Урок математики в 5 классе на тему Сложение и вычитание десятичных дробей

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 имени Джалиля Киекбаева»
городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан













Учитель математики: Юнусова З.Ю.

г. Стерлитамак – 2015
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Тип урока: нестандартный урок
Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор, карточки с заданиями.
Цели урока:
1. Образовательные:
обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
усиление практической направленности обучения;
применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
2. Развивающие:
формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
3. Воспитательные:
воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Мотивация урока: Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:
создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
оперативный контроль над выполнением требований.
Подготовка к уроку:
Презентация ”Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Карточки для устного счёта.
Презентация для учащихся «Лабиринт».
У учащихся должны быть сформированы навыки работы с электронными презентациями.
Структура урока

Содержание
Ориентировочное время (мин.)

1.
Организационный момент
3

2.
Мотивационное начало урока, постановка целей урока


3.
Обобщение пройденного материала
(фронтальный опрос)
10

4.
Устный счёт (с самопроверкой)
6

5.
Выполнение письменных упражнений
15

6.
Физминутка
1

7.
Игра-лабиринт “Сложение и вычитание десятичных дробей”
7

8.
Подведение общих итогов.
Постановка домашнего задания
3

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Сегодня наш урок посвящен одной особе.
Слушайте внимательно,
Отвечайте на вопросы,
Всё, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте,
Меня, прошу, не подкачайте
2. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.

Учитель: Мы будем работать с компьютером. Ведь компьютер предназначен не только для развлечений. Он является вашим помощником в нелёгком учебном труде. Его использование делает обучение интересным, увлекательным и объективным, потому что он оценивает только ваши знания, а не вас самих.
Цель нашего урока – обобщить знания по теме “ Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. В течение урока вы будете отвечать на вопросы, считать устно и письменно, а также должны будете с достоинством преодолеть компьютерный лабиринт.
3. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос).
Давайте вспомним:
1. Какие числа называются десятичными дробями?
Ответ:  Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).
2.Прочитайте десятичные дроби : 0,2; 3,87; 11,001; 76,134; 5,5; 0,000632 ; 0,47; 0,0777.  
  3. Как сравнить десятичные дроби?
Ответ: Чтобы сравнить десятичные дроби надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а затем отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.
4. Назовите дроби в порядке возрастания: 7,2201;   7,535;   7,30004;   7,6112; 7,01
Ответ: 7,01; 7,2201;  7,30004; 7,535;   7,6112. 
5. Какой знак нужно поставить между 4 и 5 чтобы получилось число больше 4, но меньше 5?
Ответ: запятую
6. Как сложить десятичные дроби?
Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:
а) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой, в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую, г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
7. Как вычесть десятичные дроби?
Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:
а) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой, б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой, в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую, г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
8. Учитель: Когда я добиралась до школы, то попала под дождь со снегом, и капли смыли все запятые в десятичных дробях. Давайте вернем все запятые на место, чтобы получить верные равенства.
32 +18 = 5 42+17 = 212 63-027 = 603
736-336 = 4 57-4 = 17 3+108 = 408
Ответ:
3,2+1,8 = 5 4,2+17 = 21,2 6,3-0,27 = 6,03
7,36-3,36 = 4 5,7-4 = 1,7 3+1,08 = 4,08
Задание: в тетради выполнить представленные действия правильно.
9. Найди четвертое число:
0,3456 (0,4365
0,2345 (0,3254
0,4321(0,1234
0,5793(0,3975

12,325(32,512
47,263(26,347
501,78(10,578
904,35(40,935

4. Устный счёт.
Учитель: Сейчас каждому из вас будет выдана карточка с примерами. Необходимо устно выполнить все предложенные действия. Каждый пример, кроме первого, начинается с ответа предыдущего. Если вы сосчитали правильно, то свой ответ найдёте среди чисел на доске. (На доске выписаны числа 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5).Как только будет найден ответ, я прошу вас поднять руку.
(Для быстрой проверки правильности ответа карточки составлены таким образом, что верный ответ получается вычитанием из первого числа с карточки номера варианта).

1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант

1,1 + 8,9= ___
___- 4,4= ___
___- 5,4= ___
___+0,15=___
___- 0,25=___
2,2 + 1,8 = ___
___+ 2,3 = ___
___- 6,36= ___
___- 0,19= ___
___+0,15= ___
3,3 + 2,7= ___
___- 1,2= ___
___- 4,4= ___
___+0,05=___
___- 0,15=___
4,4 + 4,6= ___
___- 6,4= ___
___- 2 = ___
___+0,05=___
___- 0,25=___
5,5 + 1,5 = ___
___+0,34= ___
___- 7,04= ___
___- 0,05= ___
___+0,25= ___

Ответы:

1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант

1,1 + 8,9= 10
10 - 4,4 = 5
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°Учитель: Перед вами карточки с равенствами, если равенство, верно, то ставите знак «+», если равенство неверно, то ставите знак «–».
 
Вариант 1
1.  2.  5,071 < 5,7 3.  14,7 + 6,12 = 20,19 4.  47,6 – 7,03 = 40,57
5. четыре целых тридцать
шесть тысячных=4,036
Вариант 2
1.   2.  15,093 > 15,9 3.  26,4 + 3,14 = 29,54 4.  58,73 – 8,7 = 50,03 5. четыре целых тридцать
шесть тысячных=4, 360

– + – + +
+ – + + –


В конце  работы ученики с рядом сидящими обмениваются работами, учитель показывает правильные варианты ответов, учащиеся карандашом друг у друга исправляют ошибки и оценивают.
5. Выполнение письменных упражнений. Между заданиями физминутка.
1. Запишите четыре значения а, для которых верно неравенство
0,33
· a
· 0,36:




Решение: 0,33; 0,34; 0,35; 0,36.
2. Распутайте клубок. Какие фигуры вы видите?



Решение: 1) 45,5-25,5=20 2) 20-17,03=2,97 3) 2,97+3,8=6,77
4) 6,77-2,03=4,74 5) 20-4,74=15,26
6. Физминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Выполнение письменных упражнений. (продолжение)
3. Решите уравнение: (х-18,2)+3,8=15,6.
Решение: х-18,2=15,6-3,8
х-18,2=11,8
х=18,2+11,8
х=30
(30-18,2)+3,8=15,6
15,6=15,6
4. А сейчас давайте решим такую задачку. Без логики нам ее не решить, надо хорошо поразмышлять. Итак, три неразлучных друга – Винни-Пух, Кролик и Пятачок – решили узнать свою массу. Но шкала весов до 20 кг была повреждена. Поэтому Винни-Пух взвесился сначала с Кроликом, получилось 22,4 кг; затем с Пятачком, получилось 23,5 кг; а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Какова масса каждого из друзей в отдельности?
Решение: 1) 26,7 – 22,4 = 4,3 (кг) – весит Пятачок.
2) 26,7 – 23,5 = 3,2 (кг) – вести Кролик
3) 22,4 – 3,2 = 19,2 (кг) – весит Винни – Пух
5. Поставьте вместо звездочек пропущенные цифры:

Решение: 3,757+ 0,430=4,187; 4,230 - 2,783=1,447
7. Игра-лабиринт “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
Учитель: А сейчас наступает время игры-лабиринта. Те, кто из вас смогут выйти из него, получите в награду оценку “5”. Кто заблудится и до конца урока так и останется внутри лабиринта, у того будет возможность ещё раз попытать своё счастье, но для этого придётся дома укрепить свои знания по теме нашего урока.
Правила игры: В каждом задании даны четыре варианта ответов, из которых нужно, по Вашему мнению, выбрать правильный, щёлкнув левой кнопкой мыши на значке рядом с этим ответом. Предварительно необходимо записать этот ответ на листе бумаги.
Всего в лабиринте 4 этапа. Если все этапы были пройдены верно, то при выборе последнего ответа появится сообщение об успешном прохождении по лабиринту, иначе Вам придётся вернуться к первой задаче и начать всё заново.
1. Вычислить:

1) 2,83+(7,35+8,77)
Варианты ответов:
а) 11,6
б) 18,95
в) 17,95
г) 16,195
 
 
 

2. Решить уравнение:

1) 17 – х = 0,87
Варианты ответов:
а) 17,87
б) 1613
в) 16,27
г) 16,13
2) 45,6 – х = 13
Варианты ответов:
а) 32,6
б) 44,3
в) 58,6
г) 46,9
3) 12,1 – х = 8,7
Варианты ответов:
а) 20,8
б) 34
в) 3,4
г) 4,3
4) х + 4,837 = 6,5
Варианты ответов:
а) 1,663
б) 1,737
в) 11,337
г) 4,772

3. Представить данное число в виде суммы двух чисел

1) Число 25,6
Варианты ответов:
а) 13,6 и 13
б) 12,1 и 12,5
в) 11,27 и 14,13
г) 13,135 и 12,465
2) Число 42,8
Варианты ответов:
а) 31,8 и 12
б) 30,706 и 12,094
в) 32,3 и 10,4
г) 30,25 и 12,45
3) Число 36,9
Варианты ответов:
а) 23,63 и 13,17
б) 22,4 и 24,5
в) 21,481 и 15,417
г) 21,2 и 15,6
4) Число 53,5
Варианты ответов:
а) 31,846 и 21,654
б) 32,24 и 21,21
в) 30,1 и 23,5
г) 25,2 и 27,3

4. Какое число не является результатом ни одного из действий:

1) 20,01 – 11,1
49 + 17,8
73 - 6,3
Варианты ответов:
а) 67,7
б) 66,8
в) 8,91
г) 66,7
2) 30,02 – 16,2
65 - 17,4
21 + 26,3
Варианты ответов:
а) 13,82
б) 48,6
в) 47,3
г) 47,6
3) 40,03 – 13,3
31 + 23,5
62 - 7,4
Варианты ответов:
а) 54,6
б) 54,5
в) 55,6
г) 26,73
4) 50,04 – 27,4
96 - 34,7
45 + 16,5
Варианты ответов:
а) 61,3
б) 22,64
в) 61,5
г) 62,3


В презентации каждое из 13 заданий выполнено на отдельном слайде. Напротив каждого варианта ответов на каждом слайде установлены управляющие кнопки. При правильном выборе ответа ученик с первого этапа переходит на одну из задач второго этапа, аналогично он переходит на третий и четвёртый этапы. И только комбинация четырёх правильных ответов приводит его на слайд поздравления. Если же на каком-либо этапе ученик ошибся, пусть даже только один раз, управляющие кнопки всегда будут возвращать его в начало лабиринта. Меняя задачу первого этапа, можно получить, по меньшей мере, 4 варианта этой игры.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
А сейчас мы с вами подведем итоги, как вам работалось сегодня на уроке. Послушайте сначала такую притчу. Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство. Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем. «Что ты делаешь?» спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник. «Ты что, не видишь камни таскаю!» зло ответил тот. Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил: «Что ты делаешь?» «Я зарабатываю на еду для своей семьи», спокойно ответил тот. Странник подошел к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее. «Что делаешь ты?» «Я строю храм», улыбнулся тот.
А теперь вопросы:
- Кто работал на уроке еле- еле, через силу?
- Кто работал просто добросовестно?
- А кто работал с удовольствием и радостью?
Выберите себе соответствующие рожицы.

9. Домашнее задание: № 1251, № 1252, № 1266.
10. Используемая литература:
1.



Методическая разработка
открытого урока математики
с применением ИКТMonotype CorsivaБумажный пакетСложение и вычитание
десятичных дробейBookman Old StyleРисунок 2Рисунок 2Рисунок 20
ђ Заголовок 2 Заголовок 315