Планирование занятий экологического тренинга Вышли мы все из природы…


Планирование занятий тренинга «Вышли мы все из природы»
«Мы все одной крови, ты и я»
Вид Homosapiens – один из миллионов биологических видов, существующих на планете, равный среди равных. Биологический вид. Биологическое разнообразие.
Оборудование: видеофрагменты, иллюстрирующие историю развития Земли, зарождения и развития жизни; фотографии представителей различных рас, народов и племен; видеофрагменты, содержащие соответствующие сюжеты.
«Огонь из зверя выжег человека»
Главные особенности, выделяющие человека из животного царства. Речь. Язык. Сознание. Абстрактное мышление. Интеллект. Использование огня.
Оборудование: симфоническая поэма А.Скрябина «Прометей»; фрагмент видеофильма о зажжении Олимпийского огня на горе Олимп в Греции,об открытии Олимпийских игр; простейшие приспособления для получения огня без спичек; свечи.
«Кольцо царя Соломона»
Роль языка, как средства общения людей. Информация. Многообразие языков. Языки цвета, запаха, поз, жестов, танца и т.д.
Оборудование: фрагменты видеофильмов, содержащих следующие сюжеты: общение пчел с помощью языка танца, общение рыб, ночные бабочки, находящие друг друга по запаху, танец журавлей, страусов.
«От вороньего гнезда до Третьяковской галереи»
Инстинкты. Сознательное поведение человека. Инстинкт собирательства. Общность инстинкта собирательства и потребности коллекционировать. Собирательство как экологическая ниша.
Оборудование: фрагменты видеофильмов, содержащие следующие сюжеты: всемирно известные собрания произведений искусства, видеорепортаж с торгов знаменитых аукционов; коллекции, собираемые участниками тренинга.
«Охотники и земледельцы»
Элементарные (базовые) и вторичные потребности человека. Псевдопотребности. Стремление к роскоши. Психологические и культурно-исторические корни потребности современного человека охотится («охота ради охоты») и работать на земле («дачный инстинкт»).
Оборудование: песня В.Высоцкого «Идет охота на волков», фрагменты видеофильмов о различных видах охоты.
«В гостях у предков»
Истоки возникновения культуры, искусства, науки, религии, философии. Роль труда в становлении человеческого общества.
Оборудование: репродукции наскальных рисунков, первых скульптурных изображений человека, богов, животных; глина или модельный пластилин.
«О разумных потребностях»
Разумное ограничение потребностей человека – один из наиболее эффективных способов устойчивого равновесия и поддержания экологического равновесия.
Оборудование: фрагменты видеофильмов, содержащих следующие сюжеты: полигоны для сохранения отходов, свалки старых автомобилей, автомобильных покрышек и другое.
«Образовательное учреждение под открытым небом»
Опыт. Информация. Обучение как форма передачи знания, опыта, ценностей. Обучение – явление, имеющее место у многих высокоорганизованных животных.
Оборудование: фрагменты видеофильмов, содержащих следующие сюжеты: лисица обучает детенышей охотится, птенцы учатся летать, игры детенышей животных.
«Наследство, без которого мы могли бы обойтись»
Агрессивность. Иерархия. Группа. Лидер. Биологическая природа агрессивности и ее социальное проявление. Способы направления энергии агрессии в мирное русло.
Оборудование: фрагменты видеофильмов, содержащих следующие фрагменты: примеры агрессивного состояния у животных, массовые беспорядки людей в разных странах, спортивных состязаний (бокс, борьба, хоккей).
«Посиделки и пошумелки»
Биологические и социальные факторы, определяющие особенности поведения подростков: стремление выделится, потребность объединяться в группы с жесткой иерархической структурой и т.п.
Оборудование: фрагменты видеофильмов, содержащих следующие сюжеты: трибуны болельщиков, молодежная дискотека, стадо слонов, вытаптывающих посевы или ломающих крестьянские хижины.
«С чего начинается родина»
Индивидуальная (малая) родина. Биологическая основа любви человека к Родине. Происхождение и сущность понятия малой родины. Импринтинг.
Оборудование: видеосюжеты о различных уголках нашей Родины; фотографии родных мест участников тренинга.
«Почему мы любим животных?»
Биологические и социальные факторы, благодаря которым формируется чувство любви к животным.
Оборудование: любительские съемки домашних животных; фрагменты телепередач о животных; фотографии и рисунки.
«Я и природа: кодекс взаимоотношений»
Этика. Мораль. Антропоцентризм. Экоцентризм. Принципы взаимодействия человека с окружающим миром с позиции экоцентризма.
Оборудование: тексты различных законодательных документов охраны дикой природы, фрагменты фильмов о природе.
«Мое внутреннее убежище»
Стресс. Аутотренинг. Душевное равновесие. Способы избавления от усталости, последствий стресса.
Оборудование: симфоническая поэма М.Чюрленес «В лесу», «Космическая опера» Д.Маруани; видеофильмы с сюжетами тропического леса, подводного мира морей и океанов, морского побережья и т.п.