозаика из пятен создает впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.
У. Как вы думаете: чтобы так изобразить Нарвские ворота, нужно обладать воображением и фантазией?
Физкультминутка
6. Прослушивание музыкального произведения.
Анишит Йокоповна (подошла к магнитофону и предложила). Давайте послушаем пьесу Сергея Прокофьева «Мимолетности №1»
У. Что вы представили слушая это произведение?
7. Творческая работа учащихся.
У. Сейчас попробуем побывать в роли фантазеров, проявим свое богатое воображение и творчество и выполним следующее задание: закончить данные фразы:
- Что было бы, если солнце всегда было закрыто тучами
-Что было бы, если весь мир, окружающий человека, стал бы очень медленным
-Что было бы, если свет был бы не белым, а черным
8.Итог урока.
У. Что нового вы узнали на уроке? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: . Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве писателей, художников и музыкантов. И нужно нам всем стремиться развивать воображение и уметь проявлять свое творчество..