Конспект занятия по русскому языку по теме Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?


Тема: Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности; развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи; побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.
Формируемые УУД
Познавательные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.
Личностные: самоопределение, самооценка.
Осваиваемые понятия: одушевленные и неодушевленные предметы
Оборудование: картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов, карточки с заданием для групповой работы
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу, окружающим. (Сажаю детей)
- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила:
Не выкрикиваем!
Не перебиваем друг друга!
Мы слышим друг друга!
Учимся работать сообща!
- Я желаю вам успехов.
Гимнастика для пальчиков рук.
1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.
2.Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)Чистописание.
- Кк кк ки клКто зимой белый, а летом серый?
- На какой вопрос отвечает слово отгадка?
II. Актуализация знаний.
- Скажите, пожалуйста, а какое слово из них лишнее? Почему? («Неживые» предметы и «живой»)
На доске: Чашка, стол, газета, белка, машина.
- А какие вопросы мы поставим к этим словам?
III. Формулирование темы и цели урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, которые отвечают на вопросы кто? или что?).
- Какова тема нашего урока? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?)
- Мы будем учиться ставить к слову вопросы кто? или что?
IV. Изучение нового материала.
- Прочитайте предложение про себя.
На доске: Девочка несет портфель.
- В этом предложении говорится о ком? или о чём?
- Какой вопрос зададим к первому слову? (Что?)
- Почему? (Обозначает неживой предмет)
- А можно сказать, что в этом предложении говорится о ком-то? (Да)
- Какой вопрос зададим к первому слову? (Кто?)
- Почему? (Обозначает живой предмет)
- Когда мы задаём к слову вопрос кто?
- Когда мы задаём вопрос что?
- Сформулируйте вывод:
Вывод: Если слово обозначает живой предмет, задаём вопрос кто?, если неживой – что?
- Запишите предложение.
- В нашем языке есть слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?». На вопрос «КТО?» отвечают слова, которые называют
людей (мама, мальчик),
зверей (кошка, слон),
птиц (синица, воробей),
рыб (окунь, щука),
насекомых (муравей, пчела)
- На вопрос «ЧТО?» отвечают все остальные слова: школа, парта, окно, ветер, гроза, море.- А теперь давайте потренируемся задавать вопросы КТО? ЧТО? к словам
Физкультминутка.
- Я буду читать слова. Если слово отвечает на вопрос кто? мальчики приседают, если слово отвечает на вопрос что? девочки подпрыгивают.
(Солнце, бабочка, дети, скворечник, муравей, дождь, облака, грач.)
V. Первичное закрепление открытых знаний, развитие умений.Игра «Доскажи словечко»:
Апрель, апрель,
На дворе звенит … .
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло, убирайте … .
Верещунья, белобока,
И зовут её … .
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … . .
Дети записывают слова (1 ученик у доски), определяют, на какие вопросы они отвечают
Гимнастика для глаз.
- Глазками найти предметы в классе
Самостоятельная работа.
Сейчас поработаем в группах.
- Подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Весна.
Наступила (что?) … . Ярко светит (что?) … . Бегут говорливые (что?) … . (Кто?) … пускают кораблики. Летят перелетные (кто?) … . Все рады приходу весны.
Слова для справок: солнце, птицы, весна, ручейки, дети.
- Прочитайте текст.
VI. Рефлексия, итог урока.
-Что вам понравилось на уроке?
-Что вызвало затруднения?
-Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
-Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за внимание!