Программа кружка Тайны удмуртского народа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УО АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛТИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
Т.В.Шутова/______________/
«_____» __________20____г
«Утверждаю»
Директор школы:
А.В.Блинов/_________________/
Приказ № __________ от «_____» __________20____г
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Чумаковой Светланы Леонидовны, учителя I категории
кружок «Тайны удмуртского народа», 5 класс


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____ от
«____» ____________20__ г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Тайны удмуртского народа” разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тайны удмуртского народа » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Специальное значение программы состоит в формировании у учащихся представлений об истории и культуре удмуртского народа, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических норм, в создании условий для познания себя как носителя определенной культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков. Собирая сведения о духовно-нравственной культуре, записывая обычаи и традиции своей семьи, односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Занятия проводятся в форме кружка.
Цель – формирование объективного подхода к историческим событиям на основе толерантного отношения к духовно-нравственной культуре удмуртского народа.
Задачи обучения:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта удмуртского народа;
- овладение учащимися основными знаниями о культуре удмуртского народа, понимание культурного наследия для современного общества;
- воспитание учащихся в духе уважения к своей истории и гордости за героические свершения предков, воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов;
- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках;
- формирование способности применять усвоенные знания на практике.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Ценностные ориентиры содержания предмета направлены на формирование:
- основ гражданской идентичности посредством воспитания чувства сопричастности к истории и культуре народов Удмуртии, России;
- психологически комфортных условий общения, сотрудничества на основе доброжелательности, внимания и уважения к людям;
- ценностных ориентиров личности на основе принципов гуманизма;
- умения учиться, т.е расширение и формирование мотивов познания и творчества, способности к организации своей деятельности;
- самостоятельности, инициативности и ответственности личности.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
- теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, кроссворды, работа с иллюстрациями) - практические (экскурсии, встречи, составление проектов, работа с документами, СМИ, работа с компьютером) Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: родители, односельчане.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему с учителем, в группах, с респондентами;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе сбора информации.
Программа предусматривает применение разных технологий обучения: игровые технологии, ИКТ, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, проектную и исследовательскую деятельность.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.

Учебно- тематический план
№ Наименование разделов Количество часов
1 Введение. «Моя Удмуртия» 3
2 Фольклор удмуртов 10
3 Тайна имени 4
1 Путешествуя по старой удмуртской усадьбе 10
2 Что нам стоит дом построить 7
3 Итоговое обобщение 1
итого: 35
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Интернета, ведения бесед с односельчанами;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Основное содержание

Моя Удмуртия. Удмуртия на карте России. Территория, границы. Природные богатства Удмуртии. География и природный мир. Ижевск – столица – Удмуртии.
Фольклор удмуртов. Мифы и легенды удмуртского народа. Богатыри-батыры. Сказки. Загадки. Приметы. Удмуртские народные игры. Игры жителей нашего села.
Тайна имени. Из истории образования имен и фамилий. Имена и фамилии моего села.
Путешествуя по старой удмуртской усадьбе. Жилище и хозяйственные постройки удмуртов. Расположение деревни. Парадная сторона усадьбы. Украшения-обереги на воротах и окнах. Кенос. Куала. Убранство дома. Роль печи в жизни удмуртов. «Красный угол». Предметы быта. Музей под открытым небом – Лудорвай.
Что нам стоит дом построить. Место для постройки дома. Материал для строительства. Веме. Обряды, связанные с постройкой дома. Дети – помощники взрослых. Новоселье. Обычаи и традиции моего села.
Календарно-тематическое планирование

занятия дата
(календарная неделя)
Темы занятий Кол-во Содержание занятия
Введение (3)
1 Введение. Викторина «Моя Удмуртия» 1 Удмуртия на карте России. Территория, границы. Природные богатства Удмуртии. География и природный мир
2-3 Экскурсия «Ижевск – столица Удмуртии» 2 Ижевск – столица Удмуртии. Достопримечательности города: музей им. Т.М.Калашникова.
Фольклор удмуртов (10)
4-5 Мифы и легенды удмуртского народа 2 Мифы и легенды удмуртского народа. Богатыри-батыры. Сказки удмуртов.
6 Загадки. 1 Из истории появления загадок. Время для загадывания и запрещения загадок.
7 Конкурс загадок 1 Загадки моей бабушки. Разгадывание и составление загадок.
8 Приметы удмуртского народа. 1 Приметы удмуртского народа. Сбор материалов о приметах среди жителей села.
9 Приметы удмуртов моего села 1 Составление проекта «Приметы удмуртов моего села»
10 Удмуртские народные игры 1 Удмуртские народные игры.
11-12 Игры моей бабушки 2 Сбор материалов об играх среди жителей села. Составление проекта «Игры моей бабушки»
13 Игра «Поле чудес» 1 Обобщение материала о фольклоре удмуртского народа
Тайна имени (4)
14 Имена удмуртов 1 Из истории появления имен у удмуртов
15 Фамилии удмуртов 1 История появления фамилий у удмуртов.
16 Значение фамилии моего рода 1 Поиск информации из Интернета о значении фамилии. Составление мини-проекта.
17 Имена и фамилии моего села 1 Составление статистики имен и фамилии села: распространенные, редкие. Большие рода села.
Путешествуя по старой удмуртской усадьбе (10)
18 Жилище и хозяйственные постройки удмуртов 1 Расположение деревни. Жилище и хозяйственные постройки удмуртов.
19 Украшения жилищ. 1 Парадная сторона усадьбы. Украшение ворот и окон.
20 Кенос. 1 Роль кеноса, особенности построения.
21 Куала. 1 Роль куалы в жизни удмуртов. Особенности.
22 Убранство дома. 1 Убранство дома. Роль печи в жизни удмуртов. Нары. Лавки. «Красный угол».
23 Предметы быта.
1 Предметы быта. Предметы старины в моем доме.
24-25 Музей под открытым небом – Лудорвай. 2 Экскурсия в музей
26 Проект - отчет по экскурсии 1 Составление проекта по экскурсии: презентация, рисунки, схемы или сочинение по выбору учащегося.
27 Игра «Что? Где? Когда?» 1 Игра по разделу «Путешествуя по старой удмуртской усадьбе»
Что нам стоит дом построить (7)
28 Место для постройки дома 1 Выбор места для дома.
29 Материал для строительства 1 Выбор деревьев для строительства. Время рубки деревьев. Подготовка инструментов.
30 Веме 1 Помочь. Срубы. Постройка крыши. Постройка печи. Дети – помощники взрослых. Угощение.
31 Обряды, связанные с постройкой дома 1 Обряды, связанные с постройкой дома: при выборе места, при закладке сруба.
32 Новоселье.
1 Новоселье. Обряды, связанные с новосельем.
33-34 Обычаи и традиции моего села. 2 Сбор информации среди жителей села об обычаях и традициях, связанных с постройкой дома, новосельем. Составление проекта.
35 Игра «Великолепная пятерка» 1 Обобщение изученного материала. Подведение итогов деятельности кружка.
Учебно-методическое и материальное обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения количество Примечание
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)
Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1991 10 Мы строим дом. Отв. за выпуск З.Я.Боткина. 3 Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Удмуртия, 2004 2 Настенные карты
Географическая карта Удмуртии 1 Технические средства
Ноутбук 1 Телевизор 1 Проектор 1 Экспозиционный экран 1 Интернет-ресурсы