Урок литературного чтения Почему люди фантазируют


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОСЁЛКА ИСКРА
БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
Конспект
урока литературного чтения в 3 классе
по теме «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
3 класс
Резванова Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2016 год
Тема урока:  «Пытаемся  понять, почему  люди  фантазируют» Т.Пономарёва  «Автобус». (С. 113 – 118), поход  в  «МУЗЕЙНЫЙ  ДОМ», фото «Нарвские  ворота» и репродукция  картины  Павла  Филонова  «Нарвские  ворота».
Планируемые результаты
Предметные:
- учить  школьников  видеть  в  тексте  присутствие  не  только  героев  рассказа, но  и  героя  рассказчика;
-обсудить  с  детьми  особенности  жанров  сказки,  рассказа,  небылицы  и  выяснить,  что  они  различаются  по  своей  цели  и  построению;
- при  помощи  системы  вопросов  побудить  детей  неоднократно  перечитывать  и  просматривать  текст  для  подтверждения  своего  ответа;
- подвести  детей  к  выводу, что  под  взглядом  человека,  обладающего  фантазией  и  развитым  воображением,  обычные  предметы  становятся  чудесными. 
Метапредметные:
развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;
Прогнозируемые результаты:
третьеклассники познакомятся с тем, что  под  взглядом  человека,  обладающего  фантазией  и  развитым  воображением,  обычные  предметы  становятся  чудесными. 
Формирование УУД:
1. Личностные:
проявлять интерес к изучаемому материалу;
проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
2. Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией;   
3. Познавательные:
а) общеучебные:
учить ориентироваться в литературных жанров;
работать с информационным материалом на компьютере;
б) логические:
анализировать, сравнивать репродукции, находить общее и отличия
в) воспитательные:
формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;
4. Коммуникативные:
читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
умение высказать свою точку зрения;
умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
Материалы к уроку:
презентация, репродукция картины,мозаикаОборудование:
мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя, точка доступа для установления локальной сети класса;
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой учащихся (2 мин)
Учитель- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости , давайте их поприветствуем ( кивают головой)
 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Ребята, я знаю, да что там, я уверена, что вы у меня самые умные, самые сообразительные, самые ответственные, поэтому ничего не бойтесь всё у вас получится!!!
СНЯТИЕ СТРАХА
Учитель
Ничего не бойся —
Ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Простое повторение
Давай начнем с него!
2. Актуализация и пробное учебное действие(3 мин)
Учитель Сегодня  очередное  занятие  клуба  « Ключ  и  заря». Мы  продолжим  начатую  нами  тему  на  прошлых  уроках.    Кто  помнит,  как  она  называется?
- «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» (СЛАЙД)
3.Постановка  цели  урока.
-Учитель  Да, тема у нас такая, и сегодня мы ещё раз ответим на этот вопрос «Почему люди фантазируют»
4.Определение  новой  темы    2 мин
-Учитель А теперь отгадайте загадку:
Что за чудо синий дом
Окна светлые кругом
Носит обувь из резины
И питается бензином?
(Автобус)
-Учитель   Как же называется произведение,с  которым мы сегодня будем знакомиться?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Учитель  - ПРОЧТЁМ  интригу  на  стр.113.
5. На  слайде  показать  портрет  писателя    2 мин
Рассказ  ученика (Ледовская А.):
Татьяна  Дмитриевна  Пономарёва  родилась 9 ноября 1977г. В Москве  у  Покровских  ворот. Училась  в  маленькой  сельской  школе  в  подмосковном  посёлке  Клязьма, потом  в  любимой  720-й московской  школе, потом  в  медицинском  училище.   Закончила Литературный  институт  им. Горького.
Работала  медицинской  сестрой, воспитателем  в  детском саду, библиотекарем, редактором… «Думаю – все  эти  мои  работы  были  по  призванию,  обо  всех  вспоминаю с  благодарностью».
В  детстве  хотела  стать  балериной, любила  читать  сказки.
На вопрос:
- Почему  Вам  нравиться  быть  писателем?
Она  отвечает:
- Не  знаю.  Наверное,  потому, что  уже  поздно  становиться  балериной.
А  ещё  потому, что  мне  всё  время  дарят  ручки  и  разные  блокнотики.
6.                Рассматривание  книги «Укротитель  макарон».
(СЛАЙД) 1 мин
Учитель   -Поймать  сбежавшего  из  зоопарка  льва,  укротить  сбесившиеся  макароны, успокоить  грустное  приведение  и  приютить  бездомный  автобус – не  так  уж  и  просто. Но  отважная  и  добрая  бабушка легко  справляется  с  этими  трудными делами.
7.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения  ( 5-7  мин)
Учитель  -Прежде чем прочитать произведение Т.Пономарёвой «Автобус» я предлагаю вам нарисовать по представлению автобус
(листочки и цв.карандаши)
(СЛАЙД)
8.Учитель  А теперь прочтём произведение Т. Пономарёвой «АВТОБУС»
Чтение  текста Т.Пономарёвой  «Автобус». (с.114 – 115) (Читают дети)    3 мин
 Учитель  Похож ли ваш рисунок автобуса на тот, что описывается в произведении Т.Пономарёвой?
Учитель  Что бы вы дорисовали?
9.Выполнение  заданий  с.115 — 118.    2 мин
Учитель
1.Сколько  героев (действующих  лиц) в  этой  истории? (Ответы  детей)
Миша  говорит, что  двое, а  Маша – что  их  не  меньше  трёх.
А  как  думаешь  ты ?2.Поведение  автобуса  напоминает  тебе  чьё- то  ещё  поведение?
Чьё  именно?
3.Объявление  в  газете  подтверждает  твою  догадку?
(Дети  ищут  и читают заметку в  тексте.)
4.Симпатичный  ли  человек  бабушка?
5.Она  похожа  на  твою  бабушку?
10.Определение  Жанра  произведения . ( стр.115-117)    3-4 мин
Учитель-
Это  сказка  или  рассказ? – спросила  Машина  подружка  Таня  Перова?
-Конечно,  это  сказка! – рассмеялся  Миша.- Разве  автобус  может  потеряться? Может  вести  себя,  как  собака?
-Это  рассказ! – убеждённо  возразила  Маша, но  доказать  не  смогла.
-Это  небылица,- сказал  Костя  Погодин.
-   Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке,
-    Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа - разные цели.
Познакомься с содержанием плаката Летучей Мыши. (СЛАЙД)
 Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
 Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
Учитель    -Теперь ты сможешь ответить на вопрос
- Обсудим мнение Маши и Миши,  - Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» - это сказка или рассказ?
Как ты ответишь на этот вопрос? Для этого выполним залание на карточках
 11.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону   2 мин
-   Для этого разделимся на группы (Выдаются листы)
«Автобус» Т.Пономарёвой это.........СКАЗКА,РАССКАЗ
         По содержанию это,,,,,,,(СКАЗКА)
-    ПОСТРОЕНИЮ это точно...(РАССКАЗ)
значит это..... рассказ-сказка
 Учитель - Хотите проверить своё предположение? -
-       Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.А что ещё нужно изменить в тексте, что бы было более правдоподобно? ПОДСКАЗКА  со спутавшейся шерстью и маленькой царапиной на боку.
-        (ИСПРАВЛЯЮТ)
 РАБОТА В ГРУППАХ   3 мин
   Учитель  Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём?  ОДУШЕВЛЕНИЕМ (СЛАЙД)
Учитель  Что мы можем сказать об авторе этого рассказа-сказки, какой она человек, обладающий чем?
Итог (дети): Главная  героиня (бабушка),  и  автор (Татьяна  Пономарёва) – это  люди, обладающие  фантазией  и  развитым  воображением,  и  что  под  их  взглядом  обычные  предметы  становятся  чудесными,  способными  на  превращения.
Учитель: Ну а теперь нам пора отдохнуть, прокатимся на автобусе!
ФИЗМИНУТКА             1 мин
По дорожке дальней – дальнейЕхал маленький автобус.Остановки делал часто – Только руку подними;От начальной остановкиДо конечной остановкиА деревья у дорогиКланялись ему листвойОт начальной остановки До конечной остановкиЕхал маленький автобусЕхал маленький автобусТам сидели мы с тобой.
 11.        Учитель  А сейчас мы отправимся   в  «музейный  дом»
 откройте   репродукцию картины  Павла  Филонова  «Нарвские  ворота» и фотографию  «Нарвские  ворота»
Послушаем Висаева Рамзана1) Рассказ  ученика  про  Нарвские  ворота. 1 мин
Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!
2) Выполнение  Заданий  на  с.122 – 124.    2 мин
Рассмотри Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. --Видишь коней?
--Фигуру наездника?
--А арку под конной группой?
--Догадываешься, какое время года изобразил художник?
-- Почему ты так думаешь?
--А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение. --А теперь сравни ворота на картине и на фотографии.--Где ворота слились с городом в единое целое?
--А где они стоят обособленно, отдельно от города?
--Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?
--Сравни изображение коней на картине и на фотографии.
 Учитель - Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? -
 - Такое изображение называется МОЗАИКОЙ. (СЛАЙД)
-А ты когда-нибудь видел(а) мозаику? Может быть, ты сам(а) составлял(а) мозаичное изображение?
-   Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики
 -  - Кто догадался, зачем он это делает?
А тебе удалось догадаться?
 ( Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит. Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
-   Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов. )-   Учитель   Чем обладает Павел Филонов?
Итог (дети):  Для  того,  чтобы  глядя  на  Нарвские  ворота,  изобразить  их так, как  это  сделал  Павел  Филатов,  нужно  обладать  воображением  и фантазией.
 12. Я предлагаю вам тоже пофантазировать и составить мозаику из кусочков цветной бумаги ( работают )(показ работ ,похвалить) 5 мин
 Учитель-Так давайте ответим на наш главный вопрос «ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ?»
         Людям нужна фантазия. Люди без фантазии никогда ничего не создадут большого и ценного, нового. Люди без фантазии - сухи и скучны, они только наполовину живут. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем. (Александра Михайловна Коллонтай) Советский партийный деятель, дипломат, публицист. Нет на свете человека, который мог бы прожить, ни разу не погрузившись в фантазии, ни разу не отдавшись воображению, романтике жизни, ибо в мечтаниях он обретает тот приют, в котором ум его найдет отдохновение. (Гилберт Кит Честертон)  английский писатель.
 (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
 13.Подведение  итогов  и  контроль  результатов.
6. Рефлексия (1мин) (Слайд )- Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение.
(Предложения записаны на доске)
       1.На сегодняшнем уроке я узнал …
После урока мне захотелось …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
 
13. Творческое домашнее задание (1мин)
с.114-118 прочитать и нарисовать рисунок  к произведению Т.Пономарёвой  «АВТОБУС»
А как называется рисунок к рассказу, сказке, стихотворению? ИЛЛЮСТРАЦИЯ
 СПАСИБО ЗА УРОК!